Нижний Новгород |
|
01 декабря 2015 г. |
Дело N А79-8576/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.12.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Портнова Д.Г. (доверенность от 31.12.2014 N 13819-2-1-16)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.06.2015, принятое судьей Каргиной Н.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А79-8576/2014
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
о признании недействительными распоряжения, предписания, акта проверки, представления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии, о признании незаконными действий по проведению плановой проверки,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - прокуратура Чувашской Республики,
и установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - УФАС по Чувашской Республике) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике (далее - Управление) о признании недействительными распоряжения от 14.07.2014 N 76, предписания от 30.07.2014 N 76/1/06, акта проверки от 30.07.2014, представления от 25.09.2014 N 2646-2-6-13, незаконными действий по проведению плановой проверки.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Чувашской Республики.
Решением суда от 15.06.2015 оспариваемые действия признаны незаконными, распоряжение от 14.07.2014 N 7626 и предписание от 30.07.2014 N 76/1/06 - недействительными. Производство по делу в части признания недействительными акта проверки от 06.08.2014 N 76 и представления от 25.09.2014 N 2649-2-6-13 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как данный спор неподведомственен арбитражному суду.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 указанное решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленных требований и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.06.2012 N 375 (далее - Административный регламент), и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Управления, Федеральный закон N 294-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с проведением проверок деятельности органов государственной власти. В отношении органов государственной власти проверки проводятся в соответствии с требованиями Административного регламента, что имело место в данном случае. Следовательно, у судов отсутствовали основания для признания результатов проверки незаконными в связи с несоблюдением Управлением Федерального закона N 294-ФЗ.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
УФАС по Чувашской Республике в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителя.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 24.11.2015.
Законность обжалуемой части принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением уполномоченного должностного лица Управления от 14.07.2014 N 76 назначена плановая проверка УФАС по Чувашской Республике с целью выполнения пятилетнего плана проверок органов государственной власти, органов местного самоуправления на 2014 - 2018 годы. Срок проведения проверки не более 20 рабочих дней (с 18.07.2014 по 30.07.2014).
Управление с 22-го по 30.07.2014 провело проверку на объектах защиты, используемых УФАС по Чувашской Республики в процессе осуществления деятельности, и выявило нарушение требований пожарной безопасности, установленных законодательством. Результаты проверки отражены в акте от 30.07.2014 N 76.
По результатам проверки Управление выдало предписание от 30.07.2014 N 76/1/06 об устранении выявленных нарушений.
УФАС по Чувашской Республике посчитало, что распоряжение, акт проверки, предписание, представление, действия по проведению плановой проверки не соответствуют действующему законодательству, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), Федеральным законом N 294-ФЗ, Административным регламентом, и Положением о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение N 290), суд первой инстанции признал недействительными распоряжение и предписание, действия Управления по проведению проверки незаконными; прекратил производство по делу в части признания акта и представления незаконными, так как спор неподведомственен арбитражному суду.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
Отношения в области пожарной безопасности регулируют Федеральный закон N 69-ФЗ и иные нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В силу статьи 3 Федерального закона N 69-ФЗ осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности (совокупности сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами).
В соответствии со статьей 1 данного закона под государственным пожарным надзором понимается осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
Согласно статье 6 Федерального закона N 69-ФЗ должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности вправе проводить проверки; давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Положением N 290 должностным лицам органов пожарного надзора также предоставлены указанные полномочия.
Порядок исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности определяет Административный регламент.
Согласно пункту 2 Административного регламента государственный надзор осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и его территориальными органами.
Государственный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы посредством организации и проведения проверок деятельности, в том числе, органов государственной власти, органов местного самоуправления, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В силу статьи 29 Административного регламента деятельность должностных лиц органов государственного пожарного надзора осуществляется в том числе в соответствии с пятилетними планами проведения проверок органов власти, разрабатываемыми в соответствующих органах пожарного надзора, с учетом административно-территориального деления (далее - пятилетний план).
Пятилетний план, оформляемый в соответствии с приложением N 5 к Административному регламенту, разрабатывается не позднее 15 августа перед началом первого календарного года в пятилетнем плане и утверждается начальником органа государственного пожарного надзора до 20 августа года, предшествующего началу первого календарного года в пятилетнем плане (статья 30 Административного регламента).
Основанием для включения плановой проверки органа власти в пятилетний план является истечение пяти лет со дня окончания проведения последней плановой проверки (пункт 31 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 37 Административного регламента проверка в отношении органов власти проводится на основании распоряжения, в котором, в числе прочего, указываются: наименование органа власти, проверка которых проводится; цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки; сроки проведения проверки; даты начала и окончания проверки.
В отношении органов власти плановые проверки проводятся в соответствии с пунктами 42 - 44, абзаца 5 подпункта 2 пункта 45 Административного регламента (пункт 46 Административного регламента). В силу приведенных норм проверки проводятся по месту нахождения органа власти; начинаются с обязательным ознакомлением должностного лица органа власти с распоряжением о проведении проверки, с целями, задачами, основаниями проведения проверки.
Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения плановой проверки, является наступление периода времени календарного года, в течение которого органу пожарного надзора надлежит провести запланированную в установленном порядке проверку органа власти (пункт 40 Административного регламента).
Как следует из материалов дела и установили суды, распоряжением уполномоченного должностного лица Управления от 14.07.2014 N 76 назначена плановая проверка органа государственной власти (УФАС по Чувашской Республике) с целью выполнения пятилетнего плана проведения проверок органов государственной власти на 2014 - 2018 годы. Проверка органа власти проведена с 22-го по 30.07.2014.
Вместе с тем последняя плановая проверка в отношении УФАС по Чувашской Республике проведена Управлением в сентябре 2009 года (дата окончания - 18.09.2009). Следовательно, очередная плановая проверка в соответствии с пятилетним планом не могла быть проведена ранее 18.09.2014.
При таких обстоятельствах у Управления не было оснований для издания распоряжения и проведения проверки. Суды обоснованно признали действия Управления по проведению проверки незаконными, распоряжения и предписание - недействительными.
Ссылка судов на Федеральный закон N 294-ФЗ является ошибочной, поскольку этот закон регулирует отношения в области организации государственного контроля (надзора) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и защиты их прав при проведении государственного надзора, а не органов власти, осуществляющих публичные полномочия. Однако в данном случае с учетом установленных судами обстоятельств данный вывод не привел к принятию неправильных судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.06.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 по делу N А79-8576/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 3 Федерального закона N 69-ФЗ осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности (совокупности сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами).
...
Согласно статье 6 Федерального закона N 69-ФЗ должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности вправе проводить проверки; давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
...
Ссылка судов на Федеральный закон N 294-ФЗ является ошибочной, поскольку этот закон регулирует отношения в области организации государственного контроля (надзора) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и защиты их прав при проведении государственного надзора, а не органов власти, осуществляющих публичные полномочия. Однако в данном случае с учетом установленных судами обстоятельств данный вывод не привел к принятию неправильных судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 декабря 2015 г. N Ф01-4897/15 по делу N А79-8576/2014