Нижний Новгород |
|
09 февраля 2016 г. |
Дело N А11-5761/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.02.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Силакова А.В., директора (решение от 31.01.2014), Бардакова А.Ю. (доверенность от 04.08.2015), Свободиной Н.М. (доверенность от 22.12.2015 N 353/1)
от заинтересованного лица: Морозовой О.В. (доверенность от 23.09.2013 N 01/02-02),
от Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области: Петровой Е.И. (доверенность от 05.02.2013 N ДПП-07-16),
от общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОРЕСУРС": Головкина Р.В. (доверенность от 11.01.2016),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центрстройинвест" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.09.2015, принятое судьей Новиковой Л.П., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Рубис Е.А., по делу N А11-5761/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центрстройинвест" (ИНН: 3301024963, ОГРН: 1093339000391)
о признании недействительным постановления администрации Владимирской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНОРЕСУРС",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центрстройинвест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации Владимирской области (далее - Администрация) от 23.04.2015 N 384 "О досрочном прекращении права пользования ООО "Центрстройинвест" участком недр "Астафьево" с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород в Александровском районе" (с учетом уточнения заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее - Департамент), общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНОРЕСУРС" (далее - ООО "ТЕХНОРЕСУРС").
Суд решением от 07.09.2015 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 указанное решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Закон Владимирской области от 10.07.2002 N 65-ОЗ "О порядке предоставления и порядке пользования участками недр местного значения на территории Владимирской области" (далее - Закон N 65-ОЗ), Положение о порядке оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденное постановлением губернатора Владимирской области от 11.03.2009 N 181 "О порядке оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения" (далее - Положение N 181), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, Администрация не имела полномочий по решению вопроса о прекращении права пользования недрами, поскольку спорный участок не отнесен к участкам недр местного значения и не включен в соответствующий перечень таких участков; споры о прекращении права пользования участком недр рассматриваются исключительно в судебном порядке; Общество не нарушило условия лицензии. Разрешая спор, суды неправомерно не привлекли к участию в деле Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), чьи интересы затронули оспариваемые судебные акты.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Администрация, Департамент и ООО "Техноресурс" в отзывах и представители в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как видно из представленных в дело документов, Департамент издал приказ от 10.07.2009 N 80/01-08 о проведении открытого аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород на перспективном участке недр "Астафьево" в Александровском районе Владимирской области.
Приложением N 2 к приказу утверждены Условия проведения открытого аукциона (далее - Условия), в соответствии с пунктом 5.5 которых победитель аукциона обязуется в срок до конца 2012 года разместить на базе месторождения "Астафьево" производство по переработке заявленного объема добываемого полезного ископаемого в конечную товарную продукцию (бетон и изделия из бетона).
Основные условия пользования недрами подлежат включению в лицензию на право пользования недрами и признаются существенными условиями пользования недрами; участие претендентов в аукционе означает признание ими основных условий пользования лицензионным участком и согласие на их включение в лицензию в качестве основных условий (пункты 5.7 и 5.8 Условий).
Результаты проведенного аукциона утверждены приказом Департамента от 01.09.2009 N 100/01-08.
В соответствии с Законом N 65-ОЗ и на основании протокола заседания аукционной комиссии от 01.09.2009 N 01 по итогам аукциона постановлением губернатора Владимирской области от 17.09.2009 N 761 Обществу предоставлено право пользования участком недр "Астафьево" с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород в Александровском районе Владимирской области сроком на 25 лет.
На основании указанного постановления Департамент 22.09.2009 выдал Обществу лицензию серии ВЛМ N 80103 ТП на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород на участке недр "Астафьево", расположенном в 0,5 км юго-западнее д. Николаевка Александровского района Владимирской области, сроком действия до 17.09.2034.
Лицензионные условия (соглашения) являются неотъемлемой частью настоящей лицензии (приложение к лицензии).
Согласно пункту 8.2 лицензионных условий (соглашения) недропользователь обязан в том числе ежегодно представлять в срок до 05 февраля в Департамент информационный отчет о выполнении условий пользования недрами по данной лицензии за прошедший год.
В силу пункта 9.2 лицензионных условий (соглашения) недропользователь обязан осуществить на базе месторождения "Астафьево" строительство и ввести в эксплуатацию завод по производству изделий из ячеистого бетона мощностью 300 тыс. куб. м в год в срок до 2012 года.
Раздел 9 лицензионных условий (соглашения), в котором содержится указанное условие, признан сторонами существенным условием недропользования, невыполнение которого является основанием для приостановления или досрочного прекращения права пользования участком недр в установленном порядке (пункт 9.6 лицензионных условий (соглашения).
Общество обратилось в Департамент с письмом от 26.01.2011 N 115/1 о продлении срока строительства и введения в эксплуатацию завода до 2014 года.
Решением Департамента от 03.02.2011 установлен новый срок исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 9.2 лицензионных условий (соглашения), - 2014 год.
Департамент уведомил Общество (письмо от 31.12.2014 N ДПП-4380-05-06) об отсутствии по состоянию на 31.12.2014 сведений о строительстве завода и непредставлении соответствующих документов. В уведомлении Департамент указал на то, что в случае невыполнения лицензионных условий и неустранения допущенных нарушений по истечении трех месяцев со дня получения уведомления, право пользования недрами может быть досрочно прекращено.
Общество не устранило лицензионные нарушения, поэтому Администрация в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, Законом N 65-ОЗ, Постановлением N 181 приняла постановление от 23.04.2015 N 384 о досрочном прекращении права пользования Обществом участком недр "Астафьево" с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород в Александровском районе; о признании утратившим силу постановления губернатора Владимирской области от 17.09.2009 N 761.
Общество не согласилось с постановлением Администрации от 23.04.2015 N 384 о досрочном прекращении права пользования недрами и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198 и 200 Кодекса, Гражданским кодексом Российской Федерации, статьями 2.3, 4, 12, 16, 18, 20 и 21 Закона о недрах, Законом N 65-ОЗ, Положением N 181, Положением о порядке проведения аукциона на право пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, на территории Владимирской области, утвержденным постановлениями губернатора Владимирской области от 14.05.2009 N 396 (далее - Положение N 396), суд первой инстанции пришел к выводам о нарушении Обществом существенных условий лицензионных условий (соглашений); о наличии у Администрации полномочий по досрочному прекращению права пользования недрами, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционный инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Указанный закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр (преамбула Закона о недрах).
В силу статьи 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
К участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые (статья 4 Закона о недрах); песчано-гравийные породы относятся к общераспространенным полезным ископаемым (статья 1 Закона N 65-ОЗ).
В статье 18 Закона о недрах определено, что порядок предоставления недр для геологического изучения, для разведки и добычи полезных ископаемых, порядок пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 16 Закона о недрах).
Основанием возникновения права пользования недрами местного значения является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, о предоставлении участка недр в пользование по результатам аукциона (пункт 6 статьи 10.1 Закона о недрах).
Из изложенного следует, что установление порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, а также порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Владимирской области такой порядок был установлен Законом N 65-ОЗ, Положением N 181.
Согласно статье 5 Закона N 65-ОЗ участки недр местного значения предоставляются на основе аукциона или без проведения такового.
Департамент (входит в структуру Администрации) определен организатором аукционов на право пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, и органом, уполномоченным оформлять, переоформлять, выдавать лицензии на пользование участками недр местного значения, производить их государственную регистрацию, хранение и учет (Положение N 396, Положение N 181).
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 65-ОЗ, пунктом 2.1 Положения N 181 основанием возникновения права пользования участком недр является постановление Администрации.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр (статья 11 Закона о недрах).
В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
В этом случае решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения (статья 21 Закона о недрах).
При несогласии пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его, в том числе, в судебном порядке (статья 20 Закона о недрах).
Как видно из материалов дела и установили суды, постановлением губернатора Владимирской области от 17.09.2009 N 761 Обществу по итогам открытого аукциона было предоставлено право пользования спорным участком недр с целью геологического изучения, разведки и добычи песчано-гравийных пород.
На основании указанного постановления Департамент оформил Обществу лицензию на пользование участком недр серии ВЛМ N 80103 ТР от 22.09.2009 сроком до 17.09.2034.
Суды установили, что Общество нарушило существенные условия лицензионного соглашения, о чем было уведомлено письмом от 31.12.2014 N ДПП-44380-05-06, однако в установленный срок выявленные нарушения не устранило. Направление уведомления Департаментом не противоречит Закону о недрах. Факт получения уведомления подтвержден материалами дела и заявителем не оспаривается, что свидетельствует о соблюдении его прав в рассматриваемой процедуре.
Ссылка заявителя на заключение ОАО "Геолэкспертиза" и ответ Торгово-промышленной палаты в подтверждение соблюдения лицензионных условий отклоняется, поскольку направлена на переоценку представленных в дело доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали на наличие у Администрации предусмотренных законом оснований для досрочного прекращения права пользования Обществом недрами (постановление от 23.04.2015 N 384).
Довод заявителя о том, что Администрация не является органом, предоставившим лицензию (лицензию выдал Департамент), и, поэтому не обладает полномочиями на принятие решения о досрочном прекращении права пользования участком недр, суды обоснованно отклонили.
Из положений статей 10.1, 11 Закона о недрах следует, что основанием возникновения права пользования участком недр местного значения является принятое решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении данного права.
Следовательно, прекращает право пользования участком недр тот же орган, который предоставил это право. Лицензия оформляет данное право и является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр, содержащим условия использования этого права.
В рассматриваемом случае именно Администрация постановлением от 17.09.2009 N 761 предоставила Обществу право пользования участком недр, что предусмотрено Законом о недрах, Законом N 65-ОЗ и Положением N 181. На Департамент (структурное подразделение Администрации) пунктом 2 указанного постановления возложена обязанность по оформлению Обществу лицензии на право пользования недрами.
Таким образом, как верно указали суды, принятие Администрацией оспариваемого постановления о досрочном прекращении предоставленного права не противоречит действующему законодательству. Нарушений порядка прекращения права пользования недрами суды не выявили.
Суды установили, что условие, изложенное в пункте 9.2 лицензионных соглашений, не противоречит Закону о недрах (статья 15), было направлено на обеспечение социальных интересов (создание рабочих мест, создание рынка продукции российского производства, пополнение местного бюджета). В связи с этим стороны признали данное условие существенным условием пользования недрами, невыполнение которого может служить основанием для досрочного прекращения права пользования недрами. Указанное условие являлось действующим и в установленном законом порядке не оспаривалось. Нарушение этого условия в силу пункта 9.6 лицензионных условий является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами.
Ссылка Общества на необходимость применения положений статьи 2.3 Закона о недрах является несостоятельной.
Часть 2 статьи 2.3 Закона о недрах (введена в действие Федеральным законом от 30.11.2011 N 364-ФЗ) предусматривает, что участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, подлежат обязательному включению в перечни участков местного значения, которые до их утверждения подлежат согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.
Спорный участок предоставлен Обществу до введения этой нормы в действие, в соответствии с установленным порядком и в рамках предоставленной Администрации компетенции.
Закон о недрах (статья 20) предусматривает досрочное прекращение права пользования недрами органами, предоставившими лицензию на пользование недрами. При этом закон не связывает возможность прекращения права пользования недрами исключительно с наличием участка недр в перечне и необходимостью согласования с федеральным органом управления государственным фондом недр действий по прекращению этого права по лицензиям, выданным в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции,.
В связи с этим довод Общества о том, что данные судебные акты затрагивают права Роснедра, подлежит отклонению.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления недействительным и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы, приведенные в жалобе, были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права применены судом первой инстанции и апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.09.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу N А11-5761/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центрстройинвест" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Общества на необходимость применения положений статьи 2.3 Закона о недрах является несостоятельной.
Часть 2 статьи 2.3 Закона о недрах (введена в действие Федеральным законом от 30.11.2011 N 364-ФЗ) предусматривает, что участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, подлежат обязательному включению в перечни участков местного значения, которые до их утверждения подлежат согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.
...
Закон о недрах (статья 20) предусматривает досрочное прекращение права пользования недрами органами, предоставившими лицензию на пользование недрами. При этом закон не связывает возможность прекращения права пользования недрами исключительно с наличием участка недр в перечне и необходимостью согласования с федеральным органом управления государственным фондом недр действий по прекращению этого права по лицензиям, выданным в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции,."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 февраля 2016 г. N Ф01-6078/15 по делу N А11-5761/2015