26 января 2015 г. |
А38-3284/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Гуськовой Д.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.11.2014
по делу N А38-3284/2014,
принятое судьей Вопиловским Ю.А.
по заявлению Министерства образования и науки Республики Марий Эл о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 06.06.2014 N 18,
без участия лиц,
и установил:
Министерство образования и науки Республики Марий Эл (далее - Министерство, государственный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл (далее - ТУ Росфиннадзора, надзорный орган) от 06.06.2014 N 18.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.11.2014 заявленные требования удовлетворены; представление ТУ Росфиннадзора от 06.06.2014 N 18 признано недействительным, не соответствующим бюджетному законодательству.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росфиннадзора обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
По мнению надзорного органа, установленные проверкой нарушения расходования денежных средств целевого использования бюджетных кредитов полностью подтверждены материалами дела.
Надзорный орган ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Министерство образования и науки Республики Марий Эл отзыв на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что в период с 15.05.2014 по 23.05.2014 на основании централизованного задания от 17.01.2014 N 01-05-25/310@, программы проверки, приказа ТУ Росфиннадзора от 14.05.2014 N 36, уполномоченные лица надзорного органа осуществили выездную проверку соблюдения Министерством образования и науки Республики Марий Эл целевого использования бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета в 2012-2013 годах на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений.
В ходе проверки выявлено нарушение статей 38, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "г" пункта 4 Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2013, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, выразившееся:
- в июле 2012 года по коду 874-0701-5224800-522-251 "Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" допущено нецелевое направление средств субсидий бюджетам муниципальных районов в сумме 290 000 рублей на реконструкцию дошкольных образовательных учреждений, источником образования которых является бюджетный кредит, предоставленный из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл, на финансирование расходов по реконструкции МБОУ "Пижменская основная общеобразовательная школа", не относящегося к дошкольной образовательной организации и не включенного в Республиканскую целевую программу "Развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Республики Марий Эл на 2009-2015 годы".
По окончании проверки надзорный орган составил справку от 23.05.2014 о завершении контрольных действий.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 28.05.2014.
06.06.2014 по результатам проверки руководитель ТУ Росфиннадзора вынес представление N 18 об устранении нарушения бюджетного законодательства, которым предложил Министерству принять меры по недопущению в дальнейшем выявленного нарушения бюджетного законодательства и не позднее 30 дней с даты его получения настоящего представления проинформировать надзорный орган о результатах его рассмотрения.
Не согласившись с представлением надзорного органа, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 38, 158, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2010 N 1062, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 N 180н, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.11.2008 N 324 и исходил из того, что надзорный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
В силу части 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представления составляются органами государственного (муниципального) финансового контроля в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Часть 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимает под представлением документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
В данном случае Территориальное управление вынесло представление, действуя в рамках своих полномочий по контролю за использованием средств федерального бюджета. В нем содержатся выводы о бюджетных нарушениях, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, нарушением порядка ведения бюджетной сметы, а также требования, обязывающие инспекцию принять меры по устранению этих нарушений, устранению их причин и условий.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обязан обеспечить результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2010 N 1062 утверждены Правила предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2013 год (далее - Правила).
На основании подпункта "г" пункта 2 Правил (в редакции, действовавшей в проверяемый период) бюджетные кредиты предоставляются на цели реализации комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации.
В случае, если обращение о предоставлении бюджетного кредита на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации содержит предложения по строительству и реконструкции дошкольных образовательных учреждений с целью создания дополнительных мест для детей дошкольного возраста, то указанное обращение также должно содержать перечень объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений по форме, установленной Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (абзац 3 пункта 3 Правил).
Кредиты, выделяемые на эти цели, могут предоставляться, в том числе на строительство и реконструкцию дошкольных образовательных учреждений с целью создания дополнительных мест для детей дошкольного возраста в соответствии с предусмотренным абзацем 3 пункта 3 Правил перечнем объектов, согласованных с Министерством образования и науки Российской Федерации (подпункт "г" пункта 4 Правил).
В соответствии с пунктами 3, 10 Правил, форма Перечня объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетного кредита, предоставляемого из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в 2012 году на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации (приложение N 1) утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.05.2012 N 423.
Согласно пункту 9 Правил предоставление бюджетного кредита оформляется соглашением между Министерством финансов Российской Федерации и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (пункт 11 Правил).
Установлено по делу, что письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2012 N МД-548/18 в целях предоставления бюджетного кредита Министерству предложено в срок до 01.06.2012 направить в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации перечень объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетного кредита, предоставляемого из федерального бюджета бюджету предполагаемого субъекта РФ в 2012 году на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений.
Во исполнение вышеуказанного письма Министерства образования и науки Российской Федерации по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.05.2012 N 423, Министерство составило и представило Перечень объектов капитального строительства и реконструкции дошкольных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетного кредита, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Республики Марий Эл в 2012 году на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений.
В указанный перечень включен объект "Реконструкция МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа" - объем финансирования 500 тыс. руб.: из федерального бюджета - 290 тыс. руб., из республиканского бюджета РМЭ - 210 тыс. руб.
Рассматриваемый перечень согласован с заместителем министра образования и науки Российской Федерации Биленкиной И.П.
Письмами от 05.03.2012 N 1785, от 22.03.2012 N 2198 Министерство уведомило Министерство образования и науки Российской Федерации о мерах по увеличению мест в учреждениях, осуществляющих дошкольное образование: в 2012 - в количестве 1 420 мест, в том числе, путем строительства 2 пристроев к существующим дошкольным образовательным учреждениям (140 мест), реконструкции 22 объектов образования (1 280 мест); в 2013 - в количестве 2 640 мест, в том числе, путем строительства 6 новых ДОУ (1 290 мест), строительства 7 пристроев (470 мест), строительства 4 мансард (280 мест), реконструкции 6 объектов образования (600 мест); в 2014 - в количестве 1 580 мест, в том числе, путем строительства 3 новых ДОУ (615 мест), строительства 7 пристроев (500 мест), строительства 1 мансарды (40 мест), реконструкции 6 объектов образования (425 мест); о численности детей дошкольного возраста, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения (т.2, л.д. 83-90).
Письмом от 28.06.2012 N 5027 Министерство сообщило Министерству образования и науки Российской Федерации об утверждении 13.06.2012 исполняющим обязанности председателя Правительства Республики Марий Эл Поэтапной программы ("дорожной карты") по устранению дефицита мест в дошкольных учреждениях Республики Марий Эл, в которую включена реконструкция МОБУ "Пижменская ООШ".
20.07.2012 Министерство финансов Российской Федерации (кредитор) и Правительство Республики Марий Эл (заемщик) заключили соглашение N 01-01-06/06-132, по условиям которого кредитор предоставляет заемщику из средств федерального бюджета бюджетный кредит в размере 66 016 000 руб. на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений Республики Марий Эл.
Согласно подпункту "д" пункта 3.2 соглашения заемщик обязывается обеспечить создание в 2012 - 2014 годах не менее 5462 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях с целью снижения показателя численности детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения субъекта Российской Федерации.
02.12.2011 МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа" (заказчик) и Яковлев Е.Н. (подрядчик) заключили муниципальный контракт N 1/2011, согласно которого подрядчик обязался выполнить работы по реконструкции части школьных помещений под детский сад в МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа".
Стоимость работ определена в размере 301 000 рублей.
В настоящее время работы по муниципальному контракту выполнены и переданы заказчику, что подтверждается представленным в материалы дела актом приемки законченного строительством объекта от 16.03.2012.
Письмами от 28.02.2013 N 15-09/57, N 151 9/95 Министерство финансов Республики Марий Эл уведомило Министерство финансов Российской Федерации об исполнении соглашения от 20.07.2012 N 01-01-06/06-132 в части введения дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях (в том числе 20 дополнительных мест в результате реконструкции МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа").
Создание 20 дополнительных мест дошкольного образования в реконструированных помещениях МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа" осуществлено посредством открытия на основании приказов Отдела образования и по делам молодежи администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" от 24.02.2011 N 48/1/О, от 23.05.2012 N 128/0 в указанном образовательном учреждении дополнительной группы для детей ясельного и дошкольного возраста.
В соответствии с пунктами 1.5, 2.3.1, 2.9.1 Устава МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа" общеобразовательное учреждение реализует общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего образования; организует дошкольную группу, в которую принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; осуществляет дошкольное воспитание и образование (воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в детском саду в возрасте от 2 месяцев до 7 лет).
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 02.10.2014 подтверждается, что МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа" в качестве дополнительного вида деятельности вправе осуществлять дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию) (ОКВЭД 80.10.1).
Кроме того, в приложении к лицензии общеобразовательного учреждения от 29.05.2014 N 121 на осуществление образовательной деятельности включено дошкольное образование.
При установленных по делу обстоятельствах Арбитражный суд Республики Марий Эл сделал правильный вывод о том, что в рамках Поэтапной программы ("дорожной карты") по устранению дефицита мест в дошкольных учреждениях Республики Марий Эл посредством реконструкции помещений МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа" и создания в школе дополнительной группы дошкольного образования для детей ясельного и дошкольного возраста Министерство запланировано создание 20 дополнительных мест дошкольного образования посредством включения указанного объекта в Перечень объектов для реализации мероприятий, обеспечивающих создание в 2012-2014 годах не менее 5462 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Доказательств обратного суду не представлено.
Принимая во внимание, что выделенные из федерального бюджета кредитные денежные средства в размере 290 000 рублей израсходованы для создания 20 дополнительных мест дошкольного образования, что согласовано (и утверждено) с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством финансов Республики Марий Эл, Правительством Республики Марий Эл в соответствии с Поэтапной программой ("дорожной картой"), суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что в рассматриваемом случае отсутствует нецелевое использование средств бюджетного кредита.
Объект "Реконструкция части школьных помещений под детский сад в МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа", действительно, не включен в "Систему программных мероприятий" (приложение N 2), утвержденную постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.11.2008 N 324 "О республиканской целевой программе "Развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений Республики Марий Эл на 2009 - 2015 годы".
Однако положениями подпункта "г" пункта 2 Правил, пунктом 1.3 соглашения N 01-01-06/06-132 от 20.07.2012 не предусмотрено конкретное наименование и реквизиты программ поддержки дошкольных образовательных учреждений, утверждаемых субъектом РФ, на реализацию которых могут выделяться бюджетные кредиты.
Данные программы определяются соответствующими субъектами Российской Федерации и согласовываются с Министерством образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 3, 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся, в частности, разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей; обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях. В рамках указанных полномочий органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять мероприятия программ развития и поддержки дошкольного образования, включая создание условий для осуществления дошкольного образования общеобразовательными организациями.
Утвержденная Правительством Республики Марий Эл 13.06.2012 "Поэтапная программа ("дорожная карта") по устранению дефицитных мест в дошкольных учреждениях Республики Марий Эл", предусматривающая реконструкцию части школьных помещений МОБУ "Пижменская ООШ", создана во исполнение Федерального закона N 273-ФЗ и направлена в Министерство образования и науки Российской Федерации в качестве программы, предусмотренной подпунктом "г" пункта 2 Правил; одобрена Министерством образования и науки Российской Федерации путем согласования предусмотренного абзацем 3 пункта 3, подпунктом "г" пункта 4 Правил Перечня объектов, составленного по форме, утвержденной от 18.05.2012 N 423.
Не свидетельствует о нецелевом использовании кредита создание дополнительных мест дошкольного образования в общеобразовательной организации, а не в детском дошкольном учреждении, в чем ТУ Росфиннадзора усматривает несоответствие подпункту "г" пункта 4, соглашению от 20.07.2012 N 01-01-06/06-132.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона N 273-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное; начальное общее; основное общее; среднее общее образование.
При этом в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 23 Федерального закона N 273-ФЗ общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (пункты 1, 2 статьи 64 Федерального закона N 273-ФЗ).
Содержание и обучение детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет в дошкольной группе полностью соответствует требованиям к дошкольному образованию, предусмотренным положениями Федерального закона N 273-ФЗ; осуществляется общеобразовательным учреждением в рамках разрешенной образовательной деятельности, предусмотренной его уставом и лицензией.
В связи с этим создание 20 дополнительных мест в указанной дошкольной группе, что определено в Поэтапной программой ("дорожной картой"), подтверждает надлежащее выполнение обязанности заемщика по соглашению от 20.07.2012 N 01-01-06/06-132.
Нарушений, связанных с невыполнением показателя по дополнительным местам в дошкольных образовательных учреждениях, определенного подпунктом "д" пункта 3.2 соглашения от 20.07.2012 N 01-01-06/06-132; неправильным отражением расходов, произведенных за счет кредита, по видам расходов, подстатьям и статьям, определенным "Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2012 год и на 2013 и 2014 годов", в ходе проверки надзорный орган не установил.
Отражение объекта "Реконструкция части школьных помещений под детский сад в МОБУ "Пижменская основная общеобразовательная школа" в "Республиканской адресной инвестиционной программе на 2012", утвержденной распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 12.01.2012 N 4-р, само по себе не свидетельствует о нецелевом использовании кредита.
Арбитражный суд Республики Марий Эл правильно указывает, что в качестве программы, предусмотренной подпунктом "г" пункта 2 Правил, с Министерства образования и науки Российской Федерации согласована Поэтапная программа ("дорожная карта") по устранению дефицита мест в дошкольных учреждениях Республики Марий Эл; Перечень объектов составлен и бюджетный кредит выделен именно на основании данной Поэтапной программы ("дорожной карты").
При этом финансирование субъектом Российской Федерации дополнительных мест дошкольного образования не по одной, а по нескольким программам, утвержденным субъектом Российской Федерации, не предусмотрено Правилами и соглашением N 01-01-06/06-132 от 20.07.2012 в качестве обстоятельства, препятствующего выделению и использованию кредита. Финансирование по "Республиканской адресной инвестиционной программе на 2012" осуществлялось за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и местных бюджетов, выделение средств федерального бюджета именно по этой программе ТУ Росфиннадзора не доказано.
При таких обстоятельствах суд правомерно посчитал недоказанным органом бюджетного надзора нарушение Министерством бюджетного законодательства, связанного с нецелевым использованием средств в размере 290000 рублей субсидий, источником которых является бюджетный кредит на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъекте Российской Федерации.
Следовательно, у ТУ Росфиннадзора отсутствовали основания для выдачи представления, поскольку со стороны Министерства не установлено нарушение бюджетного законодательства.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному заключению о том, что оспариваемое представление выдано уполномоченным органом, однако не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Министерства в сфере экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение требований.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Территориальное управление финансово-бюджетного надзора не доказало законность и обоснованность оспариваемого представления.
Арбитражный суд Республики Марий Эл законно и обоснованно удовлетворил заявление государственного органа.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Территориального управления признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Всем доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они признаны несостоятельными. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.11.2014 по делу N А38-3284/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 06.11.2014 по делу N А38-3284/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-3284/2014
Истец: Министерство образования и науки РМЭ
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РМЭ