Нижний Новгород |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А43-29136/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.03.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от муниципального предприятия г. Нижнего Новгорода "Нижегородское метро": Гинояна К.Р. (доверенность от 12.01.2015), Судденок К.В. (доверенность от 12.01.2015), Соколовой Е.А. (доверенность от 12.01.2015)
от Министерства финансов Российской Федерации: Конновой П.И. (доверенность от 16.01.2013)
от Министерства финансов Нижегородской области: Щепалиной Н.П (доверенность от 25.12.2014 N 141),
от муниципального предприятия г. Нижнего Новгорода "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт": Судденок К.В. (доверенность от 13.01.2015 N 01-11-15/15), Соколовой Е.А. (доверенность от 02.02.2014)
в ходе рассмотрения кассационных жалоб Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.08.2014, принятое судьей Логиновым К.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 принятое судьями Родиной Т.С., Насоновой Н.А., Назаровой Н.А., по делу N А43-29136/2013
по иску муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородское метро" (ОГРН: 1075260017865) г. Нижний Новгород
к Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области (ОГРН: 1025203044426), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН: 1037739085636),
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - Департамента транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода, Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (ОГРН: 1055238174090), муниципального предприятия г. Нижнего Новгорода "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт" (ОГРН: 1025203030247), муниципального предприятия г. Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" (ОГРН: 1025203045834),
о взыскании 3 123 008 рублей 30 копеек убытков за счет казны Российской Федерации и 24 438 695 рублей 65 копеек убытков за счет казны Нижегородской области
установил:
муниципальное предприятие города г. Нижнего Новгорода "Нижегородское метро" (далее - Предприятие, МП НН "Нижегородское метро") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 3 123 008 рублей 30 копеек убытков за счет казны Российской Федерации и 24 438 695 рублей 65 копеек убытков за счет казны Нижегородской области.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 21.08.2014 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 решение суда оставлено без изменения.
Министерство финансов Российской Федерации (далее - Министерство) и Министерство финансов Нижегородской области (далее - Минфин НО) не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению Минфина НО, вывод судов о доказанности истцом размера убытков противоречит доказательствам по делу, поскольку расчет не основан на реальных результатах хозяйственной деятельности Предприятия, не содержит сведений о фактическом количестве поездок, совершенных пассажирами льготных категорий, и противоречит порядку возмещения выпадающих доходов, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404.
Министерство поддержало указанные доводы Минфина НО и заявило также о том, что убытки от перевозки льготных категорий граждан причинены истцу Нижегородской областью, поскольку обеспечение льготного проезда на общественном транспорте в соответствии со статьями 78 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Расчет суммы убытков без проведения автоматизированной сверки расчетов противоречит пункту 3.4 Положения о едином социальном билете, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 N 3.
Предприятие в отзыве на кассационные жалобы возразило против доводов заявителей и пояснило, что Нижегородская область не утверждала порядка возмещения выпадающих доходов предприятиям общественного транспорта; вывод суда о доказанности искомой суммы убытков сделан при правильном применении норм права и не противоречит доказательствам по делу.
Представители ответчиков и истца поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Представители третьих лиц согласились с возражениями ответчика на кассационные жалобы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 31.03.2015.
После перерыва Предприятие заявило ходатайство о приостановлении производства по жалобам до разрешения Конституционным Судом Российской Федерации вопроса о соответствии Конституции Российской Федерации примененных в настоящем деле статей 15, 16 и 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в смысле, приданном данным нормам в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2015 N 305-ЭС14-5322. По мнению истца, наличие на уровне субъекта Российской Федерации нормативного акта, определяющего порядок возмещения автотранспортным предприятиям выпадающих доходов от предоставления льготного проезда, не должно лишать хозяйствующего субъекта права на возмещение реальных убытков.
Рассмотрев данное ходатайство, суд не нашел оснований для его удовлетворения, предусмотренных в статьях 143 и 144 АПК РФ.
Законность решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, МП НН "Нижегородское метро" является транспортной организацией, осуществляющей регулярные перевозки пассажиров, относящиеся к перевозкам транспортом общего пользования (статья 789 Гражданского кодекса Российской Федерации). Выручка предприятия формируется за счет провозной платы, которая определяется на основании тарифов, утверждаемых в установленном порядке (пункт 2 статьи 790 Кодекса).
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями.
В рамках данного Закона и в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Нижегородской области 21.01.2005 приняло постановление N 3 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Нижегородской области", которым утвержден статус единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) как документа, предоставляющего право льготного проезда в городском и пригородном общественном транспорте на территории Нижегородской области отдельным категориям граждан.
Согласно пункту 1.1 Положения о едином социальном проездном билете, утвержденного пунктом 3 постановления N 3, ЕСПБ распространяется на все виды городского пассажирского транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы, метро), кроме такси, маршрутного такси, а также распространяется на пригородный автотранспорт, за исключением маршрутного такси.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404 (далее - Постановление N 404) утверждено Положение о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих при перевозке пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов.
Во исполнение данных нормативных правовых актов истец и Департамент транспорта и связи Нижегородской области заключили договор от 19.02.2010 N 401-04-05/23, предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на обеспечение стабильного транспортного обслуживания населения и льготных категорий граждан услугами пассажирского транспорта на территории Нижегородской области.
В пунктах 2.1.1, 2.1.3 данного договора стороны предусмотрели, что истец осуществляет перевозку пассажиров и ежемесячно представляет отчет о выпадающих доходах по согласованной в приложении N 2 форме, в котором указывает количество ЕСПБ отдельно по федеральным и региональным льготникам.
В свою очередь, Департамент транспорта и связи Нижегородской области обязался ежемесячно производить перечисление средств равными долями истцу на компенсацию выпадающих доходов, возникших от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, согласно представленным отчетам и в пределах средств, предусмотренных Законом Нижегородской области от 11.12.2009 N 245-З "Об областном бюджете на 2010 год". До 25.01.2010 Департамент осуществляет авансовый платеж истцу в соответствии с прогнозной оценкой размера выпадающих доходов, рассчитанных на основании постановления Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404.
Сумма субсидии в соответствии с пунктом 7 Постановления N 404 определяется как разница между произведением тарифа на перевозку городским транспортом на 30 поездок и стоимостью ЕСПБ, умноженная на количество реализованных ЕСПБ одним предприятием.
На основании отчетов о количестве реализованных в 2010 году ЕСПБ Предприятию выплачена субсидия, рассчитанная по правилам Постановления N 404 в сумме 16 286 400 рублей, в том числе 1 845 220 рублей по федеральным льготникам и 14 441 180 рублей по региональным льготникам.
Посчитав, что выплаченные субсидии не покрывают в полном объеме возникшие в результате перевозки льготных категорий граждан убытки, Предприятие обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 15, 426, 789, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что формула расчета выпадающих расходов, установленная в Постановлении N 404, основана на недостоверном среднем количестве поездок, совершаемых пассажиром в месяц по ЕСПБ.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа установил следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
Правительство Нижегородской области приняло Постановление N 404, предусматривающее формулу расчета подлежащей выплате компенсации лицам, осуществляющим перевозку пассажиров в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан. Данное постановление не оспорено и не признано судом недействующим в порядке нормоконтроля.
Суды установили и стороны не оспаривают, что на основании представленных истцом отчетов о количестве реализованных в 2010 году ЕСПБ выплачена субсидия, рассчитанная по правилам Постановления N 404 в сумме 16 286 400 рублей, в том числе 1 845 220 рублей по федеральным льготникам и 14 441 180 рублей по региональным льготникам.
Материалы дела не содержат доказательств, опровергающих правильность расчета указанных сумм выплат применительно к формуле, предусмотренной в Постановлении N 404.
Вместе с тем суды установили и материалами дела подтверждается, что расчет убытков Предприятия основан на обобщенных среднестатистических показателях, отраженных в Порядке заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автобусного транспорта, утвержденном постановлением Росстата от 19.01.2007 N 9, в качестве средних по Российской Федерации.
При этом указанный расчет не подтвержден сведениями о реальном количество перевезенных Предприятием лиц, обладающих правом на льготный проезд.
С учетом изложенного суды неправильно применили статьи 15, 790 ГК РФ и Постановление N 404, сделав вывод о том, что Предприятие документально подтвердило причинение ему убытков и их размер.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а исковые требования - оставлению без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы на уплату государственной пошлины за подачу искового заявления подлежат отнесению на Предприятие.
Суды не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 АПК РФ и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.08.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу N А43-29136/2013 о взыскании с Российской Федерации и с Нижегородской области в пользу муниципального предприятия г. Нижнего Новгорода "Нижегородское метро" соответственно 3 123 008 рублей 30 копеек, 18 221 рубля 16 копеек расходов по государственной пошлине и 24 438 695 рублей 65 копеек убытков, 142 587 рублей 36 копеек расходов по государственной пошлине отменить.
Отказать муниципальному предприятию г. Нижнего Новгорода "Нижегородское метро" в удовлетворении иска.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на муниципальное предприятие г. Нижнего Новгорода "Нижегородское метро".
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.08.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу N А43-29136/2013 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
...
Материалы дела не содержат доказательств, опровергающих правильность расчета указанных сумм выплат применительно к формуле, предусмотренной в Постановлении N 404.
Вместе с тем суды установили и материалами дела подтверждается, что расчет убытков Предприятия основан на обобщенных среднестатистических показателях, отраженных в Порядке заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автобусного транспорта, утвержденном постановлением Росстата от 19.01.2007 N 9, в качестве средних по Российской Федерации.
При этом указанный расчет не подтвержден сведениями о реальном количество перевезенных Предприятием лиц, обладающих правом на льготный проезд.
С учетом изложенного суды неправильно применили статьи 15, 790 ГК РФ и Постановление N 404, сделав вывод о том, что Предприятие документально подтвердило причинение ему убытков и их размер."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 марта 2015 г. N Ф01-5984/14 по делу N А43-29136/2013
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6516/14
31.03.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5984/14
29.10.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6516/14
21.08.2014 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-29136/13