Нижний Новгород |
|
29 июля 2015 г. |
Дело N А29-8777/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.07.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Лодыгина М.А. (доверенность от 12.01.2015),
от третьего лица: Демидовича А.М. (доверенность от 15.05.2014 N Д/1)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьероуправление" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2015, принятое судьей Махмутовым Н.Ш., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015, принятое судьями Буториной Г.Г., Кононовым П.И., Немчаниновой М.В., по делу N А29-8777/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Расчетный долговой центр" (ОГРН: 1141101003328)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ОГРН: 1021100524345)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Карьероуправление",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Расчетный долговой центр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) от 16.10.2014 в переоформлении 13 лицензий на пользование недрами и о понуждении Министерства переоформить лицензии на пользование недрами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Карьероуправление" (далее - ООО "Карьероуправление").
Решением суда от 31.01.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 указанное решение оставлено без изменения.
ООО "Карьероуправление" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Гражданский кодекс Российской Федерации и Административный регламент предоставления государственной услуги по переоформлению лицензий на пользование участками недр местного значения в порядке и в случаях, установленных законодательством Республики Коми, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 27.06.2012 N 292 (далее - Административный регламент N 292). Общество не отвечало условиям, при наличии которых возможно переоформление лицензий (приобретенное имущество не связано с использованием участками недр; была начата процедура досрочного прекращения права пользования недрами), поэтому оспариваемый отказ Министерства соответствует законодательству. Выводы судов о том, что приобретенное Обществом имущество является имущественным комплексом и используется в целях использования участками недр, противоречат Кодексу, не соответствуют материалам дела.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Представитель Общества в судебном заседании отклонил доводы жалобы.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках дела о банкротстве ОАО "Автомобильные дороги Коми" N А29-10453/2012 на торги к продаже предложен имущественный комплекс в составе: ангара (литера А) площадью 466,9 квадратного метра; здания котельной (литера В) площадью 47,8 квадратного метра; здания вахтового дома N 3 (литера Ж) площадью 87,8 квадратного метра (далее - имущественный комплекс). Общество признано победителем открытых торгов.
ОАО "Автомобильные дороги Коми" (продавец) и Общество заключили договор купли-продажи имущественного комплекса от 27.08.2014 и составили акт приема-передачи имущества.
ОАО "Автомобильные дороги Коми" имело 13 лицензий на пользование недрами. Конкурсный управляющий ОАО "Автомобильные дороги Коми" и Общество в порядке статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) обратились в Министерство с заявлением от 03.09.2014 о переоформлении указанных лицензий на Общество.
Комиссия Министерства решением от 18.09.2014 N 15-14 рекомендовала переоформить лицензии с ОАО "Автомобильные дороги Коми" на Общество.
Министерство отказало Обществу в переоформлении лицензий (письмо от 16.10.2014), указав, что приобретенный Обществом у ОАО "Автомобильные дороги Коми" имущественный комплекс не связан с использованием ни на одном из перечисленных в лицензиях участков недр.
Общество не согласилось с решением Министерства и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь Кодексом, статьями 110, 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), статьями 9, 17.1 Закона N 2395-1, Положением о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми, утвержденным приказом Минприроды Республики Коми от 18.12.2012 N 581 (далее - Положение), пунктом 69 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315и Административным регламентом N 292, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, и удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока.
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе юридические лица, если иное не установлено федеральными законами (статья 9 Закона N 2395-1).
В статье 17.1 Закона N 2395-1 предусмотрены основания перехода права пользования участками недр и переоформление лицензий на пользование участками недр.
Право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае приобретения им в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 127-ФЗ имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) при условии, что приобретатель имущества является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечает квалификационным требованиям законодательства Российской Федерации о недрах.
Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения - законодательством субъекта Российской Федерации (статья 17.1 Закона N 2395-1).
Приказом Министерства от 18.12.2012 N 581 утверждено Положение, в соответствии с которым определен порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Коми.
Согласно пункту 56 Положения при переоформлении лицензии на пользование участком недр условия пользования недрами пересмотру не подлежат.
Для переоформления лицензии претендент подает в Министерство следующие документы: заявление, в котором указано основание переоформления лицензии и выражается согласие принять на себя выполнение условий пользования недрами, предусмотренных лицензией; документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на претендента с указанием основания ее переоформления; копии учредительных документов; копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; лицензию на пользование недрами, подлежащую переоформлению. Все прилагаемые к заявлению копии документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью организации или представлены в Минприроды Республики Коми с предъявлением оригиналов соответствующих документов (пункт 57 Положения).
При переоформлении лицензии по основанию приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 127-ФЗ, имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) должны быть представлены дополнительные сведения с подтверждающими их документами.
Дополнительно должны быть представлены данные о том, что приобретатель имущества является юридическим лицом, отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством о недрах Российской Федерации, а также документы, подтверждающие приобретение имущества (имущественного комплекса), принадлежавшего прежнему пользователю недр и связанного с пользованием соответствующего участка недр (пункт 58 Положения).
В силу пунктов 59, 60 Положения Министерство рассматривает документы, представленные для переоформления лицензии на пользование недрами, проводит их экспертизу. Претенденту может быть отказано в переоформлении лицензии на пользование участком недр, если такое переоформление не отвечает условиям и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, с письменным уведомлением претендента о причинах отказа.
Министерство в обоснование отказа в переоформлении лицензий указало, что приобретенный Обществом имущественный комплекс не связан с пользованием перечисленных в лицензиях участков недр.
Суды установили, что Общество представило в Министерство все предусмотренные Законом N 2395-1 и Положением документы, необходимые для переоформления лицензий на пользование участками недр, в том числе документы, подтверждающие приобретение имущества.
Спорное имущество (ангар, здание котельной, здание вахтового дома) Общество приобрело у предприятия-банкрота по договору купли-продажи в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 127-ФЗ. Указанные объекты недвижимости составляли единый имущественный комплекс, используемый в качестве ремонтной базы для техники, необходимой для осуществления пользования участками недр.
Доказательства того, что имущественный комплекс, принадлежащий прежнему пользователю недр, не был связан с пользованием соответствующих участков недр, перечисленных в лицензиях, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии у Министерства оснований для отказа Обществу в переоформлении лицензий.
Ссылка заявителя жалобы на то, что спорное имущество не является имущественным комплексом, приобретение которого влечет переход права пользования недрами к его покупателю, отклоняется, как основанная на неверном толковании положений Федерального закона N 127-ФЗ, Закона N 2395-1.
Довод ООО "Карьероуправление" о том, что в данном случае имелись иные основания для отказа в переоформлении лицензий, обоснованно отклонен судами.
Согласно пункту 2.10 Административного регламента N 292 (действующего в период спорных правоотношений) начатая в отношении пользователя недр процедура досрочного прекращения права пользования недрами является основанием для отказа в переоформлении лицензии.
Оценив материалы дела, суды установили, что на момент принятия Министерством решения в отношении пользователя недр процедура досрочного прекращения права пользования недрами не осуществлялась. Следовательно, данный пункт Административного регламента Министерством не мог быть применен.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод, что оспариваемый отказ не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы Общества, и удовлетворили заявленные требования.
Другие доводы, приведенные в жалобе, были предметом исследования и оценки судов и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не опровергают выводы судов и фактически направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.01.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 по делу N А29-8777/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьероуправление" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При переоформлении лицензии по основанию приобретения субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 127-ФЗ, имущества (имущественного комплекса) предприятия-банкрота (пользователя недр) должны быть представлены дополнительные сведения с подтверждающими их документами.
...
Суды установили, что Общество представило в Министерство все предусмотренные Законом N 2395-1 и Положением документы, необходимые для переоформления лицензий на пользование участками недр, в том числе документы, подтверждающие приобретение имущества.
Спорное имущество (ангар, здание котельной, здание вахтового дома) Общество приобрело у предприятия-банкрота по договору купли-продажи в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 127-ФЗ. Указанные объекты недвижимости составляли единый имущественный комплекс, используемый в качестве ремонтной базы для техники, необходимой для осуществления пользования участками недр.
...
Ссылка заявителя жалобы на то, что спорное имущество не является имущественным комплексом, приобретение которого влечет переход права пользования недрами к его покупателю, отклоняется, как основанная на неверном толковании положений Федерального закона N 127-ФЗ, Закона N 2395-1."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июля 2015 г. N Ф01-2664/15 по делу N А29-8777/2014
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2664/15
22.07.2015 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8777/14
24.04.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1646/15
22.04.2015 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8777/14
31.01.2015 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-8777/14