г. Нижний Новгород |
|
09 февраля 2017 г. |
Дело N А43-8856/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2017.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 09.02.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Жегловой О.Н., Трубниковой Е.Ю.
при участии представителя
от общества с ограниченной ответственностью "Флайг+Хоммель Безитцгезельшафт":
Ледневой С.Е. по доверенности от 09.01.2017,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Флайг+Хоммель Безитцгезельшафт" на решение Арбитражного суда Нижегородского суда от 30.06.2016, принятое судьей Трошиной Н.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2016, принятое судьями Богуновой Е.А., Вечкановым А.И., Фединской Е.Н., по делу N А43-8856/2016
по иску муниципального унитарного предприятия "Тепловодоканал" (ИНН: 5248016372, ОГРН: 1025201682780)
к обществу с ограниченной ответственностью "Флайг+Хоммель Безитцгезельшафт" (ИНН: 0411005333, ОГРН: 1020400000081),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области,
о взыскании задолженности
и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Тепловодоканал" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Флайг+Хоммель Безитцгезельшафт" (далее - Общество) о взыскании 9627 рублей 88 копеек задолженности по оплате сверхнормативного сброса по качественному составу сточных вод в четвертом квартале 2015 года.
Исковые требования основаны на статьях 309, 310 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктах 114, 118 и 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), и пункте 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек администрацию города Заволжья Городецкого муниципального района Нижегородской области.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 30.06.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2016, удовлетворил иск. При принятии судебных актов суды руководствовались:
- статьями 307, 309, 310, 539 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- пунктами 25 и 35 Правил N 644;
- пунктом 61 Правил N 167;
- пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".
Не согласившись с решением от 30.06.2016 и постановлением от 29.09.2016, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель указывает в кассационной жалобе на то, что суды неправильно применили нормы материального права. Сославшись на постановление Правительства Российской Федерации от 05.01.2015 N 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоотведения", Общество полагает, что взимание платы за сверхнормативный сброс по качественному составу сточных вод в целях защиты и безаварийной работы централизованной системы канализации должно осуществляться в соответствии с разделом VII Правил N 644, исходя из нормативов загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в приложении N 3 к Правилам N 644.
Общество не согласно с выводами судов обеих инстанций о применении распоряжения Правительства Нижегородской области от 28.11.2002 N 615-р об утверждении Порядка расчета за сверхнормативный сброс сточных вод (далее - Распоряжение N 615-р) и постановления администрации города Заволжья от 12.05.2004 N 2 "Об утверждении правил приема сточных вод в систему коммунальной канализации г. Заволжье" (далее - Постановление N 2), поскольку они противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, регулирующим тождественные правоотношения.
По мнению Общества, суды неправильно истолковали подпункт "ж" пункта 35 Правил N 644, так как из приведенной нормы следует, что абонент обязан вносить плату за нарушение нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, определенном Правилами N 644, а не Правилами N 167.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие отклонило доводы заявителя, посчитав обжалованные судебные акты законными и обоснованными; просило оставить решение и постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании окружного суда представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Истец и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 30.06.2016 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2016 по делу N А43-8856/2016 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах указанных в кассационной жалобе доводов.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 10.02.2015 N 341 "А", по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из центральных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в центральную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - оплачивать холодную (питьевую) воду установленного качества в объеме, определенном договором, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случае, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу центральных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Администрация города Заволжья Городецкого района Нижегородской области в Постановлении N 2 утвердила нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Заволжья.
В целях определения степени загрязненности сточных вод Общества сотрудник Предприятия 08.12.2015 провел отбор проб сточных вод, о чем составил акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения.
По результатам анализа отобранных проб установлено превышение нормативов по содержанию загрязняющих веществ.
Отказ Общества от оплаты в том числе за сверхнормативный сброс по качественному составу сточных вод послужил поводом для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
По общему правилу к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения (пункт 25 Правил N 644).
Из подпункта "и" пункта 35 Правил N 644 следует, что абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В силу пункта 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 и пункта 61 Правил N 167 Правительство Нижегородской области Распоряжением N 615-р утвердило Порядок расчета за сверхнормативный сброс сточных вод, Администрация города Заволжья Городецкого района Нижегородской области в Постановлении N 2 установила нормативы по составу сбрасываемых сточных вод соответственно.
Согласно требованиям части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что сведения Предприятия достоверно подтверждают факт сброса Обществом сточных вод с превышением норматива загрязняющих веществ. Расчет суммы платы судами проверен, признан правильным и соответствующим законодательству и не оспорен ответчиком.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск.
Вопреки позиции Общества, полномочие по утверждению соответствующих нормативов органами местного самоуправления следует из пункта 61 Правил N 167, пункта 3 Правил N 644 и пункта 31 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
Суд кассационной инстанции отклонил позицию ответчика о том, что при разрешении спора следует руководствоваться разделом VII Правил N 644 исходя из нормативов загрязняющих веществ в сточных водах, установленных в приложении N 3 к Правилам N 644, поскольку названное приложение содержит нормативы, исходя из которых производится расчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения (пункты 114, 118 Правил N 644), тогда как в рассмотренном случае речь идет о плате за сверхнормативный сброс по качественному составу сточных вод, то есть об ином виде платы.
Аргументы Общества направлены на полное освобождение его от установленной законом обязанности оплачивать сверхнормативный сброс по качественному составу сточных вод.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полностью повторяют позицию ответчика, которая была предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получила правильную правовую оценку, с которой согласен суд округа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены обжалованных судебных актов, суд округа не выявил.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.06.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2016 по делу N А43-8856/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флайг+Хоммель Безитцгезельшафт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 и пункта 61 Правил N 167 Правительство Нижегородской области Распоряжением N 615-р утвердило Порядок расчета за сверхнормативный сброс сточных вод, Администрация города Заволжья Городецкого района Нижегородской области в Постановлении N 2 установила нормативы по составу сбрасываемых сточных вод соответственно.
...
Вопреки позиции Общества, полномочие по утверждению соответствующих нормативов органами местного самоуправления следует из пункта 61 Правил N 167, пункта 3 Правил N 644 и пункта 31 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 февраля 2017 г. N Ф01-6199/16 по делу N А43-8856/2016