Нижний Новгород |
|
23 июля 2015 г. |
Дело N А43-29152/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 июля 2015 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от истца: Соколовой Е.А. (доверенность от 13.01.2015), Судденок К.В. (доверенность от 13.01.2015), Гинояна К.Р. (доверенность от 13.01.2015),
от Министерства финансов Российской Федерации: Конновой П.И. (доверенность от 16.01.2013),
от Министерства финансов Нижегородской области: Унучек И.К. (доверенность от 25.12.2014),
от муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородское метро": Гинояна К.Р. (доверенность от 12.01.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015, принятое судьями Логиновой О.А., Вечкановым А.И., Соловьевой М.В., по делу N А43-29152/2013
по иску муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" (ИНН: 5253000836, ОГРН: 1025203045834)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (ИНН: 5200000303, ОГРН: 1025203027761), к Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области (ИНН: 5200000021, ОГРН: 1025203044426)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода, Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт", муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Нижегородское метро"
и установил:
муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (далее - Министерство финансов Российской Федерации) и Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области (далее - Министерство финансов) о взыскании 17 696 354 рублей убытков за счет казны Российской Федерации и 159 479 565 рублей убытков за счет казны Нижегородской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода, Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт", муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Нижегородское метро".
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 03.12.2014 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 решение суда отменено; в удовлетворении иска отказано.
Предприятие не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Предприятие считает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неправильном применении статьи 7 Конституции Российской Федерации, статей 2, 3, 15, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 6, 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404 "Об утверждении Положения о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов" (далее - Постановление N 404).
По мнению заявителя, при расчете убытков, возникших в 2010 году, Предприятие правомерно использовало обобщенные среднестатистические показатели количества поездок по одному единому социальному проездному билету (далее - ЕСПБ). Применение количества поездок в месяц по ЕСПБ, равным 50, при расчете убытков от перевозки льготных категорий граждан в Нижнем Новгороде на трех видах транспорта не является завышенным. Постановление N 404 регулирует исключительно бюджетные отношения, связанные с предоставлением субсидий транспортным предприятиям, и не распространяет действие на гражданско-правовые отношения, связанные с возмещением убытков. Предусмотренный Постановлением N 404 расчет размера субсидий не учитывает реальные экономические затраты транспортных предприятий на перевозку льготных категорий граждан и возлагает обязанности по финансированию предоставленных льгот на хозяйствующих субъектов. У Предприятия отсутствует возможность оспорить Постановление N 404 в редакции 2010 года. Подробно доводы Предприятия приведены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании возразил относительно доводов истца, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Министерство финансов поддержало позицию Министерства финансов Российской Федерации.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы истца.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Предприятие является транспортной организацией, осуществляющей регулярные перевозки пассажиров, относящиеся к перевозкам транспортом общего пользования. Выручка предприятия формируется за счет провозной платы, которая определяется на основании тарифов, утверждаемых в установленном порядке.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.03.2015) был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 N 3 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Нижегородской области" утвержден статус единого социального проездного билета как документа, предоставляющего право льготного проезда в городском и пригородном общественном транспорте на территории Нижегородской области отдельным категориям граждан.
В пункте 3 данного постановления утверждено Положение о едином социальном проездном билете, который распространяется на все виды городского пассажирского транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы, метро), кроме такси, маршрутного такси, а также на пригородный автотранспорт, за исключением маршрутного такси (пункт 1.1 положения).
Постановлением N 404 утверждено Положение о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих при перевозке пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов.
Предприятие и Департамент транспорта и связи Нижегородской области заключили договор от 20.01.2010 N 401-04-05/26, предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на обеспечение стабильного транспортного обслуживания населения и льготных категорий граждан услугами пассажирского транспорта на территории Нижегородской области.
В пунктах 2.1.1, 2.1.3 данного договора стороны согласовали, что истец осуществляет перевозку пассажиров и ежемесячно представляет отчет о выпадающих доходах по форме, согласованной в приложении N 2, в котором указывает количество ЕСПБ отдельно по федеральным и региональным льготникам.
Департамент транспорта и связи Нижегородской области обязался ежемесячно производить перечисление средств равными долями истцу на компенсацию выпадающих доходов, возникших от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, согласно представленным отчетам и в пределах средств, предусмотренных Законом Нижегородской области от 11.12.2009 N 245-З "Об областном бюджете на 2010 год". До 25.01.2010 Департамент осуществляет авансовый платеж истцу в соответствии с прогнозной оценкой размера выпадающих доходов, рассчитанных на основании Постановления N 404.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 404 сумма субсидии определяется как разница между произведением тарифа на перевозку городским транспортом на 30 поездок и стоимостью ЕСПБ, умноженная на количество реализованных ЕСПБ одним предприятием.
На основании отчетов о количестве реализованных в 2010 году ЕСПБ Предприятию выплачена субсидия, рассчитанная по правилам Постановления N 404 в сумме 107 670 740 рублей, в том числе ЕСПБ - 92 289 730 рублей (10 456 940 рублей по федеральным льготникам и 81 832 790 рублей по региональным льготникам); школьники: 13 264 290 рублей (7 575 880 рублей и 5 688 410 рублей за один и оба вида электротранспорта соответственно); студенты: 2 116 720 рублей (1 969 200 рублей и 147 520 рублей за один и оба вида электротранспорта соответственно).
Посчитав, что выплаченные субсидии не покрывают в полном объеме возникшие в результате перевозки льготных категорий граждан убытки, Предприятие обратилось в суд с иском.
Отменяя решение суда первой инстанции, Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался статьями 15 и 790 ГК РФ, Постановлением N 404 и исходил из того, что истец не доказал факт несения им убытков на искомую сумму.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В пункте 2 статьи 15 ГК РФ определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер убытков, причинную связь между допущенным правонарушением и возникшими убытками. Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
Правительство Нижегородской области приняло Постановление N 404, предусматривающее формулу расчета подлежащей выплате компенсации лицам, осуществляющим перевозку пассажиров в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан. Данное постановление не оспорено и в порядке нормоконтроля не признано судом недействующим.
Суд округа признал довод Предприятия о невозможности обжалования Постановления N 404 необоснованным, так как в период действия данной редакции Постановления N 404 у Предприятия была такая возможность.
Суд установил и стороны не оспаривают, что на основании представленных истцом отчетов о количестве реализованных в 2010 году ЕСПБ и льготных проездных билетов школьникам и студентам как на один вид транспорта (трамвай или троллейбус), так и на оба вида электротранспорта Предприятию выплачена субсидия, рассчитанная по правилам Постановления N 404, в сумме 107 670 740 рублей, в том числе: ЕСПБ - 92 289 730 рублей (10 456 940 рублей по федеральным льготникам и 81 832 790 рублей по региональным льготникам); школьники: 13 264 290 рублей (7 575 880 рублей и 5 688 410 рублей за один и оба вида электротранспорта соответственно); студенты: 2 116 720 рублей (1 969 200 рублей и 147 520 рублей за один и оба вида электротранспорта соответственно).
Материалы дела не содержат доказательств, опровергающих правильность расчета указанных сумм выплат применительно к формуле, предусмотренной в Постановлении N 404.
Вместе с тем суд установил и материалами дела подтверждается, что расчет убытков Предприятия основан на обобщенных среднестатистических показателях, отраженных в Порядке заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автобусного транспорта, утвержденном постановлением Росстата от 19.01.2007 N 9, в качестве средних по Российской Федерации.
При этом указанный расчет не подтвержден сведениями о реальном количестве перевезенных Предприятием лиц, обладающих правом на льготный проезд.
Ссылку истца на пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" суд округа признал необоснованной, поскольку размер убытков, возмещенных Предприятию ответчиками в добровольном порядке, признан судами достаточным и соответствующим условиям договора.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции установил, что расчет истца не является достоверным и не подтверждает факт несения Предприятием убытков на искомую сумму.
Данный вывод суда не противоречит материалам дела и не подлежит переоценке судом округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отказал Предприятию в удовлетворении иска ввиду недоказанности несения убытков истцом в 2010 году сверх сумм, покрытых выплаченной субсидией, и их размера.
Суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на Предприятие.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2015 по делу N А43-29152/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
...
Ссылку истца на пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" суд округа признал необоснованной, поскольку размер убытков, возмещенных Предприятию ответчиками в добровольном порядке, признан судами достаточным и соответствующим условиям договора."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 июля 2015 г. N Ф01-2801/15 по делу N А43-29152/2013