г. Нижний Новгород |
|
20 апреля 2016 г. |
Дело N А79-915/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.04.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.,
при участии представителей
от заявителя: Кочкомазовой О.С. (доверенность от 11.01.2016),
от заинтересованного лица: Корневой И.А. (доверенность от 05.10.2015),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосети" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 22.09.2015, принятое судьей Афанасьевым А.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015, принятое судьями Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., Гущиной А.М., по делу N А79-915/2015
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике
к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосети" (ИНН: 2116497811, ОГРН: 1072135001091)
о взыскании 886 163 рублей 54 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Отдел водных ресурсов по Чувашской Республике Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, администрация Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
и установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее - Росприроднадзор, Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республике - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосети" (далее - ООО "Теплолоэнергосети", Общество) 886 163 рублей 54 копеек задолженности, составляющих плату за негативное воздействие на окружающую среду за первый - четвертый кварталы 2012 и 2013 годов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отдел водных ресурсов по Чувашской Республике Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Отдел водных ресурсов), администрация Атлашевского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Администрация Атлашевского поселения), администрация Чебоксарского района Чувашской Республики (далее - Администрация Чебоксарского района).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 22.09.2015 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, суды неправильно применили статью 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998, нарушили статьи 153, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали выводы не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель считает, что расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду произведены Управлением с нарушением порядка, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998. Суды необоснованно при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду не провели зачет суммы расходов, понесенных ООО "Теплолоэнергосети" по природоохранным мероприятиям, связанным с водоотведением. Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Росприроднадзор в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, попросили оставить жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, Управление провело проверку представленных Обществом расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за первый - четвертый кварталы 2012 и 2013 годов.
По результатам проверки представленных расчетов Управлением доначислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты в размере 886 163 рублей 54 копеек. Указанная сумма рассчитана с учетом применения повышающего пятикратного коэффициента за неорганизованный сброс загрязняющих веществ при отсутствии соответствующего разрешения.
Управление направило Обществу требование от 11.12.2014 N 05/17-5313 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Управления в суд с иском о взыскании 886 163 рублей 54 копеек задолженности.
Руководствуюсь статьями 1, 3 и 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, размещение отходов производства и потребления", Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998 (далее - Методические указания), определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О и приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу об обоснованности произведенного Управлением начисления Обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 886 163 рублей 54 копеек и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (пункт 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок N 632).
Действие Порядка N 632 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (пункт 1 Порядка N 632).
В силу пункта 5 Порядка N 632 плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Плательщик, осуществляющий сброс загрязняющих веществ в водные объекты, производит расчет платы посредством заполнения раздела 3 "Сброс загрязняющих веществ в водные объекты", утвержденном приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (далее - Приказ N 204), по каждому объекту негативного воздействия отдельно, исходя из фактического сброса загрязняющих веществ.
Общий порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды определен в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (далее - Указания), утвержденных Минприроды 26.01.1993.
В соответствии с данными Указаниями (раздел 5, приложение N 1) плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты определяется по формуле, учитывающей фактическую массу сброса конкретных загрязняющих веществ.
В силу пункта 5.2 Указаний фактическая масса годового сброса учитывается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по форме N 2-тп (водохоз).
В случае, если природопользователь не ведет журнал учета сбросов, то он может определять ежеквартальный фактический сброс на основании данных статистической отчетности (пункт 5.4 Указаний).
Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998 (далее - Методические указания), уточняют предусмотренный Указаниями порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ).
В случае если рассчитанные по указанной методике данные о загрязнении не соответствуют фактическому загрязнению, используются данные о фактическом сбросе.
Оценив представленные в дело доказательства, в том числе данные отчетности ООО "Теплоэнергосети" по форме 2-ТП (водхоз) за 2012-2013 годы, протоколы количественного химического анализа воды от 02.10.2012 и 15.07.2013, суды установили, что расчет платы, составленный Управлением, соответствует Порядку N 632, Приказу N 204, Указаниям и Методическим указаниям.
Материалы дела не содержат доказательств, опровергающих содержащиеся в данном расчете сведения о фактической массе загрязняющих веществ, сброшенных в водные объекты Обществом в проверяемый период.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод об обоснованности доначисления Управлением Обществу 886 163 рублей 54 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Довод ООО "Теплолоэнергосети" о том, что при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду Управление не учло расходы, понесенные Обществом при осуществлении природоохранных мероприятий, отклоняется судом округа на основании следующего.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Порядка N 632 органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.
В разделе 6 Указаний установлен порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий, а в разделе 7 - порядок понижения размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождения от него отдельных природопользователей.
Предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе планируемых природоохранных мероприятий, которые согласовываются с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (пункт 6.3 Указаний).
Объем корректировки размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды конкретного природопользователя определяется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и в соответствии с законодательством утверждается исполнительными органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или, в случае передачи этих функций, территориальными органами Минприроды России. Величина корректировки уточняется после окончания планового периода (год, квартал) как в сторону снижения, так и в сторону увеличения в зависимости от фактического освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий (пункт 6.12 Указаний).
Оформление корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (пункт 6.13 Указаний).
Таким образом, планируемые природоохранные мероприятия должны быть согласованы с уполномоченными органами и предложения по корректировке размеров платежей разрабатываются конкретными природопользователями на основе уже согласованных с указанными органами планируемых природоохранных мероприятий.
В силу пункта 7.1 Указаний понижение или освобождение от платы за загрязнение может производиться по инициативе администрации республик в составе Российской Федерации или обращению природопользователей.
Природопользователи обращаются в территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации с предложениями по понижению размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или частичному освобождению от нее с необходимыми обоснованиями и расчетами (пункт 7.2 Указаний).
Территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации рассматривают предложения, обоснования и расчеты, которые подготовлены природопользователями. При решении вопроса об освобождении от платы за загрязнение или частичном понижении ее размеров следует руководствоваться условием соблюдения природопользователем установленных ему допустимых нормативных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов. Предложения в соответствии с законодательством утверждаются органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации (пункт 7.3 Указаний).
В случаях выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов сверх установленных допустимых нормативов, отсутствия оформленного в надлежащем порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов; невыполнения мероприятий в сроки, согласованные с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с природопользователей в соответствии с настоящей инструкцией на общих основаниях (пункт 7.6 Указаний).
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о согласовании Обществом с уполномоченными органами планируемых природоохранных мероприятий, об обращении природопользователя в территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации с предложениями по понижению размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или частичному освобождению от нее с необходимыми обоснованиями и расчетами, а также о согласовании Обществом с уполномоченными органами плана снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты.
Следовательно, суды сделали правильный вывод о том, что затраты ООО "Теплосети" на проведение ряда природоохранных мероприятий не могут быть зачтены в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду при рассмотрении настоящего спора.
Ссылка Общества на то, что суд апелляционной инстанции неправомерно не удовлетворил ходатайство о проведении судебной экспертизы, отклоняется судом округа, поскольку назначение экспертизы является правом суда. При этом поставленные ООО "Теплолоэнергосети" вопросы являются правовыми и ответы на них не требовали специальных познаний.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 22.09.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по делу N А79-915/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосети" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосети".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок N 632).
...
Плательщик, осуществляющий сброс загрязняющих веществ в водные объекты, производит расчет платы посредством заполнения раздела 3 "Сброс загрязняющих веществ в водные объекты", утвержденном приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (далее - Приказ N 204), по каждому объекту негативного воздействия отдельно, исходя из фактического сброса загрязняющих веществ.
...
Оценив представленные в дело доказательства, в том числе данные отчетности ООО "Теплоэнергосети" по форме 2-ТП (водхоз) за 2012 -2013 годы, протоколы количественного химического анализа воды от 02.10.2012 и 15.07.2013, суды установили, что расчет платы, составленный Управлением, соответствует Порядку N 632, Приказу N 204, Указаниям и Методическим указаниям."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 апреля 2016 г. N Ф01-1063/16 по делу N А79-915/2015