г. Нижний Новгород |
|
22 марта 2017 г. |
Дело N А79-10223/2015 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.08.2016, принятое судьей Щетинкиным А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2016, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Рубис Е.А., по делу N А79-10223/2015
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
о признании недействительными решения и предписания,
третье лицо - Ефимов Иван Андреевич,
и установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 08.09.2015 по делу N 32/04-АМЗ-2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ефимов Иван Андреевич.
Суд решением от 15.08.2016 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2016 решение оставлено без изменения.
ФГУП "Почта России" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права, сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела; Управление неправильно провело анализ товарного рынка: тарифы на услугу по предоставлению абонементных почтовых шкафов в объектах почтовой связи устанавливает федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", а не филиалы предприятия, в связи с чем географическими границами товарного рынка является территория Российской Федерации; Управление установило факт нарушения антимонопольного законодательства только на территории Ибресинского района; законодательно не установлены ни минимальный, ни максимальный уровни рентабельности на услугу по предоставлению абонементных почтовых шкафов в объектах почтовой связи, поэтому Предприятие может самостоятельно устанавливать норму прибыли; Управление не доказало установление монопольно высоких цен по затратному критерию; вывод Управления и судов о том, что спорная услуга не может быть заменена в процессе потребления другой услугой, является неправильным.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзывы на кассационную жалобу в суд не поступили.
ФГУП "Почта России" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 22.03.2017.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Прокуратура Чувашской Республики передала в антимонопольный орган жалобу жителя п. Ибреси Ибресинского района Чувашской Республики Ефимова И.А. по установлению в 2015 году необоснованно высокой стоимости услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа. В заявлении было указано, что при аренде абонементного ящика почтового шкафа в Ибресинском отделении почтовой связи в 2014 году заявитель уплачивал 396 рублей за один календарный год; в 2015 году стоимость аренды почтового ящика составила 1440 рублей, в связи с чем Ефимов И.А. просил провести проверку обоснованности установления ФГУП "Почта России" спорных тарифов.
В ходе рассмотрения заявления Комиссия Управления пришла к выводу о том, что товарный рынок услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в пределах определенных географических границ является высококонцентрированным, с единственным продавцом ФГУП "Почта России" в лице Ибресинского отделения. Конкурентная среда на рассматриваемом товарном рынке не развита.
По результатам рассмотрения возбужденного на основании указанной жалобы дела N 32/04-АМЗ-2015 Управление приняло решение от 08.09.2015, в соответствии с которым признало действия ФГУП "Почта России" в лице Ибресинского отделения Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики по установлению высоких цен на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Кроме того, ФГУП "Почта России" в лице Ибресинского отделения выдано предписание, согласно которому ему надлежит в срок до 12.10.2015 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления тарифов на услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа, не превышающих сумму необходимых для осуществления деятельности расходов и прибыли.
ФГУП "Почта России" не согласилось с указанными ненормативными правовыми актами антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 4, 65, 71, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 5, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, статьями 2, 17, 18, 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ), статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147 "О естественных монополиях", Порядком оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение и предписание антимонопольного органа соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Предприятия, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): 1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; 2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Как установили суды и следует из материалов дела, Управление в соответствии с Порядком N 220 провело анализ и оценку конкурентной среды на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в административных границах Ибресинского района Чувашской Республики.
Согласно пункту 1.3 Порядка N 220 проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:
а) определение временного интервала исследования товарного рынка;
б) определение продуктовых границ товарного рынка;
в) определение географических границ товарного рынка;
г) определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей;
д) расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
е) определение уровня концентрации товарного рынка;
ж) определение барьеров входа на товарный рынок;
з) установление доминирующего положения (при его наличии) хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов), за исключением случая, предусмотренного в пункте 12.5 данного порядка;
и) оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
к) составление аналитического отчета.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что анализ и оценка конкурентной среды Управление провело с соблюдением Порядка N 220; правильно определило временной интервал исследования, продуктовые и географические границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.
Управление пришло к выводу о том, что на рынке оказания услуг по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) ФГУП "Почта России" на территории Ибресинского района Чувашской Республики занимает доминирующее положение с долей на рынке в 100 процентов.
В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 N 147 "О естественных монополиях" услуги общедоступной почтовой связи отнесены к сфере деятельности естественных монополий, а услуга по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) неразрывно связана с услугами почтовой связи, поэтому антимонопольный орган признал, что рассматриваемая услуга не является регулируемой и хозяйствующий субъект, оказывающий данную услугу, вправе самостоятельно устанавливать за нее плату.
В силу Регламента ценообразования на реализуемые услуги (товары, работы), утвержденного приказом ФГУП "Почта России" от 12.10.2012 N 322-п, ФГУП "Почта России" и его филиалы самостоятельно устанавливали плату на услуги, которые не подлежат регулированию со стороны государственных органов. Приказом УФПС Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России" от 06.12.2013 N 180 "О тарифах на дополнительные услуги почтовой связи" установлен тариф на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа на календарный год с 01.01.2014 в размере 420 рублей для населения и 1356 рублей для организаций.
Приказом ФГУП "Почта России" от 30.06.2014 N 188-п установлены базовые (минимально допустимые) централизованные тарифы на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа и дано распоряжение филиалам привести децентрализованные тарифы, установленные ранее, в соответствие с базовыми. Согласно названному приказу ФГУП "Почта России" в отнесено к 1 тарифной зоне.
С 01.07.2014 установленный ФГУП "Почта России" тариф на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа на календарный год составил 1440 рублей для населения (или 120 рублей в месяц) и 3398,4 рубля (283,20 рубля в месяц) для организаций.
Антимонопольный орган установил, что калькуляция затрат на услугу по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа по 1 тарифной зоне ФГУП "Почта России" на 2014 год (при условии заключения договора сроком на 1 месяц) включает в себя затраты на ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления, затраты на проверку правильности заполнения заявления, затраты на оформление договора со стороны ФГУП "Почта России" и взимания платы, выдача ключа клиенту (прием ключа у клиента), затраты на оформление акта сдачи-приема оказанных услуг, затраты на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды, затраты на ведение учета и отчетности.
Экономическое обоснование для введения тарифов на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа с 01.07.2014 представлено письмом УФПС Чувашской Республики от 10.06.2015 N 76.1.9.08/52 (калькуляция затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по 1 тарифной зоне ФГУП "Почта России" и калькуляция затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по ФГУП "Почта России").
УФПС по Чувашской Республике при расчете использует введенные в действие тарифы на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа для физических лиц в размере 120 рублей, для юридических лиц в размере 283 рублей 20 копеек.
Расчет затрат на операцию "Ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления" рассчитан следующим способом: норма времени на оказание услуги для физических и юридических лиц составляет 240,6 секунды; среднемесячная заработная плата, в соответствии с калькуляцией затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа с 01.07.2014, составила 14 572 рубля расчет произведен по 1 тарифной зоне (то есть в расчете учтены плановые расходы на заработную плату работников отделений почтовой связи (без почтальонов)).
В секунду средняя заработная плата составляет 0,01916 рубля; ФОТ рассчитан путем умножения нормы времени, приходящейся на выполнение операции, на заработную плату: 240,6 секунды x 0,0246467 рубля = 5,93 рубля; страховые взносы рассчитаны в размере 30,2 процента от ФОТ: 5,93 рубля x 30,2 процента = 1,79 рубля; косвенные расходы рассчитаны путем умножения ФОТ на 108,7 процента в соответствии с расчетом косвенных расходов по 1 тарифной зоне: 5,93 рубля x 108,7 процента = 6,45 рубля.
Итого, затраты на ознакомление клиента (физического и юридического лица) с порядком предоставления услуги и прием заявления в калькуляции затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по 1 тарифной зоне ФГУП "Почта России" с 01.07.2014 составили 14 рублей 17 копеек.
Таким же образом были рассчитаны затраты на другие операции, включенные в калькуляцию затрат с 01.07.2014, исходя из плановой среднемесячной заработной платы в 14 572 рублей и норм времени в соответствии с Перечнем технологических операций.
Себестоимость оказания услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа для физических лиц с 01.07.2014 составляла: (затраты составляли 63,04 рубля; при стоимости аренды ящика на 1 месяц по цене 120 рублей) итого рентабельность составила 91 процент, для юридических лиц составляла: (затраты составляли 69,29 рубля; при стоимости аренды ящика на 1 месяц по цене 283,2 рубля) соответственно рентабельность составила 309 процентов. Таким образом, себестоимость оказываемых услуг с 01.07.2014, по расчетам ФГУП "Почта России", составила для физических лиц 63,04 рубля (рентабельность - 91 процент), для юридических лиц - 69,29 рубля (рентабельность - 309 процентов).
На основании изложенного рост расходов, необходимых для оказания услуги, не соответствует росту стоимости услуги.
Расходы с 01.07.2014 на оказание услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного шкафа для физических лиц увеличились на 34,21 процента (с 01.01.2014 по 01.07.2014 расходы составили 46,97 рубля, с 01.07.2014 - 63,04 рубля), а стоимость услуги увеличилась на 242,85 процента (с 01.01.2014 по 01.07.2014 стоимость услуги для физических лиц составила 35 рублей, а с 01.07.2014 - 120 рублей); для юридических лиц рост расходов составил 34,20 процента (с 01.01.2014 по 01.07.2014 расходы составили 51,63 рубля, с 01.07.2014 - 69,29 рубля) - стоимость услуги выросла на 150,6 процента (с 01.01.2014 по 01.07.2014 стоимость услуги для юридических лиц составляла 113 рублей, а с 01.07.2014 - 283,2 рубля).
Кроме того, необоснованно увеличилась планируемая рентабельность оказания услуг по предоставлению в пользование ячейки абонементного шкафа с 01.07.2014 для физических лиц на 116,5 процента, для юридических лиц - на 190,1 процента.
ФГУП "Почта России" также заключило договоры на предоставление в пользование ячейки абонементного почтового шкафа с юридическими и физическими лицами по утвержденным тарифам. В соответствии с пунктом 3.1 договоров абонент за период абонирования производит предоплату на расчетный счет (в кассу объекта почтовой связи) исполнителя по тарифам, действующим на момент заключения договора, в размере 100 процентов стоимости услуг до начала периода абонирования ячейки. Срок действия договора может составлять не более 1 календарного года в соответствии с пунктом 7.1 договора.
Базовый тариф за пользование услугой абонирования ячейки абонементного почтового шкафа в соответствии с приказом ФГУП "Почта России" от 30.06.2014 N 188-п устанавливаются за один полный календарный месяц использования. Пользование ячейкой более одного календарного месяца осуществляется по таким же тарифам, как и за один месяц. Оплата вносится за весь период пользования ячейкой в соответствии с количеством месяцев использования. Дополнительные скидки или понижающие коэффициенты при пользовании услугой более одного месяца не предусмотрены.
Таким образом, заключая договор на один календарный год, в соответствии с экономическим обоснованием для введения тарифов на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа с 01.01.2014 абонент платит 12 раз за ознакомление с порядком предоставления услуги, прием заявления и проверку правильности его заполнения; 12 раз - за оформление заключаемого договора и взимание платы, 12 раз - за выдачу ключа, оформление акта сдачи-приема и прием ячейки по истечении срока аренды, из чего следует, что применение тарифа свыше одного месяца является экономически необоснованным. Расходы на предоставление в пользование ячейки абонементного почтового шкафа многократно завышены, так как операции, включенные в расчет стоимости, не проводятся каждый месяц.
С 01.07.2014 в калькуляции затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по 1 тарифной зоне ФГУП "Почта России" (при условии заключения договора сроком на 1 месяц) также включены затраты на ознакомление с порядком предоставления услуги, на прием заявления и проверку правильности его заполнения, оформление заключаемого договора и взимание платы, выдачу ключа, на оформление Акта сдачи-приема и прием ячейки по истечении срока аренды, применение указанного тарифа свыше 1 месяца также является экономически необоснованным, так как это приводит к многократному (в зависимости от количества месяцев использования) превышению расходов на операции, которые фактически проводятся один раз.
Суды, проанализировав представленные в материалы дела документы, согласились с выводами Управления о том, что ФГУП "Почта России" в лице Ибресинского отделения филиала УФПС Чувашской Республики установило завышенные цены на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа на территории Чувашской Республики; повышение цены и увеличение процента рентабельности с 01.07.2014 необоснованно, так как экономического обоснования увеличения рентабельности ФГУП "Почта России" не представилено, а увеличение расходов, необходимых для оказания услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа, несоразмерно увеличению цены товара. Включение в себестоимость платы за услуги, которые фактически не предоставляются, - это необоснованные расходы, включенные в цену, за которые платит потребитель. Действия Предприятия привели к ущемлению интересов физических и юридических лиц.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие в отношении спорной услуги законодательно установленной нормы прибыли (рентабельности) правомерно не принята судами, учитывая, что доминирующее положение филиала на рынке оказания услуг по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) на территории Ибресинского района Чувашской Республики налагает на нарушителя обязанность при установлении тарифов соблюдать требования Закона о защите конкуренции.
Суды пришли к выводу о том, что предписание Управления соответствует статьям 23, 50 и 51 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Предприятию в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе Предприятия подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.08.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2016 по делу N А79-10223/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 N 147 "О естественных монополиях" услуги общедоступной почтовой связи отнесены к сфере деятельности естественных монополий, а услуга по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) неразрывно связана с услугами почтовой связи, поэтому антимонопольный орган признал, что рассматриваемая услуга не является регулируемой и хозяйствующий субъект, оказывающий данную услугу, вправе самостоятельно устанавливать за нее плату.
...
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие в отношении спорной услуги законодательно установленной нормы прибыли (рентабельности) правомерно не принята судами, учитывая, что доминирующее положение филиала на рынке оказания услуг по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) на территории Ибресинского района Чувашской Республики налагает на нарушителя обязанность при установлении тарифов соблюдать требования Закона о защите конкуренции.
Суды пришли к выводу о том, что предписание Управления соответствует статьям 23, 50 и 51 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 марта 2017 г. N Ф01-564/17 по делу N А79-10223/2015