г. Нижний Новгород |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А29-1063/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2017.
Полный текст постановления изготовлен 26.01.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.07.2016, принятое судьей Галаевой Т.И., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016, принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., по делу N А29-1063/2016
по заявлению по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" (ИНН: 1106016549, ОГРН: 1031100763946)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (ИНН: 1106020249, ОГРН: 1061106003232)
о признании незаконным бездействия,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, - администрация муниципального образования городского округа "Усинск" (ИНН: 1106012287, ОГРН: 1021100897950), Совет муниципального образования городского округа "Усинск" (ИНН: 1106020930, ОГРН: 1061106009909),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Комфорт" (далее - ООО "Комфорт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - Комитет, КУМИ), выразившегося в несовершении по заявлению Общества от 30.12.2014 в установленные сроки действий, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-фз "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), направленных на реализацию преимущественного права заявителя на приобретение в собственность арендуемого им муниципального имущества (здания "Дом быта" общей площадью 7 535,6 квадратного метра, расположенного по адресу: Республика Коми, город Усинск, улица Нефтяников, дом 38.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - Администрация) и Совет муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - Совет).
Заявленные требования мотивированы тем, что бездействие Комитета нарушает как нормы действующего законодательства, так и права и интересы Общества как субъекта малого предпринимательства.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 20.07.2016, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016, отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку не установлено нарушений Комитетом требований части 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, длительность проведения самой оценки не может быть вменена в вину КУМИ.
Не согласившись с данными судебными актами, ООО "Комфорт" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
По мнению заявителя, суды первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов проигнорировали положения Закона N 159-ФЗ, в котором прямо установлен срок рассмотрения заявления субъекта малого и среднего бизнеса о выкупе арендуемого помещения. Податель жалобы настаивает на том, что Комитет своим бездействием нарушил императивно установленные в части 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ сроки заключения договора купли-продажи имущества. Принятые по настоящему делу судебные акты лишили Общество возможности взыскать убытки с муниципального образования городской округ "Усинск".
В отзыве на кассационную жалобу Комитет указал на правильность принятых по делу судебных актов и просил оставить их без изменения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов в силу следующего.
Как следует из документов и установили суды первой и апелляционной инстанций, муниципальное образование "Город Усинск" (арендодатель), Комитетом (балансодержатель) и ООО "Комфорт" (арендатор) заключили договор от 29.12.2003 N 1164/3 аренды, в соответствии с условиями которого арендодатель и балансодержатель сдают, а арендатор принимает в аренду нежилое здание Дома Быта общей площадью 7 787,18 квадратного метра, расположенное по адресу: Республика Коми, город Усинск, улица Нефтяников, дом 38, срок действия договора - с 01.01.2004 по 31.12.2014.
В пункте 1.2 договора стороны предусмотрели, что здание передается для содержания, технического обслуживания, передачи в субаренду и оказания бытовых услуг населению.
Общество обратилось 30.12.2014 в Администрацию с заявлением о приобретении в собственность указанного выше арендуемого здания по основаниям, предусмотренным положениями Закона N 159-ФЗ, а 09.11.2015 - с письмом, в котором сообщило, что по состоянию на указанную дату уполномоченный орган местного самоуправления не исполнил требования Закона N 159-ФЗ в части принятия мер, направленных на реализацию ООО "Комфорт" преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Администрация письмом от 30.11.2015 сообщила Обществу о том, что во исполнение требований статьи 9 Закона N 159-ФЗ Комитет заключил муниципальный контракт по определению рыночной стоимости объекта недвижимого имущества со сроком исполнения работ - до 31.12.2015, и указала, что полномочиями по установлению порядка и условий приватизации объектов муниципальной собственности наделен Совет, в связи с чем информация о результатах рассмотрения вопроса о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества будет представлена дополнительно.
Полагая, что бездействие Комитета, выразившееся в несовершении действий в сроки, предусмотренные в пункте 1 части 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, является незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Особенности правоотношений по отчуждению из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, регулируются Законом N 159-ФЗ.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество относится к категории субъектов малого предпринимательства, которому действующим законодательством предоставлено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной или собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при одновременном выполнении условий, перечисленных в статье 3 Закона N 159-ФЗ. При этом императивно установлена обязанность субъекта права собственности по приватизации арендуемого имущества в порядке, предусмотренном в упомянутом законе.
Реализация преимущественного права на приобретение арендуемого имущества осуществляется в порядке, установленном статьей 9 Закона N 159-ФЗ. Часть 3 названной статьи определяет порядок действий уполномоченного органа при получении им заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества и сроки их совершения и, в частности, предусматривает, что такие органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В рассмотренном случае Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выкупе арендуемой недвижимости 30.12.2014; компетентный орган 10.02.2015, то есть в срок, установленный в Законе N 159-ФЗ, заключил муниципальный контракт на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества с оценщиком Козар Натальей Николаевной; отчет об определении рыночной стоимости подготовлен 25.01.2016 и в этот же день принят Комитетом.
ООО "Комфорт", требуя признать незаконным бездействие уполномоченного органами местного самоуправления, указывает на нарушение Комитетом сроков, установленных в пункте 1 части 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Однако содержание данной нормы, как правильно указал суд апелляционной инстанции, свидетельствует о том, что Комитет в данном случае обязан был в двухмесячный срок с момента получения соответствующего заявления Общества (30.12.2014) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества. Такой договор заключен с оценщиком 10.02.2015, то есть в пределах предписываемого Законом N 159-ФЗ двухмесячного срока.
Ни Комитет, ни Администрация не наделены полномочиями, реализация которых позволила бы органам местного самоуправления сократить срок проведения оценщиком работ по составлению заключения о рыночной стоимости объекта, арендуемого ООО "Комфорт".
У суда первой и апелляционной инстанций, оценивших по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, отсутствовали основания полагать, что компетентный орган допустил виновное бездействие при осуществлении мероприятий в срок, установленный в статье 9 Закона N 159-ФЗ, а потому заявленные Обществом требования правомерно отклонены.
Аргументы, перечисленные подателем кассационной жалобы в её тексте, являлись предметом исследования в судах нижестоящих инстанций, где получили надлежащую правовую оценку. Переоценка обстоятельств спора и выводов суда, сделанных на основе исследованных доказательств, не входят в полномочия суда округа, ограниченные процессуальным кодексом (статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.07.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 по делу N А29-1063/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ООО "Комфорт", требуя признать незаконным бездействие уполномоченного органами местного самоуправления, указывает на нарушение Комитетом сроков, установленных в пункте 1 части 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Однако содержание данной нормы, как правильно указал суд апелляционной инстанции, свидетельствует о том, что Комитет в данном случае обязан был в двухмесячный срок с момента получения соответствующего заявления Общества (30.12.2014) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества. Такой договор заключен с оценщиком 10.02.2015, то есть в пределах предписываемого Законом N 159-ФЗ двухмесячного срока.
...
У суда первой и апелляционной инстанций, оценивших по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, отсутствовали основания полагать, что компетентный орган допустил виновное бездействие при осуществлении мероприятий в срок, установленный в статье 9 Закона N 159-ФЗ, а потому заявленные Обществом требования правомерно отклонены."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 января 2017 г. N Ф01-6003/16 по делу N А29-1063/2016