16 декабря 2015 г. |
А43-18580/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2015
по делу N А43-18580/2015
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "ЭлСити" Смольянинова И.Л.
о признании недействительными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области,
без участия лиц,
и установил:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "ЭлСити" (далее - ООО "ЭлСити") Смольянинов Игорь Леонидович (далее - Смольянинов И.Л., конкурсный управляющий, заявитель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) по отказу в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), оформленному сообщением от 22.06.2015 N 52/128/02/2015-47238.
Решением от 28.09.2015 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования заявителя.
Управление Росреестра не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Конкурсный управляющий в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.01.2014 по делу N А43-12716/2013 ООО "ЭлСити" признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден Смольянинов И.Л.
19.06.2015 конкурсный управляющий обратился в Управление Росреестра с заявлением о предоставлении выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Темгаева П.Б., являющегося руководителем и учредителем ООО "ЭлСити", на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества на территории Нижегородской области за период с 01.06.2014 по 19.06.2015.
Сообщением от 22.06.2015 N 52/128/02/2015-47238 Управление Росреестра со ссылкой на положения пункта 2 статьи 66 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), пунктов 13, 17 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 14.05.2010 N 180 (далее - Порядок N 180), отказало конкурсному управляющему в предоставлении запрошенных сведений, указав, что поскольку Смольянинов И.Л. является конкурсным управляющим ООО "ЭлСити", ему могут быть представлены только сведения по объектам недвижимости, принадлежащим данной организации.
Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим его права и права кредиторов, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ сведения, содержащиеся в ЕГРП, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП.
Сведения, содержащиеся в ЕГРП, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в ЕГРП отсутствуют запрашиваемые сведения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, выдает или направляет обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений (пункт 2 статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ).
На основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона N 122-ФЗ сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в том числе арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона N 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, предоставляет бесплатно информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам в том числе арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 20.3 данного Федерального закона установлено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
При этом праву арбитражных управляющих корреспондирует обязанность физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления по представлению запрошенных арбитражным управляющим сведений в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
Суд обоснованно указал, что нормы Федерального закона N 127-ФЗ являются специальными по отношению к нормам, закрепленным в Федеральном законе N 122-ФЗ.
Так, в Федеральном законе N 122-ФЗ закреплен порядок предоставления сведений о государственной регистрации прав и об объектах недвижимого имущества (статьи 7, 8), при этом действие данного закона направлено на широкий круг лиц.
В свою очередь Федеральным законом N 127-ФЗ регламентированы отношения, возникающие по поводу получения информации, необходимой при проведении процедур банкротства должника непосредственно арбитражным управляющим, а на регистрационный орган возложены обязательства по ее предоставлению.
Таким образом, Федеральный закон N 127-ФЗ имеет приоритетное значение в регулировании спорных правоотношений как закон специального действия, следовательно, обязанность предоставлять запрошенные арбитражным управляющим сведения должна быть исполнена регистрирующим органом в порядке, установленном этим законом.
Кроме того, в пункте 3 статьи 232 Федерального закона N 127-ФЗ указано, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.
По смыслу приведенных положений конкурсный управляющий имеет право на получение сведений о правах Темгаева П.Б., являющегося руководителем и учредителем ООО "ЭлСити", на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества на территории Нижегородской области за период 01.06.2014 по 19.06.2015.
Следовательно, суд пришел к верному заключению о том, что, направляя запрос о предоставлении вышеперечисленных сведений, конкурсный управляющий действовал в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Оценив доводы Управления Росреестра о том, что к запросу конкурсного управляющего не было приложено никаких документов, подтверждающих наличие у Темгаева П.Б. статуса руководителя или учредителя ООО "ЭлСити", правомерно отклонены судом.
В соответствии с пунктом 17 Порядка N 180 к запросу о предоставлении сведений ограниченного доступа для заявителя - арбитражного управляющего прилагается надлежащим образом заверенная копия вступившего в законную силу определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего.
Если запрос о предоставлении сведений ограниченного доступа представлен в электронной форме, предусмотренные настоящим пунктом электронный документ (электронный образ документа), подтверждающий полномочия заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности, а также копия вступившего в законную силу определения арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего не прилагаются, при условии включения сведений об указанных выше документах, а также о содержащихся в них сведениях о заявителе в сертификат ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи.
Согласно пункту 7 Приложения к Порядку N 180 при заполнении запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП при описании правообладателя - физического лица, в обязательном порядке указываются: фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), дата рождения, данные документа, удостоверяющего личность, вид документа, его серия и номер, дата выдачи.
Таким образом, как правомерно указал суд, данным Порядком не предусмотрено обязанности конкурсного управляющего прикладывать документы, подтверждающие полномочия должностного лица должника, в отношении которого запрашиваются сведения.
Судом также отмечено, что в силу пункта 17 Порядка N 180 в целях предоставления сведений ограниченного доступа орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если заявителем является представитель юридического лица, запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней) в отношении таких лиц, если такая выписка не была представлена заявителем по собственной инициативе.
Кроме того, такое основание как отсутствие сведений (непредставление документов), подтверждающих статус Темгаева П.Б. в качестве руководителя или учредителя ООО "ЭлСити", оспариваемый отказ не содержит.
При изложенных обстоятельствах у Управления Росреестра при соблюдении конкурсным управляющим всех установленных вышеназванными нормами требований отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в предоставлении выписки из ЕГРП о правах Темгаева П.Б., являющегося руководителем и учредителем ООО "ЭлСити".
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемые действия Управления Росреестра противоречат положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы конкурсного управляющего, поскольку препятствуют ему осуществлять деятельность, регулируемую законодательством о банкротстве.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Управлением Росреестра не доказано.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование конкурсного управляющего.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления Росреестра по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2015 по делу N А43-18580/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18580/2015
Истец: Конкурсный управляющий ООО ЭЛСИТИ Смольянинов И. Л.
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Нижегородской области