Нижний Новгород |
|
12 мая 2015 г. |
Дело N А38-3284/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.05.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.11.2014, принятое судьей Вопиловским Ю.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А., по делу N А38-3284/2014
по заявлению Министерства образования и науки Республики Марий Эл (ОГРН: 1021200779313, ИНН: 1200001363)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл
о признании недействительным представления от 06.06.2014 N 18
и установил:
Министерство образования и науки Республики Марий Эл (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл (далее - Управление, ТУ Росфиннадзора) от 06.06.2014 N 18.
Решением от 06.11.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015, Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил заявленное требование.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росфиннадзора обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, расходование субсидии в сумме 290 000 рублей является нецелевым, поскольку муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Пижменская основная общеобразовательная школа" не является дошкольной образовательной организацией и не включено в Республиканскую целевую программу "Развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Республики Марий Эл на 2009 - 2015 годы".
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили, отзыв на жалобу не представлен. Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 15.05.2014 по 23.05.2014 на основании централизованного задания от 17.01.2014 N 01-05-25/310@, программы проверки, приказа ТУ Росфиннадзора от 14.05.2014 N 36 уполномоченные лица Управления осуществили выездную проверку соблюдения Министерством целевого использования бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета в 2012 - 2013 годах на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений.
В ходе проверки выявлено нарушение статей 38, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "г" пункта 4 Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2013, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2010 N 1062, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 N 180н, выразившееся в том, что в июле 2012 года по коду 874-0701-5224800-522-251 "Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" допущено нецелевое использование средств субсидий, направленных бюджетам муниципальных районов в сумме 290 000 рублей на реконструкцию дошкольных образовательных учреждений, источником образования которых является бюджетный кредит, предоставленный из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл, на финансирование расходов по реконструкции МБОУ "Пижменская основная общеобразовательная школа", не относящегося к дошкольной образовательной организации и не включенного в Республиканскую целевую программу "Развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Республики Марий Эл на 2009 - 2015 годы".
По окончании проверки надзорный орган составил справку от 23.05.2014 о завершении контрольных действий.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 28.05.2014.
По результатам проверки руководитель ТУ Росфиннадзора вынес представление от 06.06.2014 N 18 об устранении нарушения бюджетного законодательства, которым предложил Министерству принять меры по недопущению в дальнейшем выявленного нарушения бюджетного законодательства и не позднее 30 дней с даты получения настоящего представления проинформировать Управление о результатах его рассмотрения.
Не согласившись с представлением надзорного органа, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 38, 158 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Правилами предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2013, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2010 N 1062 (далее - Правила), Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 N 180н, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.11.2008 N 324, суд удовлетворил заявленное требование, при этом исходил из того, что Управление не доказало законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.
Апелляционный суд, руководствуясь аналогичными нормами права, оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 Кодекса).
Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 Кодекса).
Согласно статье 162 Кодекса получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
На основании подпункта "г" пункта 2 Правил (в редакции, действовавшей в проверяемый период) бюджетные кредиты предоставляются на цели реализации комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации.
В случае, если обращение о предоставлении бюджетного кредита на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации содержит предложения по строительству и реконструкции дошкольных образовательных учреждений с целью создания дополнительных мест для детей дошкольного возраста, то указанное обращение также должно содержать перечень объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений по форме, установленной Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (абзац 3 пункта 3 Правил).
Кредиты, выделяемые на эти цели, могут предоставляться в том числе на строительство и реконструкцию дошкольных образовательных учреждений с целью создания дополнительных мест для детей дошкольного возраста в соответствии с предусмотренным абзацем 3 пункта 3 Правил перечнем объектов, согласованных с Министерством образования и науки Российской Федерации (подпункт "г" пункта 4 Правил).
В соответствии с пунктами 3, 10 Правил форма Перечня объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетного кредита, предоставляемого из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в 2012 году на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации, утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.05.2012 N 423 (далее - Приказ N 423).
Министерство по утвержденной Приказом N 423 форме составило и представило Министерству образования и науки Российской Федерации Перечень объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетного кредита, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Республики Марий Эл в 2012 году на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений.
В указанный перечень включен объект "Реконструкция МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа" с объемом финансирования 500 000 рублей: из федерального бюджета - 290 000 рублей, из республиканского бюджета Республики Марий Эл - 210 000 рублей.
Рассматриваемый перечень согласован с заместителем министра образования и науки Российской Федерации Биленкиной И.П.
Письмом от 28.06.2012 N 5027 Министерство сообщило Министерству образования и науки Российской Федерации об утверждении 13.06.2012 исполняющим обязанности председателя Правительства Республики Марий Эл "Поэтапной программы ("дорожной карты") по устранению дефицита мест в дошкольных учреждениях Республики Марий Эл", в которую включена реконструкция МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа".
Согласно пункту 9 Правил предоставление бюджетного кредита оформляется соглашением между Министерством финансов Российской Федерации и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации (кредитор) и Правительство Республики Марий Эл (заемщик) заключили соглашение от 20.07.2012 N 01-01-06/06-132, по условиям которого кредитор предоставляет заемщику из средств федерального бюджета бюджетный кредит в размере 66 016 000 рублей на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений Республики Марий Эл.
Согласно подпункту "д" пункта 3.2 соглашения заемщик обязывается обеспечить создание в 2012 - 2014 годах не менее 5462 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях с целью снижения показателя численности детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения субъекта Российской Федерации.
МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа" (заказчик) и Яковлев Е.Н. (подрядчик) заключили муниципальный контракт 02.12.2011 N 1/2011, согласно которому подрядчик обязался выполнить работы по реконструкции части школьных помещений под детский сад в МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа".
Стоимость работ определена в размере 301 000 рублей.
В настоящее время работы по муниципальному контракту выполнены и переданы заказчику, что подтверждается представленным в материалы дела актом приемки законченного строительством объекта от 16.03.2012.
Письмами от 28.02.2013 N 15-09/57, 151 9/95 Министерство финансов Республики Марий Эл уведомило Министерство финансов Российской Федерации об исполнении соглашения от 20.07.2012 N 01-01-06/06-132 в части создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях (в том числе 20 дополнительных мест в результате реконструкции МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа", которое осуществлено посредством открытия в указанном образовательном учреждении дополнительной группы для детей ясельного и дошкольного возраста).
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.10.2014 подтверждается, что МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа" в качестве дополнительного вида деятельности вправе осуществлять дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию).
Кроме того, в приложении к лицензии общеобразовательного учреждения от 29.05.2014 N 121 на осуществление образовательной деятельности включено дошкольное образование.
Приняв во внимание, что выделенные из федерального бюджета кредитные денежные средства в размере 290 000 рублей израсходованы для создания 20 дополнительных мест в учреждениях дошкольного образования, что согласовано (и утверждено) с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством финансов Республики Марий Эл, Правительством Республики Марий Эл в соответствии с "Поэтапной программой ("дорожной картой") по устранению дефицитных мест в дошкольных учреждениях Республики Марий Эл", суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что в рассматриваемом случае отсутствует нецелевое использование средств бюджетного кредита.
Объект "Реконструкция части школьных помещений под детский сад в МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа" действительно не включен в "Систему программных мероприятий", утвержденную постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.11.2008 N 324 "О республиканской целевой программе "Развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Республики Марий Эл на 2009 - 2015 годы".
Однако, как обоснованно указал апелляционный суд, подпунктом "г" пункта 2 Правил и пунктом 1.3 соглашения N 01-01-06/06-132 от 20.07.2012 не предусмотрены конкретное наименование и реквизиты программ поддержки дошкольных образовательных учреждений, утверждаемых субъектом РФ, на реализацию которых могут выделяться бюджетные кредиты.
Данные программы определяются соответствующими субъектами Российской Федерации и согласовываются с Министерством образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 3, 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся, в частности, разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей; обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях. В рамках указанных полномочий органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять мероприятия программ развития и поддержки дошкольного образования, включая создание условий для осуществления дошкольного образования общеобразовательными организациями.
Утвержденная Правительством Республики Марий Эл 13.06.2012 "Поэтапная программа ("дорожная карта") по устранению дефицитных мест в дошкольных учреждениях Республики Марий Эл", предусматривающая реконструкцию части школьных помещений МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа", создана во исполнение Федерального закона N 273-ФЗ и направлена в Министерство образования и науки Российской Федерации в качестве программы, предусмотренной подпунктом "г" пункта 2 Правил; одобрена Министерством образования и науки Российской Федерации путем согласования предусмотренного абзацем 3 пункта 3, подпунктом "г" пункта 4 Правил Перечня объектов, составленного по форме, утвержденной Приказом N 423.
Создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста в общеобразовательной организации, а не в детском дошкольном учреждении, не свидетельствует о нецелевом использовании кредита.
Отражение объекта "Реконструкция части школьных помещений под детский сад в МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа" в "Республиканской адресной инвестиционной программе на 2012 год", утвержденной распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 12.01.2012 N 4-р, само по себе не свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств.
Суды установили, что бюджетный кредит выделен именно на основании "Поэтапной программы ("дорожной карты") по устранению дефицита мест в дошкольных учреждениях Республики Марий Эл".
При этом финансирование субъектом Российской Федерации дополнительных мест в учреждениях дошкольного образования не по одной, а по нескольким программам, утвержденным субъектом Российской Федерации, не предусмотрено Правилами и соглашением от 20.07.2012 N 01-01-06/06-132 в качестве обстоятельства, препятствующего выделению и использованию кредита. Финансирование по "Республиканской адресной инвестиционной программе на 2012 год" осуществлялось за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и местных бюджетов, выделение средств федерального бюджета именно по этой программе Управление не доказало.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии нецелевого использования Министерством бюджетных средств и обоснованно удовлетворили заявленное требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанных судами выводов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Управление освобождено от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.11.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу N А38-3284/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктами 1, 3, 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся, в частности, разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей; обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях. В рамках указанных полномочий органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять мероприятия программ развития и поддержки дошкольного образования, включая создание условий для осуществления дошкольного образования общеобразовательными организациями.
Утвержденная Правительством Республики Марий Эл 13.06.2012 "Поэтапная программа ("дорожная карта") по устранению дефицитных мест в дошкольных учреждениях Республики Марий Эл", предусматривающая реконструкцию части школьных помещений МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа", создана во исполнение Федерального закона N 273-ФЗ и направлена в Министерство образования и науки Российской Федерации в качестве программы, предусмотренной подпунктом "г" пункта 2 Правил; одобрена Министерством образования и науки Российской Федерации путем согласования предусмотренного абзацем 3 пункта 3, подпунктом "г" пункта 4 Правил Перечня объектов, составленного по форме, утвержденной Приказом N 423."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 мая 2015 г. N Ф01-1452/15 по делу N А38-3284/2014