17 апреля 2015 г. |
Дело N А43-16521/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Насоновой Н.А., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2014 по делу N А43-16521/2014, принятое судьёй Трошиной Н.В., по иску министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (ОГРН 1055238174090, ИНН 5260158694), к муниципальному предприятию города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" (ОГРН 1025203045834, ИНН 5253000836), третье лицо - Правительство Нижегородской области, о взыскании 3 701 252 рублей.
В судебном заседании приняли участие представители:
от ответчика (заявителя) - муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" - Балдин А.К. по доверенности от 13.01.2015 (сроком действия до 31.12.2015), Гиноян К.Р. по доверенности от 13.01.2015 N 01-11-18/15
( сроком действия до 31.12.2015);
от истца - министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области -полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом;
от третьего лица - Правительства Нижегородской области- полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом (уведомление N 29377).
Изучив материалы дела, Первый апелляционный арбитражный суд становил.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному предприятию города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" (далее - МП "Нижегородэлектротранс") о взыскании 3 564 678 руб. неосновательного обогащения в связи с излишним предоставлением субсидий.
Решением от 19.12.2014 иск удовлетворен: с МП "Нижегородэлектротранс" в пользу Министерства взыскано 3 564 678 руб. руб. неосновательного обогащения. Одновременно с МП "Нижегородэлектротранс" в доход федерального бюджета взыскано 40 823 руб. 39 коп. расходов по оплате государственной пошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, МП "Нижегородэлектротранс" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменением материального закона, подлежащего применению, нарушением норм процессуального права.
Оспаривая законность принятого решения, заявитель указывает, что суд, руководствуясь положениями Постановления Правительства Нижегородской области от 20.07.2012 N 448 и признавая расчет истца законным и обоснованным, нарушил требования статьи 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, пункта 2 Положения о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений и не применил подлежащую применению часть 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отмечает, что выводы суда о доказанности истцом неосновательного обогащения, полученного ответчиком в связи с излишним предоставлением субсидий, сделаны на основе не подлежащего применению постановления Правительства N 379 "Об установлении тарифов на проезд пассажиров и провоз багажа автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения", сфера регулирования которого не распространяется на деятельность ответчика.
Судом не дана правовая оценка доводом ответчика.
Министерство в отзыве возразило против доводов апелляционной жалобы, просило оставить решение без изменения.
Относительно применения судом постановления Правительства N 379 "Об установлении тарифов на проезд пассажиров и провоз багажа автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения" пояснило, что ссылка на данный акт не повлияла на законность принятого решения.
Дело рассматривается на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, надлежащим образом уведомленного о месте и времени судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.02.2012 между Департаментом транспорта (заказчик) и МП "Нижегородэлектротранс" (исполнитель) заключен договор N 401-04-05/42 об обеспечении транспортного обслуживания населения пассажирским электрическим транспортом на территории Нижегородской области на 2012 год, предметом которого явилось взаимодействие сторон, направленное на обеспечение стабильного транспортного обслуживания населения и льготных категорий граждан пассажирским автотранспортом на территории Нижегородской области.
Согласно пунктам 2.1.3, 2.1.4 указанного договора исполнитель обязался ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, предоставлять заказчику отчет о полученных выпадающих доходах по форме приложения 2 к договору и счета - фактуры, а заказчик - ежемесячно в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, производить перечисление средств исполнителю на компенсацию выпадающих доходов, возникших от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов в пределах средств, предусмотренных законом Нижегородской области от 26 декабря 2011 года N 194-3 "Об областном бюджете на 2012 год".
На основании выставленного отчета за июль 2012 года Департаментом транспорта возмещены МП "Нижегородэлектротранс" выпадающие доходы на общую сумму 17 225 890 руб.
Министерством финансов Нижегородской области с 16 сентября по 11 октября 2013 года в департаменте транспорта Нижегородской области была проведена проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных в 2012 году и истекшем периоде 2013 года в виде субсидий на возмещение транспортным предприятиям выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов, по результатам которой составлен акт от 11 октября 2013 года (далее - акт).
В том числе осуществлялась проверка ежемесячных отчетов 47 транспортных предприятий, включая МП "Нижегородэлектротранс", по выпадающим доходам за 2012 год на соответствие расчетным формулам, утвержденным вышеуказанным Положением.
При проверке ежемесячных отчетов МП "Нижегородэлектротранс" министерством финансов Нижегородской области было установлено, что в нарушение десятого пункта 9 Положения, Приложения 1 к Постановлению Правительства Нижегородской области от 28 июня 2012 года N 379 "Об установлении тарифов на проезд пассажиров и провоз багажа автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения" (начало действия редакции с 10 июля 2012 года) при расчете выпадающих доходов от перевозки льготных категорий граждан, указанное транспортное предприятие с 10 июля 2012 года применяло завышенный тариф, а именно, в городском сообщении применялся тариф 12 руб. вместо 10 руб.
Следствием завышения указанных показателей в отчетах явилось увеличение размера субсидии предоставляемой транспортному предприятию на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов и, следовательно, перефинансирование из областного бюджета субсидий на указанные цели в июле 2012 года на сумму 3 701 252 руб.
На основании п. 1 Указа губернатора Нижегородской области от 30 августа 2013 года N 110 "О совершенствовании структуры органов исполнительной власти Нижегородской области" и постановления Правительства Нижегородской области от 11 октября 2013 года N 719 "Об утверждении Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области" министерство транспорта и томобильных дорог Нижегородской области является правопреемником департамента транспорта Нижегородской области.
Письмом от 12.02.2014 N 168/01-38 МП "Нижегородэлектротранс" в ответ на письмо министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от 24.01.2014 N 325-01-05-31/14 обязалось вернуть излишне полученную сумму выпадающих доходов после получения субсидии за февраль 2014 года.
Сумма выпадающих доходов за февраль 2014 года была перечислена министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области на счет ответчика на основании платежного поручения от 12.03.2014 N 176, что подтверждается реестром платежных поручений по оплате субсидии по МП "Нижегородэлектротранс", однако возврат излишне полученной субсидии за июль 2012 года истцом произведен не был.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обращаясь с иском о взыскании неосновательного обогащения, истец должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
Недоказанность хотя бы одного из перечисленных элементов является основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании неосновательного обогащения.
В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 N 3 "О введении на территории Нижегородской области единого социального проездного билета" в целях реализации права по установлению дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на территории Нижегородской области установлен единый порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на общественном транспорте (кроме такси и маршрутных такси) при наличии единого социального проездного билета и (или) при наличии единого социального проездного абонемента к соответствующему документу, дающему право на льготы, а также и утвержден перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404 "Об утверждении Положения о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов" утверждено положение о субсидиях.
Указанное Положение определяет механизм формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области (далее - транспортные предприятия) на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки автомобильным и электрическим транспортом общего пользования (далее - пассажирский транспорт) льготных категорий граждан, перечень которых установлен в приложении 1 к постановлению Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Нижегородской области", а также учащихся и студентов в соответствии с Законом Нижегородской области от 30 декабря 2005 года N 212-З "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в целях реализации их права на образование" и постановлением Правительства Нижегородской области, устанавливающим тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения, в части предоставления льготного проезда на междугородных внутриобластных маршрутах студентам государственных образовательных организаций высшего образования и студентам государственных профессиональных образовательных организаций, обучающимся по очной форме обучения по программам подготовки специалистов среднего звена.
Пунктом 2 Положения определено, что Департамент транспорта Нижегородской области (ныне Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области) является главным распорядителем субсидий, предоставляемых транспортным предприятиям Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области заключает договоры (соглашения) с транспортными предприятиями, выполняющими перевозки льготных категорий граждан, учащихся, студентов, на возмещение выпадающих доходов (пункт 3 положения).
В силу пункта 5 Положения предоставление субсидий на возмещение транспортным предприятиям выпадающих доходов, возникающих с 1 января 2010 года в связи с оказанием мер социальной поддержки, указанных в пункте 1 настоящего Положения, осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год (в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 20.07.2012 N 448, от 16.11.2012 N 825).
На территории Нижегородской области размер выпадающих доходов транспортного предприятия определяется как разница между ценой проездного билета на определенный вид транспорта и ценой единого социального проездного билета, умноженная на количество реализованных этим предприятием единых социальных проездных билетов (п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404).
Условия и порядок предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг определены в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно положениям пункта 1 названной статьи, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Разделом IV Положения предусмотрено, что предоставление субсидий транспортным предприятиям осуществляется ежемесячно (ежеквартально) министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области в соответствии с договорами (соглашениями) между министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области и предприятиями, выполняющими перевозки льготных категорий граждан на основании данных о результатах автоматизированной сверки расчетов реализации единых социальных проездных билетов на территории Нижегородской области в разрезе льготных категорий граждан, проведенной на основании пункта 3.4 Положения о едином социальном проездном билете, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21 января 2005 года N 3, учащихся, студентов.
Средства областного бюджета предоставляются в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и распределяются пропорционально потребности предприятий (абзац введен постановлением Правительства Нижегородской области от 20.07.2012 N 448).
Транспортные предприятия представляют в министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области следующие отчеты по формам и в сроки, установленные договорами (соглашениями), указанными в пункте 3 настоящего Положения:
- ежемесячно - об объемах выпадающих доходов;
- ежеквартально - об основных финансово-экономических показателях деятельности предприятия (пункт 17 Положения в редакции, действовавшей в спорный период).
Пунктом 19 Постановления Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 N 404 "Об утверждении Положения о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов" определено, что проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий транспортными предприятиями осуществляют Департамент транспорта Нижегородской области ( в настоящий период истец) и органы государственного финансового контроля.
На основании Постановления Правительства Нижегородской области от 20.07.2012 N 448 "О внесении изменений в Положение о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 24 сентября 2008 года N 404" в Положение внесено изменение, согласно которому предельно максимальный тариф на перевозку пассажиров общественным транспортом в городском сообщении составил 10 рублей.
Постановление вступило в силу с 20 июля 2012 года. Изменение, внесенное в Положение Постановлением N 448, распространило действие на правоотношения, возникшие с 10 июля 2012 года.
Учитывая данное обстоятельство и принимая во внимание, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в материалы дела не представлено доказательств возврата излишне предоставленной субсидии, является правомерным вывод суда о возникновении у истца права требования с ответчика возврата суммы 3 564 678 руб.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований. Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика о несоответствии Постановления Правительства Нижегородской области от 20.07.2012 N 448 нормам федерального законодательства отклоняются судом апелляционной инстанции, данное постановление является нормативным правовым актом, оно не оспорено и не признано судом недействующим в порядке нормоконтроля.
Ссылка заявителя жалобы на то, что суд необоснованно принял расчет истца и отклонил расчет ответчика, признается неправомерной.
Расчет исковых требований произведен в соответствии с действующим законодательством, а именно постановлением Правительства Нижегородской области N 404 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области N 448, вступившего в силу с 10.07.2012) и на основании данных о количестве реализованных ответчиком ЕСПБ, указанных МП "Нижегородэлектротранс" в отчете за июль 2012 года. Материалы дела не содержат доказательств, опровергающих правильность расчета суммы неосновательно полученной субсидии.
Довод о неправомерности ссылки на Приложение N 1 к Постановлению Правительства N 379 "Об установлении тарифов на проезд пассажиров и провоз багажа автомобильным транспортом на маршрутах регулярного сообщения" суд считает заслуживающим внимания, однако данное обстоятельство не повлияло на законность принятого судебного акта.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые были бы не проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2014 по делу N А43-16521/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Нижегородэлектротранс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-16521/2014
Истец: министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области
Ответчик: МП Нижегородэлектротранс г. Н.Новгород
Третье лицо: Правительство Нижегородской области