Нижний Новгород |
|
21 декабря 2015 г. |
Дело N А82-7269/2014 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Каширской Н.А.,
судей Ногтевой В.А., Прытковой В.П.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Управления федерального казначейства по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.07.2015, принятое судьей Никифоровой Л.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015, принятое судьями Щелокаевой Т.А., Барминым Д.Ю., Барьяхтар И.Ю., по делу N А82-7269/2014
по иску открытого акционерного общества "Ярославская генерирующая компания" (ИНН: 7604178769, ОГРН: 1107604005189)
к Управлению федерального казначейства по Ярославской области (ИНН: 7604032150, ОГРН: 1027600685320)
о взыскании задолженности
и установил:
открытое акционерное общество "Ярославская генерирующая компания" (далее Генерирующая компания) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации) о взыскании с Управления федерального казначейства по Ярославской области (далее
Управление) 169 рублей 61 копейки задолженности за тепловую энергию, поставленную в декабре 2013 года по государственному контракту на теплоснабжение N 600-47-13, 79 рублей 78 копеек пеней, начисленных с 10.01.2014 по 12.05.2014, и 978 рублей 46 копеек пеней по государственному контракту на теплоснабжение N 600-25-14.
Исковые требования основаны на статьях 309, 310, 395, 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд решением от 13.07.2015, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015, частично удовлетворил иск: взыскал с Управления в пользу Генерирующей компании 169 рублей 61 копейку задолженности за тепловую энергию, поставленную в декабре 2013 года по государственному контракту на теплоснабжение N 600-47-13, и 19 рублей 74 копеек пеней, начисленных с 20.01.2014 по 23.01.2014; отказал во взыскании неустойки в размере 59 рублей 05 копеек и 978 рублей 46 копеек по государственным контрактам N 600-47-13 и 600-25-14, мотивировав в первом случае недоказанностью истцом факта направления ответчику корректировочного акта приема-передачи тепловой энергии и счета-фактуры, а во втором случае не подписанием сторонами контракта N 600-25-14.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в части взыскания с Управления 169 рублей 61 копейки задолженности в рамках контракта N 600-47-13 и 19 рублей 74 копеек пеней.
Заявитель жалобы считает, что Управление в полном объеме исполнило обязательство по оплате поставленной тепловой энергии по государственному контракту N 600-47-13. Согласно акту приема-передачи тепловой энергии от 31.12.2013 N АНз0000029 истец поставил, а ответчик потребил энергоресурс на сумму 17 948 рублей 47 копеек, который оплачен ответчиком; иных актов приема-передачи тепловой энергии в адрес Управления не поступало.
В отзыве на кассационную жалобу Генерирующая компания отклонила доводы заявителя, считает обжалованные судебные акты законными и обоснованными, попросила оставить решение и постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседание суда округа не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 13.07.2015 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 по делу N А82-7269/2014 в обжалованной части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, общество "Ярославская генерирующая компания" (энергоснабжающая организация) и Управление (государственный заказчик) заключили контракт от 27.12.2013 N 600-47-13, по улосвиям которого энергоснабжающая организация отпускает тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение (ГВС) через присоединенную сеть в тепловые пункты (ТП) государственного заказчика по адресу: село Новый Некоуз, улица Кооперативная, дом 16/27, государственный заказчик оплачивает потребленную им и использованную для собственных нужд тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде.
В пункте 2.1 контракта предусмотрена обязанность энергоснабжающей организации отпускать государственному заказчику тепловую энергию и теплоноситель в горячей воде в соответствии с нормой потребления, установленной контрактом, в период с 01.12.2013 по 31.12.2013 в количестве 9,844 Гкал на общую сумму 18 366 рублей 39 копеек (в том числе НДС 18 процентов). В обязанности государственного заказчика вошло оплачивать потребленные тепловую энергию и теплоноситель, используемые для собственных нужд, включая тепловые потери на сетях государственного заказчика от границы раздела ответственности до прибора учета тепловой энергии и потери тепловой энергии и теплоносителя с утечками в порядке, указанном в разделе 4 контракта (пункт 3.2 контракта).
Порядок расчетов и платежей согласован сторонами в разделе 4 контракта.
Согласно пункту 4.9 контракта расчеты за тепловую энергию и теплоноситель, отпускаемые государственному заказчику, производятся по тарифам, утвержденным Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, составляющим на момент заключения контракта 1 581 рубль 14 копеек за 1 Гкал без НДС.
Государственный заказчик производит оплату за потребление им тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде в срок до 20-го числа месяца, следующего за расчетным на основании выставленных энергоснабжающей организацией актов приема-передачи выполненных работ, счетов-фактур, счетов на оплату (пункт 4.10 контракта).
Срок действия контракта установлен с момента подписания его сторонами и распространяется на отношения, возникшие с 01.12.2013 по 31.12.2013, в части услуг, а в части оплаты до полного исполнения обязательств до 20.01.2014 (пункт 8.1 контракта).
Во исполнение принятых обязательств Генерирующая компания в декабре 2013 года поставила Управлению тепловую энергию в количестве 9,62 Гкал, что подтверждается актом приема-передачи тепловой энергии от 31.12.2013 N АНз00000269. Стоимость потребленной Управлением тепловой энергии указана в размере 17 948 рублей 47 копеек, рассчитанной исходя из тарифа 1 581 рубль 14 копеек за 1 Гкал, указанного в контракте.
Согласно приказу Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 16.12.2013 N 144-тэ, вступившего в силу с 20.12.2013, для истца по 31.12.2013 год утвержден тариф на тепловую энергию в размере 1 619 рублей 74 копейки за 1 Гкал (без НДС).
Генерирующая компания произвела корректировку выставленной счет-фактуры и направила ответчику для подписания и оплаты акт приема-передачи тепловой энергии от 31.12.2013 N АНз00000269 и счет-фактуру от 31.12.2013 N АНз000002696 на сумму 18 118 рублей 08 копеек, из них 11 000 рублей 43 копейки за 5,886 Гкал, рассчитанные по указанному в контракте тарифу 1 581 рубль 14 копеек за 1 Гкал и 7 117 65 копеек за 3,724 Гкал, рассчитанные по тарифу 1 619 рублей 74 копейки за 1 Гкал (без НДС).
Управление оплатило потребленный ресурс в размере 17 948 рублей 47 копеек (платежное поручение от 24.01.2014 N 707).
Соглашением от 24.04.2014 N 1 к контракту N 600-47-13 стороны в части оказания услуг прекратили действие контракта с 31.12.2013.
Генерирующая компания посчитав, что в части оплаты потребленного ресурса обязательства Управления не исполнены в полном объеме, обратилась арбитражный суд Ярославской области с настоящим иском.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Закон о теплоснабжении). Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора (пункт 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении).
Оплата потребленной энергии является одной из основных обязанностей абонента. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии (статьи 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 13 и пункт 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Управление не оспаривает факт поставки тепловой энергии в декабре 2013 года и объем поставленного энергоресурса. Разногласия у сторон возникли относительно стоимости тепловой энергии.
В статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Государственный контракт заключен сторонами в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Федерального закона N 94-ФЗ.
В пункте 4.1. статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ.
Норма пункта 6.4 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ предусматривает обязанность заказчика при изменении регулируемых государством цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий изменить цену контракта, заключенного на основании пункта 1 или 2 части 2 статьи 55 настоящего закона.
Исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и руководствуясь названными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суды правомерно удовлетворили заявленные требования в части, поскольку установили факт изменения в спорном периоде тарифа, согласованного контрагентами в контракте, в связи с принятием приказа Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 16.12.2013 N 144-тэ, вступившего в силу с момента его опубликования 20.12.2013 и действовавшего по 31.12.2013.
Таким образом, произведенная истцом корректировка стоимости поставленной в спорный период тепловой энергии не противоречит императивным положениям действовавшего в процессе исполнения сторонами контракта законодательства.
Суды оценив условия государственного контракта N 600-47-13 и соглашения от 24.04.2014 N 1 к нему, с учетом положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что стороны зафиксировали надлежащее исполнение обязательств в части оказания услуг, но не в части оплаты за поставленные энергоресурсы, поэтому истец вправе требовать от ответчика оплаты за потребленную тепловую энергию в полном объеме.
Обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.07.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 по делу N А82-7269/2014 в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Ярославской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Каширская |
Судьи |
В.А. Ногтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Государственный контракт заключен сторонами в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Федерального закона N 94-ФЗ.
...
Суды оценив условия государственного контракта N 600-47-13 и соглашения от 24.04.2014 N 1 к нему, с учетом положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что стороны зафиксировали надлежащее исполнение обязательств в части оказания услуг, но не в части оплаты за поставленные энергоресурсы, поэтому истец вправе требовать от ответчика оплаты за потребленную тепловую энергию в полном объеме."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 декабря 2015 г. N Ф01-5479/15 по делу N А82-7269/2014