Нижний Новгород |
|
17 сентября 2015 г. |
Дело N А43-25750/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от истца: Немыгина Н.А. (доверенность от 07.08.2015),
от общества с ограниченной ответственностью "Энергосервисная компания "Саров Энерго Сервис": Маркина В.В. (доверенность от 26.05.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Вознесенского муниципального района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.02.2015, принятое судьей Олисовым Р.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015, принятое судьями Насоновой Н.А., Родиной Т.С., Тарасовой Т.И., по делу N А43-25750/2013
по иску администрации Вознесенского муниципального района Нижегородской области (ИНН: 5210001183, ОГРН: 1025202199153)
к обществу с ограниченной ответственностью "Энергосервисная компания "Саров Энерго Сервис" (ИНН: 5254486062, ОГРН: 1125254001245), муниципальному бюджетному учреждению "Вознесенский районный Дом культуры" (ИНН: 210001063, ОГРН: 1025202203608), муниципальному бюджетному учреждению культуры "Вознесенский центр народных ремесел" (ИНН: 5210000486, ОГРН:1025202203465), муниципальному бюджетному учреждению культуры "Вознесенский историко-краеведческий музей" (ИНН: 5210189810, ОГРН:1075254002328), муниципальному бюджетному учреждению "Вознесенская централизованная библиотечная система" (ИНН: 5210003399, ОГРН: 1065254000998), Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Детская музыкальная школа" (ИНН: 5210002388, ОГРН: 1025202210560)
о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Поздышева Наталья Александровна,
и установил:
администрация Вознесенского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Энергосервисная компания "Саров Энерго Сервис" (далее - ООО "ЭСКО "Саров Энерго Сервис", Общество), муниципальному бюджетному учреждению "Вознесенский районный Дом культуры", муниципальному бюджетному учреждению культуры "Вознесенский центр народных ремесел", муниципальному учреждению культуры "Вознесенский историко-краеведческий музей", муниципальному бюджетному учреждению "Вознесенская централизованная библиотечная система", муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Детская музыкальная школа" (далее - Муниципальные учреждения) о признании недействительными договоров энергетического обследования от 19.11.2012 N 141 - 145, договоров тепловизионного обследования от 04.12.2012 N 1 - 5 и о применении последствий их недействительности в виде обязания Муниципальных учреждений возвратить ООО "ЭСКО "Саров Энерго Сервис" документацию в течение одного месяца со дня уплаты Обществом Муниципальным учреждениям всех денежных средств в сумме 438 220 рублей, полученных по оспариваемым сделкам.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Поздышева Наталья Александровна (далее - Поздышева Н.А.).
Решением суда от 13.02.2015 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нарушили статьи 170, 271 АПК РФ и не применили подлежащий применению пункт 14 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и Номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273 (далее - Номенклатура). По его мнению, договоры энергетического и тепловизионного обследования являются ничтожными, поскольку заключены с нарушением процедуры, установленной Законом N 94-ФЗ (без проведения торгов и с превышением предельно допустимого размера расчетов наличными денежными средствами). Как указывает Администрация, предусмотренные спорными договорами услуги являются одноименными, поскольку относятся к одной группе услуг в соответствии с Номенклатурой. Кроме того, договоры энергетического и тепловизионного обследования являются составными частями одного договора - договора энергетического обследования и образуют единую сделку; тепловизионные обследования проводились в рамках энергетических обследований; энергетические паспорта, составленные по результатам энергетических обследований, содержат показатели, определяемые в результате тепловизионных обследований.
Подробно доводы Администрации приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
ООО "ЭСКО "Саров Энерго Сервис" в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы заявителя, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Муниципальные учреждения и Поздышева Н.А. отзывы не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 158 и 163 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 03.09.2015, в судебном заседании объявлялся перерыв до 10.09.2015.
Определением от 03.09.2015 произведена замена судьи Новикова Ю.В. на судью Шемякину О.А. в порядке, установленном в статье 18 АПК РФ.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, Муниципальные учреждения (заказчики) и Общество (исполнитель) заключили договоры энергетического обследования от 19.11.2012 N 141 - 145, по условиям которых исполнитель обязался осуществить за плату энергетическое обследование (энергоаудит) зданий заказчиков и оформить для них энергетические паспорта.
Муниципальные учреждения (заказчики) и Общество (исполнитель) заключили договоры тепловизионного обследования от 04.12.2012 N 1 - 5, по условиям которых исполнитель обязался осуществить за плату тепловизионное обследование зданий заказчиков и оформить отчеты о результатах тепловизионного обследования.
Администрация (учредитель Муниципальных учреждений), посчитав, что договоры энергетического и тепловизионного обследования заключены с нарушением Закона N 94-ФЗ и являются ничтожными, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 168 ГК РФ, статьей 65 АПК РФ, статьями 1, 10, 55 Закона N 94-ФЗ, статьями 2, 15 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.04.2010 N 182 "Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования", Арбитражный суд Нижегородской области исходил из того, что заключенные между Муниципальными учреждениями и Обществом договоры тепловизионного обследования и договоры энергетического обследования (энергоаудита) являются самостоятельными договорами, в связи с чем могли быть заключены без проведения торгов, поскольку цена каждого договора не превышает 100 000 рублей.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
На основании статьи 168 ГК РФ ничтожной является сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима и не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно части 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Закон N 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (статья 1).
В пункте 1 части 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ установлено, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В пункте 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ предусмотрено исключение из общего правила, когда заказ может быть размещен у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а именно в случае осуществления поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке - 100 000 рублей (в соответствии с указанием Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 N 8143-У); при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким образом, для применения данного исключения заказчик должен убедиться в наличии двух условий: цена каждой сделки не должна превышать 100 000 рублей; общая сумма сделок с одноименными товарами (работами, услугами) в течение одного квартала не должна превышать 100 000 рублей.
Под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с Номенклатурой (часть 6.1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ).
С учетом изложенного в круг фактических обстоятельств, подлежащих установлению при оспаривании сделок ввиду нарушения ими пункта 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ, входит проверка соблюдения заказчиком приведенных условий.
Отнесение товаров (работ, услуг) к одноименным осуществляется на основании Номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273.
Суды, поддержав позицию ответчиков и сделав вывод о том, что предметом оспариваемых сделок является оказание разноименных услуг, не применили Номенклатуру, и не установили, что услуги энергетического и тепловизионного обследование относятся к разным группам Номенклатуры.
При таких обстоятельствах вывод судов о соответствии оспариваемых сделок требованиям пункта 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ является преждевременным.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.07.2011 N 2518/11, предусмотренная пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ оговорка направлена на пресечение искусственного разделения (дробления) единого заказа на группу однородных, сумма по каждому из которых не превышает предельного размера расчетов наличными деньгам.
Согласно части 7 статьи 2 Закона об энергосбережении под энергетическим обследованием понимается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
В силу части 2 статьи 15 Закона об энергетическом обследовании к основным целям энергетического обследования относятся: определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.04.2010 N 182 утверждены требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, определены форма энергетического паспорта, формы обязательных разделов его содержания (далее - Требования).
В соответствии с Требованиями в энергетический паспорт должны быть включены: перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по форме согласно приложению N 21; сведения о кадровом обеспечении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по формам согласно приложениям N 22 - 23.
В силу пункта 2.3.6 договоров энергетического обследования исполнитель обязался представить заказчику энергетический паспорт, выполненный в соответствии с Законом об энергосбережении и Требованиями, а также отчеты о проделанной работе (в том числе отчет инструментального обследования, топливно-энергетический баланс, мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности).
В пункте 2.3.6 договоров тепловизионного обследования установлена обязанность исполнителя представить заказчику отчет о результатах тепловизионного обследования.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили также из того, что Администрация в нарушение статьи 65 АПК РФ не представила доказательств того, что договоры тепловизионного обследования являются частью договоров энергетического обследования.
Вместе с тем представленные в материалы дела энергетические паспорта (тома дела 4 - 5) в Приложении N 21 содержат типовые мероприятия по энергосбережению, в том числе утепление оконных и дверных проемов, установка термоотражающей пленки за радиаторами отопления, замена деревянных окон пластиковыми.
В седьмом разделе отчетов о результатах энергетического обследования (тома дела 6 - 9), послуживших основанием для составления указанных паспортов, выводы о необходимости проведения типовых мероприятий сделаны по результатам тепловизионного обследования оконных и дверных проемов, мест расположения радиаторов отопления, сведения о котором, в свою очередь, приведены в приложении N 1 отчетов о результатах энергетического обследования.
Суды не дали оценки данным доказательствам на предмет искусственного разделения (дробления) единого заказа на группу однородных сделок.
С учетом изложенного принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлено.
Вопрос распределения судебных расходов не рассматривался.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.02.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу N А43-25750/2013 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, поддержав позицию ответчиков и сделав вывод о том, что предметом оспариваемых сделок является оказание разноименных услуг, не применили Номенклатуру, и не установили, что услуги энергетического и тепловизионного обследование относятся к разным группам Номенклатуры.
При таких обстоятельствах вывод судов о соответствии оспариваемых сделок требованиям пункта 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ является преждевременным.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.07.2011 N 2518/11, предусмотренная пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ оговорка направлена на пресечение искусственного разделения (дробления) единого заказа на группу однородных, сумма по каждому из которых не превышает предельного размера расчетов наличными деньгам.
...
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.04.2010 N 182 утверждены требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, определены форма энергетического паспорта, формы обязательных разделов его содержания (далее - Требования)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 сентября 2015 г. N Ф01-3120/15 по делу N А43-25750/2013