Нижний Новгород |
|
08 июля 2015 г. |
Дело N А79-4351/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2015.
Полный текст постановления изготовлен 08.07.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саламби" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 07.11.2014, принятое судьей Бойко О.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Т.А., по делу N А79-4351/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саламби" (ИНН: 2116492429, ОГРН: 1022102430130)
к Кабинету Министров Чувашской Республики, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, администрация Чебоксарского района Чувашской Республики,
о признании незаконными действий
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Саламби" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Кабинета Министров Чувашской Республики (далее - Кабинет Министров), выразившихся в несогласовании с Обществом изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 "в целях жилищного строительства" при переводе его в категорию земель населенных пунктов и в ненаправлении акта о переводе земель; недействительным постановления Кабинета Министров от 24.08.2010 N 265 в части определения вида разрешенного использования поименованного земельного участка "в целях жилищного строительства"; незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Учреждение), выразившихся в неуведомлении об осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка в связи с изменением его категории.
Заявленные требования основаны на статьях 125, 126, 197, 198 и 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и мотивированы неправомерными действиями Кабинета Министров и Учреждения, выразившимися в нарушении прав и законных интересов Общества при переводе поименованного земельного участка в другую категорию и неуведомлением об осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка в связи с изменением его категории.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 07.11.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015, отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку обжалуемые действия и постановление соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов Общества.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, как незаконные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка проведено без какого-либо согласования с Обществом; такое изменение приведет к изъятию земельного участка у арендатора ранее срока прекращения договора аренды, что является препятствием для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, поэтому в силу части 3 статьи 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. Учреждение и Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики направили отзывы на жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 07.11.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, на основании распоряжения от 04.12.2007 N 1633-р Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (арендодатель; далее - Министерство) и Общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 19.12.2007 N 189 (из земель особо охраняемых территорий и объектов, находящихся в собственности Чувашской Республики) общей площадью 49 866 квадратных метров с кадастровым номером 21:21:080201:0028, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Вурман-Сюктерское сельское поселение, село Хыркасы, улица Волжская, дом 7, для осуществления уставной деятельности. Срок действия договора определен с 09.11.2007 по 31.12.2016. Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 09.11.2007. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
В 2010 году общество с ограниченной ответственностью "Градпромпроект" (по заказу заявителя) выполнило эскизный проект планировки территории коттеджного поселка, согласно которому на спорном земельном участке с кадастровым номером 21:21:080201:0028 планировалось строительство 29 индивидуальных жилых домов.
Общество обратилось в администрацию Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Администрация района) с заявлением от 21.01.2010 о включении в границы населенного пункта - поселок Сюктерка Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики двух земельных участков, в том числе участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028.
С заявлением от 27.04.2010 Общество обратилось в Министерство о рассмотрении вопроса о переводе арендуемого земельного участка из категории "особо охраняемые территории" в категорию земель населенных пунктов.
В связи с планируемым строительством жилых домов (коттеджей) Администрация района 22.07.2010 направила в Кабинет Министров ходатайство о включении в границы поселка Сюктерка земельных участков, в том числе с кадастровым номером 21:21:080201:0028.
Кабинет Министров принял постановление от 24.08.2010 N 265 "О включении земельных участков в границы поселка Сюктерка Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в целях жилищного строительства", в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 21:21:080201:28 переведен из категории земель особо охраняемых территорий и объектов в земли населенных пунктов в границе поселка Сюктерка Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в целях жилищного строительства. Данное постановление 15.09.2010 опубликовано на портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте http://www.cap.ru.
Общество обратилось в Учреждение с заявлением от 06.09.2010 об изменении категории земель земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 и об изменении вида разрешенного использования земельного участка, приложив к заявлению в том числе постановление Кабинета Министров от 24.08.2010 N 265. Учреждение приняло решение от 09.10.2010 N Ф21/10-04155 об учете изменений объекта недвижимости.
С заявлением от 03.11.2011 Общество обратилось в Учреждение о постановке на государственный кадастровый учет восьми земельных участков и двух частей земельного участка, образующихся в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:28, представив межевой план от 02.11.2011. Учреждение приняло решение от 30.11.2011 N Ф/11-39682 о постановке на кадастровый учет восьми земельных участков с кадастровыми номерами 21:21:080201:53 - 21:21:080201:60 с присвоением им статуса "временные".
Чувашская Республика - Чувашия 01.02.2012 зарегистрировала право собственности на поименованные земельные участки, в связи с чем они приобрели статус "учтенные"; в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения, в том числе и в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:28, который 01.02.2012 снят с кадастрового учета с присвоением статуса "архивный".
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, сославшись на неправомерные действия Кабинета Министров по переводу спорного земельного участка из одной категории в другую и Учреждения по неуведомлению заявителя о таком изменении.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе земли населенных пунктов и земли лесного фонда, и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требования технических регламентов.
В силу статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков. Юридическое лицо, заинтересованное во включении земельных участков в границы населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления поселения мотивированное заявление о включении этих участков в границы населенного пункта и об установлении вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (статья 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся не только сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, но и дополнительные сведения об объекте недвижимости - разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (подпункт 14 пункта 2 статьи 7 настоящего закона).
В пункте 3 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В статье 21 Федерального закона N 221-ФЗ установлен порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета, в статье 22 настоящего закона - состав необходимых для кадастрового учета документов.
О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Как верно установили суды, постановление Кабинета Министров от 24.08.2010 N 265 в части определения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 "в целях жилищного строительства" исполнено Учреждением и с 01.02.2012 поименованный земельный участок не существует как объект гражданских прав.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Общество не представило доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности оспариваемыми действиями и актом.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды обеих инстанций пришли к обоснованным выводам, что действия Кабинета Министров и Учреждения, а также оспариваемое постановление Кабинета Министров от 24.08.2010 N 265 соответствуют положениям действующего законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества при осуществлении им предпринимательской деятельности, поэтому суд первой инстанции в силу части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Переоценка установленных судами обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Довод заявителя о том, что он не был уведомлен об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, судом округа признан необоснованным, поскольку, обратившись в Учреждение с заявлением от 06.09.2010 об изменении категории земель земельного участка с кадастровым номером 21:21:080201:0028 и об изменении вида разрешенного использования земельного участка, Общество приложило к заявлению постановление Кабинета Министров от 24.08.2010 N 265, следовательно, ему было известно об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Таким образом, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и с оценкой судами доказательств. У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для иной оценки указанных обстоятельств, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 АПК РФ расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 07.11.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу N А79-4351/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Саламби" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 21 Федерального закона N 221-ФЗ установлен порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета, в статье 22 настоящего закона - состав необходимых для кадастрового учета документов.
О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
...
В нарушение статьи 65 АПК РФ Общество не представило доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности оспариваемыми действиями и актом."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июля 2015 г. N Ф01-2152/15 по делу N А79-4351/2014