Нижний Новгород |
|
14 апреля 2016 г. |
Дело N А43-18580/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.04.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Смольянинова И.Л. (конкурсного управляющего),
от заинтересованного лица: Пияшова А.Н. (доверенность от 18.12.2015 N 217)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2015, принятое судьей Соколовой Л.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-18580/2015
по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "ЭлСити" Смольянинова Игоря Леонидовича
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области по отказу в предоставлении сведений
и установил:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "ЭлСити" (далее - Общество) Смольянинов Игорь Леонидович (далее - Конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление) об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр), оформленному сообщением от 22.06.2015 N 52/128/02/2015-47238.
Суд решением от 28.09.2015 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 указанное решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ). Федеральный закон N 122-ФЗ предусматривает возможность предоставления Конкурсному управляющему сведений лишь в отношении имущества должника, поэтому оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Конкурсный управляющий в отзыве и в судебном заседании отклонил доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.01.2014 по делу N А43-12716/2013 Общество признано несостоятельным (банкротом). Смольянинов И.Л. утвержден конкурсным управляющим.
Руководителем и учредителем Общества являлся Темгаев П.Б.
Конкурсный управляющий 19.06.2015 обратился в Управление с заявлением о предоставлении сведений, содержащихся в Реестре, о правах Темгаева П.Б. на объекты недвижимого имущества на территории Нижегородской области, имевшиеся (имеющиеся) у него за период с 01.06.2014 по 19.06.2015.
Управление со ссылкой на пункт 2 статьи 66 Федерального закона N 122-ФЗ, пункты 13 и 17 Порядка отказало в предоставлении запрошенных сведений, указав, что Конкурсному управляющему могут быть представлены только сведения по объектам недвижимости, принадлежащим Обществу (сообщение от 22.06.2015 N 52/128/02/2015-47238).
Конкурсный управляющий посчитал отказ Управления незаконным, нарушающим его права и права кредиторов, и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 7 и 8 Федерального закона N 122-ФЗ, статьей 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ, пунктом 17 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 N 180, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ сведения, содержащиеся в Реестре, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц.
В случае, если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в Реестре отсутствуют запрашиваемые сведения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, выдает или направляет обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в Реестре запрашиваемых сведений (пункт 2 статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ).
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества. Указанные сведения предоставляются в том числе арбитражному управляющему (пункт 3 статьи 7, пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 122-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ) арбитражный управляющий вправе также запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника.
Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим такие сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
В пункте 3 статьи 232 Федерального закона N 127-ФЗ определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с Федеральным законом N 127-ФЗ указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются, поскольку они не противоречат данному закону.
Суды правомерно исходили из того, что Федеральный закон N 127-ФЗ имеет приоритетное значение в регулировании спорных правоотношений как закон специального действия перед Федеральным законом N 122-ФЗ.
Таким образом, в силу Федерального закона N 127-ФЗ Конкурсный управляющий вправе запросить у Управления сведения о лицах, входящих в состав органов управления должника, о принадлежащем им имуществе (имущественных правах), а регистрирующий орган обязан предоставить такие сведения.
Из материалов дела видно и суды установили, что Конкурсный управляющий, направляя запрос о предоставлении спорных сведений, действовал в рамках предоставленных Федеральным законом N 127-ФЗ полномочий.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии у Управления правовых оснований для отказа в предоставлении запрошенных сведений. Оспариваемый отказ препятствует Конкурсному управляющему в осуществлении возложенных на него законом обязанностей и нарушает права кредиторов Общества.
С учетом изложенного суды обоснованно удовлетворили заявленное требование.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 по делу N А43-18580/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 3 статьи 232 Федерального закона N 127-ФЗ определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с Федеральным законом N 127-ФЗ указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются, поскольку они не противоречат данному закону.
Суды правомерно исходили из того, что Федеральный закон N 127-ФЗ имеет приоритетное значение в регулировании спорных правоотношений как закон специального действия перед Федеральным законом N 122-ФЗ.
Таким образом, в силу Федерального закона N 127-ФЗ Конкурсный управляющий вправе запросить у Управления сведения о лицах, входящих в состав органов управления должника, о принадлежащем им имуществе (имущественных правах), а регистрирующий орган обязан предоставить такие сведения.
Из материалов дела видно и суды установили, что Конкурсный управляющий, направляя запрос о предоставлении спорных сведений, действовал в рамках предоставленных Федеральным законом N 127-ФЗ полномочий."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 апреля 2016 г. N Ф01-996/16 по делу N А43-18580/2015