Нижний Новгород |
|
21 августа 2015 г. |
Дело N А43-16521/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.08.2015.
Полный текст постановления изготовлен 21.08.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Камановой М.Н., Чернышова Д.В.
при участии представителей
от истца - Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области: Лекомцевой Е.А. (доверенность от 04.06.2015),
от ответчика - муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс": Гинояна К.Р. (доверенность от 13.01.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2014, принятое судьей Трошиной Н.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015, принятое судьями Родиной Т.С., Насоновой Н.А., Назаровой Н.А., по делу N А43-16521/2014
по иску Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (ОГРН: 1055238174090, ИНН: 5260158694)
к муниципальному предприятию города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" (ОГРН: 1025203045834, ИНН: 5253000836),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Нижегородской области,
о взыскании 3 701 252 рублей
и установил:
Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному предприятию города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" (далее - МП "Нижегородэлектротранс", Предприятие) о взыскании 3 564 678 рублей неосновательного обогащения в связи с излишним предоставлением субсидий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Нижегородской области.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015, иск удовлетворен: с МП "Нижегородэлектротранс" в пользу Министерства взыскано 3 564 678 рублей неосновательного обогащения. Суд исходил из доказанности неосновательного обогащения, полученного ответчиком, в связи с излишним предоставлением субсидий.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, МП "Нижегородэлектротранс" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие нарушения норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, суды, признав законным представленный истцом расчет выпадающих доходов от перевозки ответчиком льготных категорий граждан за июль 2012 года, не применили статью 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статью 43 устава Нижнего Новгорода, пункт 2 Положения о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, утвержденного решением городской Думы Нижнего Новгорода 26.10.2011 N 146, и часть 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; постановление Правительства Нижегородской области от 20.07.2012 N 448 в части установления предельно максимального тарифа принято с превышением полномочий Правительства Нижегородской области.
Заявитель считает, что расчет исковых требований, принятый судами, произведен истцом с нарушением положений постановления Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Министерства в судебном заседании попросил оставить решение и постановление без изменения.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства третье лицо не обеспечило явку представителя в кассационную инстанцию.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Департамент транспорта (заказчик) и МП "Нижегородэлектротранс" (исполнитель) заключили договор от 01.02.2012 N 401-04-05/42 об обеспечении транспортного обслуживания населения пассажирским электрическим транспортом на территории Нижегородской области на 2012 год, предметом которого явилось взаимодействие сторон, направленное на обеспечение стабильного транспортного обслуживания населения и льготных категорий граждан пассажирским автотранспортом на территории Нижегородской области.
Согласно пунктам 2.1.3 и 2.1.4 договора исполнитель обязался ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставлять заказчику отчет о полученных выпадающих доходах по форме приложения 2 к договору и счета- фактуры, а заказчик - ежемесячно в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, производить перечисление средств исполнителю на компенсацию выпадающих доходов, возникших от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов в пределах средств, предусмотренных законом Нижегородской области от 26.12.2011 N 194-3 "Об областном бюджете на 2012 год".
На основании выставленного отчета за июль 2012 года Департамент транспорта возместил МП "Нижегородэлектротранс" выпадающие доходы на общую сумму 17 225 890 рублей.
Министерство финансов Нижегородской области с 16.09 по 11.10.2013 провело в Департаменте транспорта Нижегородской области проверку целевого использования бюджетных средств, выделенных в 2012 году и истекшем периоде 2013 года, в виде субсидий на возмещение транспортным предприятиям выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов, по результатам которой составлен акт от 11.10.2013; осуществлялась проверка ежемесячных отчетов 47 транспортных предприятий, включая МП "Нижегородэлектротранс", по выпадающим доходам за 2012 год на соответствие расчетным формулам, утвержденным указанным Положением.
При проверке ежемесячных отчетов МП "Нижегородэлектротранс" Министерство финансов Нижегородской области установило, что в нарушение пункта 9 Положения, приложения 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 28.06.2012 N 379 "Об установлении тарифов на проезд пассажиров и провоз багажа автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения" (начало действия редакции с 10.07.2012) при расчете выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан указанное транспортное предприятие с 10.07.2012 применяло завышенный тариф, а именно в городском сообщении применялся тариф 12 рублей вместо 10 рублей.
Следствием завышения указанных показателей в отчетах явилось увеличение размера субсидии предоставляемой транспортному предприятию на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов и, следовательно, перефинансирование из областного бюджета субсидий на указанные цели в июле 2012 года на сумму 3 701 252 рубля.
На основании пункта 1 указа губернатора Нижегородской области от 30.08.2013 N 110 "О совершенствовании структуры органов исполнительной власти Нижегородской области" и постановления Правительства Нижегородской области от 11.10.2013 N 719 "Об утверждении Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области" Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области является правопреемником Департамента транспорта Нижегородской области.
В письме от 12.02.2014 N 168/01-38 МП "Нижегородэлектротранс" в ответ на письмо Министерства от 24.01.2014 N 325-01-05-31/14 обязалось вернуть излишне полученную сумму выпадающих доходов после получения субсидии за февраль 2014 года.
Сумма выпадающих доходов за февраль 2014 года перечислена Министерством на счет ответчика на основании платежного поручения от 12.03.2014 N 176, что подтверждается реестром платежных поручений по оплате субсидии по МП "Нижегородэлектротранс", однако излишне полученная субсидия за июль 2012 года не была возвращена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
По смыслу указанной статьи обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех условий: факта неосновательного сбережения денежных средств ответчиком за счет истца; отсутствия правовых оснований для получения денежных средств ответчиком; размера неосновательного обогащения.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" в целях реализации права по установлению дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на территории Нижегородской области установлен единый порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на общественном транспорте (кроме такси и маршрутных такси) при наличии единого социального проездного билета и (или) при наличии единого социального проездного абонемента к соответствующему документу, дающему право на льготы, а также и утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404 "Об утверждении Положения о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов" утверждено Положение о субсидиях.
Положение о субсидиях определяет механизм формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области (далее - транспортные предприятия) на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки автомобильным и электрическим транспортом общего пользования (далее - пассажирский транспорт) льготных категорий граждан, перечень которых установлен в приложении 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 N 3 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Нижегородской области", а также учащихся и студентов в соответствии с Законом Нижегородской области от 30 декабря 2005 года N 212-З "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" и постановлением Правительства Нижегородской области, устанавливающим тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения, в части предоставления льготного проезда на междугородных внутриобластных маршрутах студентам государственных образовательных организаций высшего образования и студентам государственных профессиональных образовательных организаций, обучающимся по очной форме обучения по программам подготовки специалистов среднего звена.
В пункте 2 названного Положения определено, что Департамент транспорта Нижегородской области (ныне - Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области) является главным распорядителем субсидий, предоставляемых транспортным предприятиям Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области заключает договоры (соглашения) с транспортными предприятиями, выполняющими перевозки льготных категорий граждан, учащихся, студентов, на возмещение выпадающих доходов (пункт 3 положения).
В силу пункта 5 Положения о субсидиях предоставление субсидий на возмещение транспортным предприятиям выпадающих доходов, возникающих с 01.01.2010 в связи с оказанием мер социальной поддержки, указанных в пункте 1 настоящего Положения, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год (в редакции постановлений Правительства Нижегородской области от 20.07.2012 N 448, от 16.11.2012 N 825).
На территории Нижегородской области размер выпадающих доходов транспортного предприятия определяется как разница между ценой проездного билета на определенный вид транспорта и ценой единого социального проездного билета, умноженная на количество реализованных этим предприятием единых социальных проездных билетов (пункт 7 Положения о субсидиях, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404).
Согласно положениям пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Разделом IV Положения предусмотрено, что предоставление субсидий транспортным предприятиям осуществляется ежемесячно (ежеквартально) министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области в соответствии с договорами (соглашениями) между министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области и предприятиями, выполняющими перевозки льготных категорий граждан на основании данных о результатах автоматизированной сверки расчетов реализации единых социальных проездных билетов на территории Нижегородской области в разрезе льготных категорий граждан, проведенной на основании пункта 3.4 Положения о едином социальном проездном билете, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 N 3, учащихся, студентов.
Средства областного бюджета предоставляются в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и распределяются пропорционально потребности предприятий (абзац введен постановлением Правительства Нижегородской области от 20.07.2012 N 448).
Транспортные предприятия представляют в министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области следующие отчеты по формам и в сроки, установленные договорами (соглашениями), указанными в пункте 3 настоящего Положения, а именно:
- ежемесячно - об объемах выпадающих доходов;
- ежеквартально - об основных финансово-экономических показателях деятельности предприятия (пункт 17 Положения в редакции, действовавшей в спорный период).
В пункте 19 постановления Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404 "Об утверждении Положения о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов" определено, что проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий транспортными предприятиями осуществляют Департамент транспорта Нижегородской области (в настоящий период истец) и органы государственного финансового контроля.
На основании постановления Правительства Нижегородской области от 20.07.2012 N 448 "О внесении изменений в Положение о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 24 сентября 2008 года N 404" в Положение внесено изменение, согласно которому предельно максимальный тариф на перевозку пассажиров общественным транспортом в городском сообщении составил 10 рублей.
Постановление вступило в силу с 20.07.2012. Изменение, внесенное в Положение постановлением N 448, распространило действие на правоотношения, возникшие с 10.07.2012.
Проанализировав представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приняв во внимание, что ответчик не представил в материалы дела доказательств возврата излишне предоставленной субсидии за июль 2012 года, суд пришел к правомерному выводу о доказанности неосновательного обогащения и о возникновении у истца права требования с ответчика возврата 3 564 678 рублей.
Довод заявителя о том, что постановление Правительства Нижегородской области от 20.07.2012 N 448 в части установления предельно максимального тарифа принято с превышением полномочий Правительства Нижегородской области, не принимается во внимание, поскольку данный нормативный правовой акт не оспорен и не признан судом недействующим.
Ссылка заявителя на то, что расчет исковых требований, принятый судами, произведен истцом с нарушением положений постановления Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404, отклоняется, так как расчет произведен в соответствии с указанным постановлением Правительства Нижегородской области (в редакции постановления Правительства Нижегородской области N 448, вступившего в силу с 10.07.2012) и на основании данных о количестве реализованных ответчиком ЕСПБ, указанных МП "Нижегородэлектротранс" в отчете за июль 2012 года. Ответчик не представил контррасчета в материалы дела.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по делу N А43-16521/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" в целях реализации права по установлению дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на территории Нижегородской области установлен единый порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на общественном транспорте (кроме такси и маршрутных такси) при наличии единого социального проездного билета и (или) при наличии единого социального проездного абонемента к соответствующему документу, дающему право на льготы, а также и утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета.
...
Согласно положениям пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 августа 2015 г. N Ф01-2888/15 по делу N А43-16521/2014