Нижний Новгород |
|
03 марта 2015 г. |
Дело N А28-7305/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.03.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы субъекта Российской Федерации Кировская области в лице Департамента финансов Кировской области и муниципального унитарного предприятия "Яранское пассажирское автотранспортое предприятие" Яранского района Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.08.2014, принятое судьей Пономаревой Е.Л., на дополнительное решение Арбитражного суда Кировской области от 30.10.2014, принятое судьей Пономаревой Е.Л., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014, принятое судьями Хоровой Т.В., Немчаниновой М.В., Черных Л.И., по делу N А28-7305/2014
по иску муниципального унитарного предприятия "Яранское пассажирское автотранспортое предприятие" Яранского района Кировской области (ИНН: 4339009243, ОГРН: 1094339000469)
к субъекту Российской Федерации Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области (ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497)
о взыскании 5 022 780 рублей
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Яранское пассажирское автотранспортное предприятие" Яранского района Кировской области (далее - МУП "Яранское ПАТП", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к субъекту Российской Федерации Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 5 022 780 рублей убытков.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 07.08.2014 исковое требование удовлетворено частично: в пользу МУП "Яранское ПАТП" с Департамента финансов взыскано 2 376 000 рублей убытков; в остальной части иска отказано.
Дополнительным решением от 30.10.2014 в пользу МУП "Яранское ПАТП" с Департамента финансов взыскано 212 400 рублей убытков.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 решение и дополнительное решение суда оставлены без изменения.
Департамент финансов и Предприятие не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Департамент финансов считает, что истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства, подтверждающие факт перевозки школьников 1 - 4-х классов и фактические затраты Предприятия (путевые листы, билетно-учетные листы, ведомости приобретения и выдачи билетной продукции). По мнению ответчика, использованный Предприятием расчетный метод определения убытков не может быть применен. Расчет недополученных доходов должен быть определен по формуле, предусмотренной в разделе 2 Порядка предоставления из областного бюджета денежных средств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения, на специальных перевозках к местам захоронений, на возмещение им недополученных доходов в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 25.01.2012 N 136/24. При этом учет количества перевезенных пассажиров, имеющих право на льготный проезд, при отсутствии в муниципальном образовании автоматизированной системы учета и оплаты проезда определяется по количеству реализованных билетов с пометкой "Бесплатно". Невыдача разовых проездных билетов школьникам 1 - 4-х классов и неведение учета количества перевезенной льготной части населения производились автоперевозчиком в нарушение действующего законодательства.
Подробно доводы Департамента финансов изложены в кассационной жалобе.
МУП "Яранское ПАТП" считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По мнению Предприятия, отмена Правительством Кировской области пункта 4 постановления от 21.07.2008 N 140/286, предусматривавшего льготу для школьников 1 - 4-х классов, при принятии правлением Региональной службы по тарифам Кировской области (далее - РСТ Кировской области) решения от 31.07.2012 N 31/1 об установлении бесплатного тарифа на перевозку школьников 1 - 4-х классов подтверждало обязанность автоперевозчиков возить указанную категорию пассажиров в период с 01.09.2012 по 30.09.2013 бесплатно. Истец полагает, что им правомерно применен расчетный метод определения убытков, поскольку Предприятие в силу закона не обязано было вести учет количества бесплатно провезенных льготников.
Подробно доводы Предприятия приведены в кассационной жалобе.
Предприятие в отзыве и дополнительном отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов Департамента финансов.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 24.02.2015.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили.
Законность решения, дополнительного решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25.01.2011, 19.01.2012, 15.01.2013 Предприятие и администрация муниципального образования Яранское городское поселение Яранского района Кировской области (далее - Администрация) заключили соглашения, согласно пунктам 1.1, 2.1.1 которых Предприятие в течение 2011, 2012 и 2013 годов оказывает транспортные услуги по перевозке пассажиров на транспорте общего пользования на городских маршрутах в пределах территории Яранского городского поселения, а Администрация предоставляет Предприятию субсидию в целях возмещения затрат в части превышения расходов, понесенных им в связи с применением установленных в нормативном порядке тарифов на услуги по перевозке пассажиров на городских маршрутах, над доходами от таких услуг.
Во исполнение указанных соглашений Предприятие с 01.05.2011 по 30.10.2013 оказывало услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в границах Яранского городского поселения по маршрутам N 1 и 2.
При осуществлении деятельности по перевозке Предприятие предоставляло право бесплатного проезда гражданам, перечень которых утвержден постановлениями Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 140/286 и от 17.09.2013 N 227/608 и включает в себя в том числе обучающихся на ступени начального общего образования (1 - 4-й классы) общеобразовательных учреждений области.
Согласно расчету, произведенному Предприятием, размер убытков (неполученных доходов), понесенных им в связи с перевозкой школьников 1 - 4 классов, составил 5 022 780 рублей.
Размер убытков определен с использованием расчетного метода, при этом для его определения Предприятие использовало: справки образовательных учреждений о списочном количестве учащихся 1 - 4 классов; сведения о среднероссийском количестве поездок пассажиров-льготников в месяц на каждом виде транспорта согласно пункту 55 постановления Федеральной службы государственной статистики от 19.01.2007 N 9, равное 30 поездкам в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда; сведения о доле Предприятия в общем объеме транспортных перевозок пассажиров по городским маршрутам города Яранска; установленный РСТ Кировской области тариф на проезд.
В связи с невозмещением убытков, понесенных в результате предоставления указанных льгот, МУП "Яранское ПАТП" обратилось в суд с иском об их взыскании за счет средств областного бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 790 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Кировской области частично удовлетворил исковое требование. Суд пришел к выводам о доказанности факта возникновения у Предприятия с 01.05.2011 по 30.06.2012 и в октябре 2013 года убытков вследствие предоставления льготного проезда гражданам и об обязанности субъекта Российской Федерации Кировской области возместить их истцу.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 8, 15 и 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу МУП "Яранское ПАТП", Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
В статье 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в силу пункта 3 статьи 125 эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В пункте 5 этой же статьи предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменил ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату.
Названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 140/286 "О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области" обучающимся на ступени начального общего образования (1 - 4-й классы) общеобразовательных учреждений области было предоставлено право бесплатного проезда в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения (пункт 4 постановления).
Постановлением Правительства Кировской области от 07.08.2012 N 165/470 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 140/286" пункт 4 исключен из постановления N 140/286.
Постановлением Правительства Кировской области от 17.09.2013 N 227/608 в постановление от 21.07.2008 N 140/286 внесены изменения, в соответствии с которыми учащимся 1 - 4-х классов предоставлено право бесплатного проезда в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения с 01.10.2013.
Таким образом, учащиеся 1 - 4-х классов общеобразовательных учреждений области имели право бесплатного проезда в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения на территории Кировской области до 01.09.2012 и с 01.10.2013.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что МУП "Яранское ПАТП" с 01.05.2011 по 30.10.2013 осуществляло перевозку пассажиров транспортом общего пользования в границах Яранского городского поселения, в том числе учащихся 1 - 4-х классов.
Установив, что Правительство Кировской области, действуя в пределах своих полномочий, с 01.09.2012 исключило, а с 01.10.2013 вновь включило в число граждан, которым предоставлено право льготного проезда в общественном транспорте, учащихся 1 - 4-х классов, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на субъект Российской Федерации Кировскую область обязанности по возмещению Предприятию доходов, не полученных в связи с перевозкой данных граждан в период с 01.09.2012 по 30.09.2013.
Ссылка Общества на решение правления РСТ Кировской области правомерно отклонена судами, указавшими, что орган местного самоуправления (в рассматриваемом случае субъект Российской Федерации - Кировская область) определяет категорию граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте, а РСТ Кировской области устанавливает тариф на проезд.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Предприятию в удовлетворении иска в данной части; кассационная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Рассмотрев кассационную жалобу Департамента финансов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации.
На территории Кировской области до 05.02.2012 таким нормативным правовым актом являлось постановление Правительства Кировской области от 23.10.2008 N 150/430 "Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета денежных средств предприятиям транспорта и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом городского и пригородного сообщения, на возмещение им выпадающих доходов, полученных в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области".
С 01.01.2012 порядок возмещения организациям расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан определен постановлением Правительства Кировской области от 25.01.2012 N 136/24 "Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета денежных средств юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения, на специальных перевозках к местам захоронений, на возмещение им недополученных доходов в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области".
Согласно разделам 2 и 3 указанных Порядков предоставления из областного бюджета денежных средств, предусматривающих расчет недополученных доходов, сумма недополученных доходов определяется по формуле: Дн = (То - Тл) x К x К1, где: Дн - недополученные доходы; То - тариф на перевозку пассажиров на городских маршрутах для граждан, не имеющих права на льготный проезд; Тл - тариф на перевозку пассажиров на городских маршрутах для граждан, имеющих право на льготный проезд; К - количество перевезенных пассажиров соответствующих льготных категорий; К1 - коэффициент для городских маршрутов - 0,5.
Суды установили, что размер убытков определен МУП "Яранское ПАТП" с использованием расчетного метода, при этом для его определения Предприятие использовало сведения о списочном количестве учащихся 1 - 4-х классов, сведения о среднероссийском количестве поездок пассажиров-льготников в месяц, установленный РСТ Кировской области тариф на проезд, и учитывало то, что доля Предприятия в общем объеме транспортных перевозок пассажиров по городским маршрутам города Яранска составляет 100 процентов.
Таким образом, удовлетворив требование истца в части взыскания убытков, определенных расчетным методом, и признав расчет убытков Предприятия верным, суды не учли, что порядок расчета убытков автотранспортных предприятий в связи с перевозкой льготной категории граждан установлен нормативно, следовательно, Предприятие не вправе самостоятельно (иным расчетным путем) производить определение недополученных им доходов.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты в части удовлетворения требования Предприятия (взыскания в его пользу с Департамента финансов 2 376 000 рублей убытков с 01.05.2011 по 30.06.2012 и 212 400 рублей убытков с 01 по 30.10.2013) подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, после чего вынести законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Яранское пассажирское автотранспортое предприятие" Яранского района Кировской области оставить без удовлетворения, кассационную жалобу субъекта Российской Федерации Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 07.08.2014, дополнительное решение Арбитражного суда Кировской области от 30.10.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу N А28-7305/2014 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кировской области.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменил ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2015 г. N Ф01-6383/14 по делу N А28-7305/2014