Нижний Новгород |
|
22 июня 2015 г. |
Дело N А82-8410/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Лебедева А.А. (доверенность от 14.11.2014 N 701-ЮО)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Газпромнефть-Северо-Запад" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.01.2015, принятое судьей Украинцевой Е.П., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015, принятое судьями Ившиной Г.Г., Хоровой Т.В., Кононовым П.И., по делу N А82-8410/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Газпромнефть-Северо-Запад" (ИНН: 7827004526, ОГРН: 1027812400868)
к администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7606011902, ОГРН: 1027601599992)
о признании незаконным предписания от 29.04.2014 N 280,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,- Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области,
и установил:
закрытое акционерное общество "Газпромнефть-Северо-Запад" (далее - ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным предписания администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) от 29.04.2014 N 280 об удалении информации, размещенной на принадлежащей Обществу рекламной конструкции, которая установлена в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 "Холмогоры" от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска, км 272+100, справа, и о демонтаже данной рекламной конструкции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области (далее - Управление ГИБДД).
Решением суда от 04.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 26.03.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению Общества, принятые судебные акты подлежат отмене, поскольку выводы судов, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад" считает, что Администрация не обладает полномочиями в сфере отношений, связанных с установлением и использованием информационных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения М-8 "Холмогоры".
Подробно доводы ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад" изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
Администрация и Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Управление ГИБДД провело проверку законности размещения рекламных конструкций, установленных на участке федеральной автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" с км 272+900 по км 300+820 и автомобильной дороги "Подъезд к городу Кострома от автомобильной дороги "Холмогоры" на участке с км 0+000 по км 25+279 на предмет их соответствия требованиям Закона о рекламе и Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", введенного в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 22.04.2003 N 124-ст.
В период проведения проверки в адрес Управления ГИБДД от Управления автомобильной магистрали "Москва - Архангельск" и ЗАО "ДЭП N 10" поступил перечень рекламных конструкций, размещенных в придорожных полосах и полосах отвода рассматриваемых участков автомобильных дорог и представляющих потенциальную опасность ввиду осложнения восприятия дорожно-транспортной обстановки и создания угрозы безопасности дорожного движения.
В адрес Администрации 22.04.2014 поступило представление Управления ГИБДД, оформленное письмом от 15.04.2014 N 2091, о необходимости выдачи собственникам рекламных конструкций, установленных без разрешений, предусмотренных статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), а также с нарушением статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), предписаний о демонтаже таких рекламных конструкций.
Согласно пункту 4 приложенного к представлению перечня рекламных конструкций, принадлежащая ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад" рекламная конструкция размещена в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 "Холмогоры".
Администрация выдала Обществу предписание от 29.04.2014 N 280, в котором было отмечено, что рассматриваемая рекламная конструкция представляет потенциальную опасность, установлена без договора с владельцем автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 "Холмогоры" (ФКУ Упрдор "Холмогоры"), а также без разрешения на ее установку и эксплуатацию. В этой связи ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад" было предложено в течение трех дней со дня выдачи предписания удалить информацию, размещенную на рекламной конструкции, и в течение одного месяца осуществить ее демонтаж.
Посчитав, что данное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад" в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о признании его незаконным.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 2 статьи 2, статьей 3, частями 1 и 2 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ, статьями 9 и 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктом 15 статьи 2, пунктом 2 части 3 и частью 4 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон об автомобильных дорогах), пунктом 31 постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118 "Об утверждении Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному топливу и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту, принятого на основании Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Арбитражный суд Ярославской области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Аналогичная позиция содержится в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Как видно из материалов дела, основанием для выдачи Администрацией в адрес ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад" оспариваемого предписания об удалении информации, размещенной на принадлежащей Обществу рекламной конструкции, и демонтаже данной рекламной конструкции послужило представление Управления ГИБДД, вынесенное в порядке пункта 12 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", согласно которому полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений.
Адресованные Обществу требования были мотивированы выявленными Управлением ГИБДД нарушениями статьи 3 Федерального закона N 196-ФЗ и порядка установки рекламной конструкции, предусмотренного частями 1, 5, 9, 10 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ.
В силу статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
На основании статьи 22 Федерального закона N 196-ФЗ изменение в организации дорожного движения за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускается.
Земли автомобильных дорог, согласно Земельному кодексу Российской Федерации, входят в состав земель транспорта и должны использоваться строго по целевому назначению, в связи с чем устанавливается особый режим их использования.
Автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
К элементам обустройства автомобильных дорог не относятся объекты дорожного сервиса (пункт 5 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
Объектами дорожного сервиса, согласно пункту 13 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах, являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования, в том числе автозаправочные станции.
В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Согласно частям 1, 3 статьи 22 Закона об автомобильных дорогах размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 данного Федерального закона.
Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
На основании части 4 статьи 22 Закона об автомобильных дорогах в случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов. В случае строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода частной автомобильной дороги, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территориях которых планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов, либо, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществить на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона об автомобильных дорогах, строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
Таким образом, владелец дорожного сервиса (в данном случае автозаправочной станции) для установки информационных указателей обязан получить необходимое согласие владельца автомобильной дороги.
В части 4 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах указано, что земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление.
Как следует из материалов дела, спорная конструкция размещена собственником в полосе отвода автомобильной дороги, но не на земельном участке, предоставленном ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад" для строительства автозаправочной станции, а на соседнем земельном участке.
Данное обстоятельство подтверждено имеющейся в деле схемой расположения стелы автозаправочной станции относительно границ земельных участков, сведения о которых содержатся в ГКН. Данная схема подготовлена ООО "Научно-производственное предприятие "Коптев и К+" 24.11.2014, согласно ее данным спорная конструкция расположена на земельном участке с кадастровым номером 76:17:061701:310 в составе единого землепользования с кадастровым номером 76:17:000000:25, сформированного для размещения автодороги Москва - Архангельск, в то время как объекты дорожного сервиса (автозаправочной станции), принадлежащие Обществу, расположены на земельном участке с кадастровым номером 76:17:061701:19.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что спорная конструкция, представляющая собой отдельно стоящую стелу, содержащую информацию о видах и стоимости топлива, логотип "Газпромнефть", надпись "Магазин" и изображения логотипов международных платежных систем, размещена Обществом на земельном участке, относящемся к полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 "Холмогоры", самовольно (в отсутствие согласия владельца автомобильной дороги и соответствующего договора аренды земельного участка), что исключает правомерность ее размещения и эксплуатации в данном месте.
Довод ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад" о том, что Администрация не обладает полномочиями в сфере отношений, связанных с установлением и использованием информационных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения М-8 "Холмогоры", отклоняется судом округа, как несостоятельный.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.01.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу N А82-8410/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Газпромнефть-Северо-Запад" - без удовлетворения.
Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.05.2015 о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Ярославской области от 04.01.2015 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу N А82-8410/2014 признать утратившим силу.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 4 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах указано, что земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, для установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения предоставляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" в случае, если автомобильные дороги переданы ей в доверительное управление."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 июня 2015 г. N Ф01-2192/15 по делу N А82-8410/2014