Нижний Новгород |
|
30 июля 2015 г. |
Дело N А39-5033/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Зотовой Полины Александровны на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.11.2014, принятое судьей Александровым С.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015, принятое судьями Рубис Е.А., Урлековым В.Н., Протасовым Ю.В., по делу N А39-5033/2014
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Мордовия
о привлечении арбитражного управляющего Зотовой Полины Александровны к административной ответственности
и установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Зотовой Полины Александровны (далее - Арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 25.11.2014 Арбитражному управляющему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 указанное решение суда оставлено без изменения.
Арбитражный управляющий не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 2.1, 26.1, 28.7 КоАП РФ, часть 4 статьи 13 и часть 7 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела; Управление не доказало наличие вины Арбитражного управляющего в совершении вмененных правонарушений, допустило существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности (не известило о дате, времени и месте составлении протокола), поэтому основания для привлечения к административной ответственности отсутствовали.
Управление в отзыве отклонило доводы, приведенные в кассационной жалобе, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Арбитражный управляющий, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.07.2013 по делу N А39-83/2013 общество с ограниченной ответственностью "Теньгушевозерноресурс" (далее - Общество) признано несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство; Зотова П.А. назначена Арбитражным управляющим.
В Управление поступила информация, указывающая на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В ходе административного расследования Управление установило, что Арбитражный управляющий при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, нарушил пункт 7 статьи 12, пункты 1, 4 статьи 13, пункт 4 статьи 20.3, пункт 3 статьи 143 Федерального закона N 127-ФЗ. Так, Арбитражный управляющий своевременно не направил в суд отчет по итогам конкурсного производства; нарушил сроки размещения на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) сообщений о проведении собрания кредиторов, а также сведений о решениях, принятых на собрании кредиторов; не направил уведомление о проведении собраний кредиторов.
Усмотрев в действиях (бездействии) Арбитражного управляющего состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 части 14.13 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 08.09.2014 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении нарушителя к административной ответственности.
Руководствуясь нормами КоАП РФ, Федерального закона N 127-ФЗ, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35), постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Арбитражного управляющего состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и назначил наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредитора и общества.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона N 127-ФЗ сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ в порядке, установленном статьей 28 данного закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, подлежит включению арбитражным управляющим в Реестр в течение пяти рабочих дней с даты проведения собрания (пункт 7 статьи 12 Федерального закона N 127-ФЗ).
Суды установили, что сообщения о проведении 31.07.2014 и 14.08.2014 собраний кредиторов Общества были размещены на сайте ЕФРСБ 22.07.2014 и 05.08.2014 соответственно, тогда как должны быть размещены не позднее 17.07.2014 и 31.07.2014. Сообщения, содержащие сведения о принятых 14.08.2014 общим собранием кредиторов решениях, размещены на сайте ЕФРСБ 02.09.2014 (должны были быть размещены не позднее 21.08.2014).
Довод заявителя о том, что просрочка в размещении соответствующих сведений на сайте ЕФРСБ произошла не по его вине, обоснованно отклонен судами, как не подтвержденный материалами дела.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 127-ФЗ в числе иных лиц, представитель органа по контролю (надзору) вправе участвовать в собрании кредиторов без права голоса и выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. Следовательно, данное лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении собрания кредиторов.
В пункте 1 статьи 13 Федерального закона N 127-ФЗ установлено, что надлежащим уведомлением признается направление в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с указанным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.
Как следует из материалов дела и установили суды, Арбитражный управляющий не выполнил предусмотренную Федеральным законом N 127-ФЗ обязанность и не направил в Управление (орган по контролю и надзору) уведомления о проведении 31.07.2014 и 14.08.2014 собраний кредиторов Общества.
В силу пункта 3 статьи 143 Федерального закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
К судебному заседанию, на котором будет рассматриваться вопрос о продлении или завершении конкурсного производства, арбитражный управляющий обязан заблаговременно направлять суду и основным участникам дела о банкротстве отчет в соответствии со статьями 143 или 149 Федерального закона N 127-ФЗ (пункт 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35).
Материалами дела подтверждено и суды установили, что определением от 29.01.2014 Арбитражный суд Республики Мордовия назначил на 15.07.2014 судебное заседание по рассмотрению отчета Арбитражного управляющего по итогам процедуры конкурсного производства Общества, но ко дню судебного заседания отчет в суд не был представлен.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что Арбитражным управляющим нарушены требования законодательства о банкротстве, является верным.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суды установили, что Арбитражный управляющий имел возможность исполнить надлежащим образом нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у Арбитражного управляющего реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства о банкротстве, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о допущенных Управлением процессуальных нарушениях подлежат отклонению.
Процедуру привлечения Арбитражного управляющего к административной ответственности суды проверили и нарушений не установили. Заявитель был надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, при производстве по делу он не был лишен гарантий защиты прав, предоставленных ему законодательством при привлечении к административной ответственности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, и фактически направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.11.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 N А39-5033/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Зотовой Полины Александровны - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К судебному заседанию, на котором будет рассматриваться вопрос о продлении или завершении конкурсного производства, арбитражный управляющий обязан заблаговременно направлять суду и основным участникам дела о банкротстве отчет в соответствии со статьями 143 или 149 Федерального закона N 127-ФЗ (пункт 50 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35).
...
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
...
Доказательств, подтверждающих отсутствие у Арбитражного управляющего реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства о банкротстве, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июля 2015 г. N Ф01-2717/15 по делу N А39-5033/2014