Нижний Новгород |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А79-3006/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Автолайн": Ладина В.В. (протокол от 18.10.2011),
от администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики: Морнова А.С. (доверенность от 02.11.2015)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.10.2015, принятое судьей Щетинкиным А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015, принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Смирновой И.А., по делу N А79-3006/2015
по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Автолайн" (ИНН: 2128041607, ОГРН: 1022101147067) и администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (ИНН: 2124009899, ОГРН: 1022100913130)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
о признании незаконным решения
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Автолайн" (далее - ООО "Автолайн", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 19.03.2015 N 30/04-АМЗ-2014 в части признания действий администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - Администрация) и ООО "Автолайн" нарушающими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (дело N А79-3006/2015).
Администрация также обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Управления от 19.03.2015 N 30/04-АМЗ-2014 (дело N А79-3457/2015).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии определением от 19.05.2015 объединил указанные дела в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера А79-3006/2015.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии определением от 05.08.2015 перешел к рассмотрению дела в закрытом судебном заседании.
Суд решением от 20.10.2015 удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 21.12.2015 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Управление указывает, что ООО "Автолайн" не были соблюдены требования конкурсных условий и договора, а Администрация, зная об этом, не предпринимала каких-либо мер для понуждения Общества осуществлять перевозку пассажиров на условиях конкурса и заключенного договора, что привело к получению Обществом преимуществ на рынке пассажирских перевозок. Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
ООО "Автолайн" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представитель Администрации в судебном заседании возразил против доводов кассационной жалобы.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явилось. Дело рассмотрено в его отсутствие.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, прокуратура города Новочебоксарска осуществила проверочные мероприятия в отношении Администрации и ООО "Автолайн" на предмет соблюдения действующего законодательства при проведении в 2013 году конкурса на право осуществления пассажирских перевозок. Результаты проверки и материалы дела прокуратура города Новочебоксарска направила в Управление для рассмотрения по существу.
По результатам рассмотрения дела Комиссия Управления приняла решение от 19.03.2015 N 30/04-АМЗ-2014, в соответствии с которым признала действия Общества и Администрации, выразившиеся в заключении соглашения, ограничивающего иным хозяйствующим субъектам (перевозчикам) доступ на рынок регулярных пассажирских перевозок в городе Новочебоксарске, нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Посчитав решение Управление незаконным, ООО "Автолайн" и Администрация обратились в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), пунктами 7, 17 и 18 статьи 4, пунктом 4 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ, пунктом 7 части 1 статьи 8 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики, принятого решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.11.2005 N С 5-1 (далее - Устав), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о том, что Управление не доказало законность оспариваемого ненормативного акта, и удовлетворил требования, заявленные Обществом и Администрацией.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ Управление осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
На основании пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
К вопросам местного значения относятся в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города Новочебоксарска (пункт 7 части 1 статьи 8 Устава).
Постановлением администрации города Новочебоксарска от 20.02.2013 N 72 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске.
Постановлением администрации города Новочебоксарска от 20.02.2013 N 74 был объявлен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске и утверждена конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске.
На конкурс было выставлено два лота: лот N 1 "маршрут N 11 "Промзона -Юраково", "маршрут N 20к "Иваново - улица В.Интернационалистов", "маршрут N 15 "МКР Иваново - МКР Юраково", "маршрут N 17 "ул. В.Интернационалистов (разворотная площадка) - Липово"; лот N 2 "маршрут N 14 "3 Площадка - В.Интернационалистов", "маршрут N 20 "Юраково - Юраково", "маршрут N 12 "Сокол - Юраково".
Постановлением администрации города Новочебоксарска от 20.02.2013 N 114 "О приостановлении открытого конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске" проведение открытого конкурса было приостановлено.
Постановлением администрации города Новочебоксарска от 20.02.2013 N 529 "О возобновлении конкурсных процедур на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске" с 18.11.2013 возобновлены конкурсные процедуры на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске.
Организатором указанного конкурса является Администрация в лице Управления городского хозяйства (пункт 2.4 конкурсной документации, утвержденной постановлением администрации города Новочебоксарска от 20.02.2013 N 74).
Согласно пункту 3.1.1 конкурсной документации в конкурсе могли принимать участие юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели, подавшие заявку на участие в конкурсе в течение срока, указанного в извещении о проведении конкурса и в настоящей конкурсной документации, способные обеспечить регулярные и безопасные перевозки пассажиров в соответствии с действующим законодательством и имеющие на праве собственности/аренды необходимое для осуществления регулярных перевозок пассажиров на маршруте количество автобусов, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям для осуществления перевозок пассажиров, пассажировместимости, а также прошедших технический осмотр; водителей, имеющих соответствующую категорию для перевозки пассажиров, аттестованных специалистов по безопасности дорожного движения и квалифицированных специалистов по организации перевозок пассажиров.
В случае замены автобусов, заявленных на конкурс, следует уведомлять Администрацию об их замене до начала эксплуатации на маршруте с приложением подтверждающих документов. При этом замена должна осуществляться равнозначными автобусами по типу, количеству сидячих мест, году выпуска либо не ранее года выпуска автобусов, заявленных на конкурс.
В течение первого года действия настоящего договора замена автобусов, заявленных на конкурс, допускается не более чем на 50 процентов (пункт 3.1.2 конкурсной документации).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что на лот N 2 (маршруты N 12, 14 и 20) подана заявка ООО "Автолайн", согласно которой Общество согласилось участвовать в конкурсе на условиях, предусмотренных Положением о порядке проведения конкурса и конкурсной документацией.
В силу пункта 2.8 конкурсной документации необходимое количеств автобусов для работы на маршруте N 12 составляет 15 единиц (в том числе один резервный).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 22.11.2013 в связи с единственным допущенным участником ООО "Автолайн" (пункт 8) конкурс признали несостоявшимся, Администрации предложили заключить договор с единственным допущенным участником конкурса сроком на пять лет.
Администрация в лице Управления городского хозяйства заключила с Обществом договор от 27.11.2013 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Новочебоксарске (далее - договор).
Общество обязано осуществлять перевозки пассажиров в соответствии со схемой соответствующего маршрута, с расписание движения и количеством автобусов, указанных в приложениях 1 - 7 к договору, по установленным действующим законодательством тарифам (пункт 2.3.1 договора).
В приложении N 2 к договору указано на количество автобусов, эксплуатируемых на маршруте N 12, - 15 единиц (в том числе один резервный).
На основании пункта 2.3.9 договора ООО "Автолайн" обязано предоставлять в Управление городского хозяйства ежеквартально сведения об автобусах, используемых для регулярных перевозок пассажиров на соответствующем маршруте, с указанием государственного регистрационного номера, года выпуска, пассажировместимости и принадлежности (на праве собственности (в лизинге)/ на праве аренды).
ООО "Автолайн" обязано не заключать договоры с третьими лицами по организации транспортного обслуживания населения на маршруте и согласовывать с Администрацией замену автобусов, эксплуатируемых на маршруте. До начала выпуска нового подвижного состава от Администрации необходимо получить письменное согласование (пункты 2.3.11 и 2.3.15 договора).
Из решения Управления от 19.03.2015 по делу N 30/04-АМЗ-2014 следует, что Общество без согласования с Администрацией заменило в течение срока менее чем один год более 50 процентов автобусов, заявленных на конкурс, при этом перевозка пассажиров по маршруту N 12 осуществляется автобусами меньшей пассажировместимости, что нарушает требования пункта 2.3.15 договора и конкурсной документации.
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ).
В силу пунктов 7 и 17 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, осуществление перевозок пассажиров по маршруту N 12 привлеченными транспортными средствами, не заявленными на конкурс и не согласованными с Администрацией, замена более чем 50 процентов транспортных средств, заявленных на конкурс, в течение первого года действия договора, невыявление Администрацией нарушений при осуществлении Обществом деятельности по перевозке пассажиров в городе Новочебоксарске не подтверждают наличие соглашения с целью ограничения конкуренции на определенном товарном рынке.
Каких-либо иных выводов о наличии между Администрацией и ООО "Автолайн" соглашений либо согласованных действий, запрещенных статьей 16 Федерального закона N 135-ФЗ, Управление в решении не приводило и доказательств таких обстоятельств в материалах дела не имеется.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение Управления не соответствует Федеральному закону N 135-ФЗ и нарушает права и законные интересы Общества и Администрации, и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 20.10.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 по делу N А79-3006/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ).
В силу пунктов 7 и 17 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
...
Каких-либо иных выводов о наличии между Администрацией и ООО "Автолайн" соглашений либо согласованных действий, запрещенных статьей 16 Федерального закона N 135-ФЗ, Управление в решении не приводило и доказательств таких обстоятельств в материалах дела не имеется.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение Управления не соответствует Федеральному закону N 135-ФЗ и нарушает права и законные интересы Общества и Администрации, и правомерно удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 февраля 2016 г. N Ф01-162/16 по делу N А79-3006/2015
Хронология рассмотрения дела:
24.02.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-162/16
26.11.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5441/15
20.10.2015 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-3006/15
16.10.2015 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-3006/15
21.08.2015 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5441/15