Нижний Новгород |
|
24 февраля 2015 г. |
Дело N А43-10520/2012 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Жегловой О.Н.
при участии представителей
от открытого акционерного общества "Оборонэнерго": Мокина А.А. по доверенности от 26.09.2014 N 15, Фроловой А.А. по доверенности от 12.01.2015 N 7,
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Нижновэнерго": Лебедева С.П. по доверенности от 22.12.2014,
от открытого акционерного общества "Нижегородская сбытовая компания": Власова М.В. по доверенности от 30.12.2014 N 85,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.05.2014, принятое судьей Чугуновой Е.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014, принятое судьями Вечкановым А.И., Малышкиной Е.Л., Логиновой О.А., по делу N А43-10520/2012
по иску открытого акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Волго-Вятский" (ИНН: 7704726225, ОГРН: 1097746264230)
к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Нижновэнерго" (ИНН: 5260200603, ОГРН: 1075260020043),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытое акционерное общество "Нижегородская сбытовая компания", открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" и открытое акционерное общество "Владимирская энергосбытовая компания"
о взыскании задолженности
и установил:
открытое акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Волго-Вятский" (далее - ОАО "Оборонэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Нижновэнерго" (далее - ОАО "МРСК Центра и Приволжья", Компания) о взыскании 5 868 214 рублей 13 копеек стоимости фактически оказанных услуг по передаче электрической энергии с 01.09.2011 по 31.12.2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Нижегородская сбытовая компания" (далее - ОАО "НСК"), открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт") и открытое акционерное общество "Владимирская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "ВЭК").
Из искового заявления и имеющихся в деле пояснений участвующих в деле лиц следует, что возникший спор связан с разногласиями сторон относительно обязанности Компании оплатить услуги по передаче электроэнергии по сетям Общества до потребителей электроэнергии, точки поставки которых не были согласованы с Компанией в договоре на оказание услуг по передаче электроэнергии от 12.12.2011 N 3542-юр, распространившем действие на отношения сторон с 01.09.2011.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 12.05.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014, отказал в удовлетворении исковых требований.
Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания ответчика потребителем услуг в спорном объеме в отношении заявленных истцом точек поставки электрической энергии.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 12.05.2014 и постановление от 18.09.2014 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что ответчик является в Нижегородской области держателем средств по расчетам за услуги по передаче электроэнергии, оплату за которые Компания получает от гарантирующих поставщиков, сбытовых организаций и потребителей электроэнергии. Из полученных средств Компания должна производить расчеты за услуги по передаче электроэнергии с иными сетевыми организациями, участвующими в процессе транспортировки электроэнергии до ее потребителей, на основании индивидуальных тарифов, установленных для расчетов между парой сетевых организаций. Сети истца присоединены к энергопринимающим устройствам потребителей электроэнергии, транспортировка которой, минуя сети Общества, невозможна. В этой связи Компания должна оплатить Обществу оказанные услуги по передаче электроэнергии до непосредственных потребителей. Отсутствие в договоре на оказание услуг по передаче электроэнергии от 12.12.2011 спорных точек поставки не исключает обязанность Компании оплатить оказанные Обществом посредством его сетей услуги по передаче электроэнергии до названных точек поставки. Заявитель считает, что, согласно тарифному решению, установлен индивидуальный тариф для расчетов между истцом и ответчиком за оказанные услуги по передаче электроэнергии, в связи с чем именно Компания обязана оплатить услуги по передаче электроэнергии; иной схемы расчетов, позволяющей предъявить стоимость оказанных услуг напрямую к гарантирующим поставщикам, не предусмотрено.
В судебном заседании окружного суда представители истца поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители ответчика и третьего лица не согласились с доводами заявителя и просили оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 13 часов 30 минут 02.02.2015.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 24.02.2015 (определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.02.2015).
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 12.05.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014 по делу N А43-10520/2012 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" назначено единственным поставщиком электрической энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Министерству обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис".
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р Министерство обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ОАО "Оборонэнергосбыт" (поставщик) заключили государственный контракт от 30.12.2010 N 147/1/3/20649, по условиям которого поставщик обязался поставить на объекты потребления электрическую энергию (мощность), а также предоставить иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией.
Объектом потребления является учреждение, подведомственное Министерству обороны Российской Федерации, владеющее на законных основаниях энергопринимающим устройством либо совокупностью энергопринимающих устройств, находящихся по единому адресу поставки (пункт 2.6 контракта).
Согласно пункту 2.14 контракта точкой поставки является место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств государственного заказчика и (или) объекта потребления, являющееся местом исполнения обязательств по поставке электрической энергии (мощности) и (или) оказанию услуг, используемое для определения взаимных обязательств сторон по контракту.
В пункте 6.1.3 контракта стороны предусмотрели обязанность поставщика урегулировать в интересах государственного заказчика отношения, связанные с передачей электрической энергии (мощности) в точки поставки.
Обязанность государственного заказчика по оплате поставщику фактически потребленной (подлежащей потреблению) электрической энергии (мощности) и услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией, установлена в пункте 6.3.5 контракта.
Таким образом, в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р и государственного контракта от 30.10.2010 N 147/1/3/20649 на ОАО "Оборонэнергосбыт" была возложена обязанность по снабжению (поставке электроэнергии и урегулированию вопросов передачи электроэнергии) соответствующей категории потребителей электроэнергии.
ОАО "НСК", ОАО "ВЭК" и ОАО "Оборонэнергосбыт" заключили договоры энергоснабжения от 01.07.2006 N 1322000 и от 01.01.2010 N 1624000 соответственно, предметом которых явилась обязанность ОАО "НСК" подавать в точки поставки электрическую энергию.
Для транспортировки электроэнергии в согласованные точки ОАО "НСК" и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" заключили договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 29.09.2008 N 25-юр.
Решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - РСТ) от 23.12.2010 N 48/1 Компании установлен единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области.
Решением РСТ от 29.08.2011 N 36/1 с учетом решения РСТ от 19.09.2011 N 38/18 для ОАО "Оборонэнерго" установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с ОАО "МРСК Центра и Приволжья".
Общество и Компания заключили договор от 12.12.2011 N 3542-юр на оказание услуг по передаче электрической энергии, действие которого стороны распространили на отношения, возникшие с 01.09.2011 (далее - договор от 12.12.2011, пункт 8.1 договора от 12.12.2011).
С сентября по декабрь 2011 года включительно Общество оказало Компании услуги по передаче электроэнергии, неполная оплата которых послужила Обществу основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
Спор между сторонами сводится к вопросу обязанности Компании оплатить услуги по передаче электроэнергии в отношении точек поставки, разногласия по которым Компания и Общество не урегулировали при заключении договора от 12.12.2011 и в отношении которых гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) не заказана услуга по передаче электроэнергии. Истец определял объем услуг по передаче электрической энергии, исходя из объемов электрической энергии, поставленной во все точки поставки, как согласованные в договоре от 12.12.2011, так и имевшиеся на разногласиях; ответчик принимал объем услуг только в отношении согласованных точек поставки электрической энергии, отклоняя объем услуг в части спорных точек, указывая возражения в протоколах разногласий к актам.
Суды установили, что спорные точки поставки отсутствуют в договорах от 01.07.2006 N 1322000, от 01.01.2010 N 1624000, от 29.09.2008 N 25-юр и от 12.12.2011 N 3542-юр, а затраты Общества на содержание сетей не учитывались при установлении единого котлового тарифа (индивидуальный тариф для Общества принят позднее, чем единый котловой тариф), поэтому отказали ОАО "Оборонэнерго" в удовлетворении иска.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд кассационной инстанции счел, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене на основании следующего.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены в Федеральном законе от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Сетевой организацией признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электроэнергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
По общему правилу услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (пункт 4 Правил N 861).
В пункте 34 Правил N 861 предусмотрено, что по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги. В силу подпункта "б" пункта 14 Правил N 861 при исполнении договора передачи электрической энергии потребитель услуг обязан оплачивать услуги сетевой организации по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договором.
Согласно абзацу 5 пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения N 530), точкой поставки на розничном рынке является место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии (внутри границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства в случаях, предусмотренных правилами оптового рынка электрической энергии и мощности) либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В силу пункта 117 Основных положений N 530 услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями. Гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации заключают с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей, если условиями договоров, заключенных ими с потребителями, предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах и за счет потребителя.
Таким образом, лицом, в интересах которого оказывается услуга по передаче электрической энергии, является конечный потребитель, который в составе стоимости электрической энергии оплачивает и объем оказанных услуг по передаче электрической энергии. Целью передачи электроэнергии по сетям является ее доставка до непосредственного потребителя электроэнергии, транспорт которой до этого потребителя по общему правилу должна организовать при модели расчетов за соответствующие услуги "котел сверху" сетевая организация, являющаяся держателем "котла", которая рассчитывается за услуги по передаче электроэнергии со смежными сетевыми организациями, участвующими в процессе перетока электроэнергии до конечного потребителя.
Из условий государственного контракта от 30.12.2010 N 147/1/3/20649 следует, что объектами потребления электроэнергии являются учреждения, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, владеющие на законных основаниях энергопринимающими устройствами (их совокупностью), а точкой поставки - место присоединения энергопринимающих устройств государственного заказчика, которое является местом исполнения сторонами обязательств по контракту.
Следовательно, для разрешения возникшего спора судам необходимо было включить в предмет доказывания по делу вопросы о том, регулирует ли государственный контракт энергоснабжения подведомственных государственному заказчику учреждений, к которым относятся энергопринимающиеся устройства (казармы, бани, жилые дома и т.д.), указанные в представленных Обществом паспортах военных городков с учетом актов разграничения балансовой принадлежности; оплачивал ли государственный заказчик ОАО "Оборонэнергосбыт" электроэнергию в отношении названных учреждений.
Таким образом, вопреки выводам судов, отсутствие в договорах от 01.07.2006 N 1322000, от 01.01.2010 N 1624000, от 29.09.2008 N25-юр и от 12.12.2011 N 3542-юр спорных точек (энергопринимающих устройств учреждений) не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении Обществу в иске.
Неисполнение ОАО "Оборонэнергосбыт" обязанности по государственному контракту по урегулированию вопроса передачи электроэнергии по спорным точкам поставки не освобождает соответствующего субъекта от оплаты фактически оказанных услуг по передаче электроэнергии при системе расчетов за услуги "котел сверху" котлодержателю (ответчику), который должен произвести расчеты за оказанные услуги по передаче электроэнергии со смежными сетевыми организациями, принимавшими участие в перетоке электроэнергии до энергопринимающих устройств учреждений.
Суд округа посчитал ошибочным вывод судов о том, что отсутствие затрат Общества на содержание его сетей в составе единого котлового тарифа (индивидуальный тариф для Общества принят позднее, чем единый котловой тариф) является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Общество является сетевой организацией, которой регулирующий орган установил индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с ОАО "МРСК Центра и Приволжья". Поэтому в случае, если сети Общества участвовали в передаче электроэнергии потребителям, то на стороне ответчика имеется обязанность оплатить истцу за фактически оказанные услуги по передаче электроэнергии. Суд округа отметил, что по точкам поставки, по которым у сторон не имелось разногласий, ответчик производил расчеты с истцом по индивидуальному тарифу.
Для разрешения спора требуется оценка доказательств и установления обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, следовательно, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо установить существенные для разрешения спора обстоятельства, применить нормы материального права, подлежащие применению и оценить представленные в материалы дела доказательства с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, основанных на представленных в дело доказательствах.
Кассационная жалоба Общества подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалованных судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.05.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2014 по делу N А43-10520/2012 - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Сетевой организацией признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электроэнергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 февраля 2015 г. N Ф01-5897/14 по делу N А43-10520/2012
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5897/14
18.09.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4334/14
12.05.2014 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-10520/12
30.04.2014 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5070/14