Нижний Новгород |
|
05 мая 2015 г. |
Дело N А31-9337/2014 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Миннибаевой А.А. (доверенность от 01.01.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания" на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.10.2014, принятое судьей Беляевой Т.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014, принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А31-9337/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания" (ИНН: 4401050567, ОГРН: 1044408642629)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (ИНН: 4401004867, ОГРН: 1024400537556)
о признании незаконным и об отмене постановления о привлечении к административной ответственности
и установил:
открытое акционерное общество "Костромская сбытовая компания" (далее - ОАО "КСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 04.08.2014 по делу об административном правонарушении N АД04-19/527, в соответствии с которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 737 500 рублей.
Решением суда от 17.10.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 решение оставлено без изменения.
ОАО "КСК" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Ссылаясь нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и на Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения N 530), ОАО "КСК" указывает, что ограничение режима потребления электрической энергии в отношении ООО "Теплосеть город Нея" было введено в рамках действующего законодательства в связи с имеющейся задолженностью по договору по оплате потребленной электроэнергии; поскольку договор энергоснабжения заключен между Обществом и ООО "Теплосеть город Нея", то Общество не несет ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности по обеспечению услугой теплоснабжения перед потребителями ООО "Теплосеть город Нея", так как не состоит с ними в договорных отношениях.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы; надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.08.2013 в Управление поступило обращение Нейской межрайонной прокуратуры с приложением к нему материалов проверки и решения Нейского районного суда Костромской области от 16.06.2011 по делу N 2Н-53, в котором указывалось на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны Общества и оснований для возбуждения в отношении ОАО "КСК" дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Нейского районного суда, оставленным без изменения кассационным определением Костромского областного суда от 01.08.2011, действия ОАО "КСК" по введению частичного ограничения режима потребления электроэнергии с 17.03.2011 с 09 до 14 часов путем отключения от энергоснабжения котельной N 16 "Военный городок" и котельной N 14 "Квартальная", а также по полному ограничению потребления электроэнергии с 28.04.2011 с 09 часов котельных N 16 "Военный городок", N 14 "Квартальная", N 6 "Санаторная школа", N 11 "Администрация", N 23 "РУЭС", N 28 ул. Ленина, N 5 "ЛПХ", "ТЭЦ-1", котельной "Модульная", N 9 "ГПТУ", производственной базы города Нея, были признаны незаконными.
Рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства N 04-54/1164, комиссия Управления установила, что ОАО "КСК" (гарантирующий поставщик) и ООО "Теплосеть город Нея" (потребитель) заключили договор энергоснабжения от 09.10.2008 N 269, в соответствии с пунктом 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Согласно пункту 1.2 стороны обязуются руководствоваться настоящим договором, а также действующим законодательством.
В пункте 2.2.2 предусмотрены случаи, в которых гарантирующий поставщик имеет право вводить частичное или полное ограничение режима потребления. При этом порядок ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязанностей определен в пункте 2.2.4 договора.
Порядок расчетов за пользование электрической энергией стороны оговорили в разделе 6 договора энергоснабжения.
По состоянию на 01.03.2011 у ООО "Теплосеть город Нея" перед ОАО "КСК" по договору энергоснабжения от 09.10.2008 N 269 имелась задолженность в размере 5 250 297 рублей 12 копеек.
ОАО "КСК" 16.03.2013 после уведомления ООО "Теплосеть город Нея" о возможности введения ограничения режима потребления электроэнергии с предложением оплатить образовавшуюся задолженность и непогашения задолженности со стороны потребителя направило в адрес ОАО "Костромаэнерго" заявку N 40 на введение ограничения режима электроснабжения в отношении объектов ООО "Теплосеть город Нея", согласно которой ежедневно с 17.03.2013 с 09 до 14 часов предполагалось производить ограничение потребителя электрической энергии в отношении котельной N 16 "Военный городок" и котельной N 14 "Квартальная", эксплуатируемых ООО "Теплосеть город Нея".
Согласно заявке от 31.03.2011N 55, также направленной в адрес ОАО "Костромаэнерго", предполагалось производить ограничение потребителя электрической энергии ежедневно с 01.04.2013 в период с 09 до 16 часов в отношении котельных N 16 "Военный городок", N 14 "Квартальная", "Модульная", эксплуатируемых ООО "Теплосеть город Нея".
Общество 20.04.2011 направило потребителю уведомление о введении частичного и полного ограничения режима потребления электроэнергии. Из содержания данного уведомления следует, что в связи с наличием у потребителя задолженности по оплате за потребленную электроэнергию необходимо в срок до 27.04.2011 оплатить данную задолженность и подтвердить факт оплаты платежным поручением с отметкой банка. ОАО "КСК" на основании Основных положений N 530, пунктов 1, 2 статьи 546, пунктов 1, 3 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации и договора энергоснабжения намеревалось ограничить подачу энергоресурсов по договору с 09 часов 28.04.2011 путем отключения следующих объектов: котельные N 6 "Санаторная школа", N 16 "Военный городок", N 14 "Квартальная", N11 "Администрация", N 23 "РУЭС", N 28 ул. Ленина, N 5 "ЛПХ", "ТЭЦ-1", "Модульная", N 9 "ГПТУ", производственная база города Нея.
ОАО "КСК" 27.04.2011 направило в адрес ОАО "Костромаэнерго" заявку N 72 на введение с 09 часов 28.04.2011 ограничения режима электроснабжения в отношении следующих объектов потребителя: котельных N 6 "Санаторная школа", N 16 "Военный городок", N 14 "Квартальная", N 11 "Администрация", N 23 "РУЭС", N 28 ул. Ленина, N 5 "ЛПХ", "ТЭЦ-1", "Модульная".
Согласно актам ограничения режима потребления электроэнергии ограничение режима энергопотребления указанных котельных производилось путем отключения рубильника.
В результате действий Общества по отключению от электроснабжения котельных ООО "Теплосеть город Нея" его потребители остались без горячего водоснабжения и центрального отопления в период неоконченного отопительного сезона.
По результатам рассмотрения дела N 04-54/1164 комиссия Управления приняла решение от 01.10.2013 (в полном объеме изготовлено 14.10.2013) о признании факта нарушения ОАО "КСК" пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении данным хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением путем экономически и технологически не обоснованного ограничения подачи электроэнергии с 17.03.2011 с 09 до 14 часов, с 01.04.2011 с 09 до 16 часов и с 09 часов 28.04.2011 на котельные, эксплуатируемые ООО "Теплосеть город Нея", что привело к ущемлению интересов потребителей, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 2 резолютивной части данного решения рассмотрение дела N 04-54/1164 было прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
На основании пункта 3 резолютивной части решения материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленному нарушению антимонопольного законодательства.
В отношении ОАО "КСК" 30.07.2014 в присутствии его представителя, действующего на основании доверенности, составлен протокол об административном правонарушении по делу N АД 04-19/527. В действиях Общества усмотрены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Заместитель руководителя Управления, рассмотрев протокол и материалы дела N АД 04-19/527, вынес постановление от 04.08.2014, в соответствии с которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и ему с учетом обстоятельства, отягчающего административную ответственность (повторное совершение однородного правонарушения), назначено административное наказание в виде штрафа в размере 737 500 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частями 2, 3 статьи 69, частями 4, 6 статьи 210, частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 2.1, частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", пунктами 17, 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В части 1 статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ.
Нарушение Обществом пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено решением Управления от 14.10.2013 по делу N 04-54/1164, которое было предметом судебного разбирательства по делу N А31-14401/2013.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поэтому при разрешении настоящего спора факт совершения Обществом действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением, не подлежит доказыванию, и вывод судов о наличии в действиях ОАО "КСК" события административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является обоснованным.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства, свидетельствующие о том, что Обществом приняты все зависящие от него меры для соблюдения антимонопольного законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, окружным судом рассмотрены и отклонены в полном объеме в силу изложенных обстоятельств, а также в связи с тем, что направлены, по существу, на переоценку установленных обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Государственная пошлина в размере 3000 рублей, уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы по платежному поручению от 09.02.2015 N 529, подлежит возврату Обществу в порядке, установленном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 17.10.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу N А31-9337/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Костромская сбытовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 09.02.2015 N 529.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства, свидетельствующие о том, что Обществом приняты все зависящие от него меры для соблюдения антимонопольного законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
...
решение Арбитражного суда Костромской области от 17.10.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по делу N А31-9337/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Костромская сбытовая компания" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 мая 2015 г. N Ф01-1353/15 по делу N А31-9337/2014