Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 марта 2017 г. N Ф01-564/17 настоящее постановление оставлено без изменения
23 ноября 2016 г. |
А79-10223/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.08.2016
по делу N А79-10223/2015,
принятое судьей Щетинкиным А.В.
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России"
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 08.09.2015 по делу N 32/04-АМЗ-2015,
при участии:
от федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России" - Ефимовой Е.Ю. по доверенности от 24.02.2016,
и установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 08.09.2015 по делу N 32/04-АМЗ-2015.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Ефимов Иван Андреевич (далее - Ефимов И.А.).
Решением от 15.08.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требований.
ФГУП "Почта России" не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ФГУП "Почта России" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.08.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ФГУП "Почта России", суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в антимонопольный орган Прокуратурой Чувашской Республики передана жалоба жителя п. Ибреси Ибресинского района Чувашской Республики Ефимова И.А. по установлению в 2015 году необоснованно высокой стоимости услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа. В заявлении было указано, что при аренде абонементного ящика почтового шкафа в почтовом отделении ФГУП "Почта России" в лице Ибресинского отделения в 2014 году заявитель уплачивал сумму 396 руб. за 1 календарный год, в 2015 году стоимость аренды почтового ящика составила 1440 рублей, в связи с чем Ефимов И.А. просил провести проверку обоснованности установления тарифов ФГУП "Почта России".
В ходе рассмотрения заявления Комиссия Управления пришла к выводу о том, что товарный рынок услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в пределах определенных географических границ является высококонцентрированным, с единственным продавцом ФГУП "Почта России" в лице Ибресинского отделения. Конкурентная среда на рассматриваемом товарном рынке не развита.
По результатам рассмотрения возбужденного на основании указанной жалобы дела N 32/04-АМЗ-2015 Управление приняло решение от 08.09.2015, которым признало в действиях ФГУП "Почта России" в лице Ибресинского отделения Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики (далее - УФПС Чувашской Республики) по установлению высоких цен на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Кроме того, ФГУП "Почта России" в лице Ибресинского отделения выдано предписание, которым ему предписано в срок до 12.10.2015 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления тарифов на услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа, не превышающих сумму необходимых для осуществления деятельности расходов и прибыли.
ФГУП "Почта России" не согласилось с указанными ненормативными правовыми актами антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При этом приведенный в указанной норме перечень действий (бездействия), которые могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства, не является исчерпывающим.
Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничения конкуренции или ущемления прав лиц.
Следовательно, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: действие хозяйствующего субъекта, его доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и наступление (угроза наступления) одного из перечисленных последствий.
Из содержания статьи 5 Закона о защите конкуренции следует, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1); доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок (пункт 2).
В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги общедоступной почтовой связи отнесены к сфере деятельности естественных монополий.
В свою очередь оказание услуги абонирования ячейки абонементного шкафа не является услугой почтовой связи, а относится к иным (дополнительным) услугам, которые предприятия связи оказывают контрагентам на договорной основе в соответствии с положениями статей 420, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а тарифы на данную услугу устанавливаются ФГУП "Почта России" самостоятельно.
Для выхода на рынок организаций с целью предоставления услуг по предоставлению в пользование ячеек абонементных почтовых шкафов необходимо наличие следующих ресурсов: собственная материально-техническая база (абонементный почтовый шкаф с запирающимися ячейками, в которых могут быть размещены почтовые отправления); помещение для размещения абонементного почтового шкафа, позволяющего абонентам иметь самостоятельный доступ к ячейкам для получения почтовых отправлений; персонал для оказания услуги (заключение договоров с абонентами, предоставление абонентам ключей (кодов) от замков ячеек, получение почтовых отправлений по собственной почтовой или курьерской сети или по сети федерального почтового оператора, сортировка и распределение почтовых отправлений по ячейкам абонентов, техническое обслуживание абонементных почтовых шкафов, ремонт замков ячеек).
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Управлением в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220), проведен анализ и оценка конкурентной среды на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в административных границах Ибресинского района Чувашской Республики.
Для оценки состояния конкуренции на исследуемом рынке Управлением проведена расчетно-аналитическая работа по определению: временного интервала, продуктовых и географических границ товарного рынка; состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке; объема и долей хозяйствующих субъектов на рынке; уровня концентрации и барьеров входа. Предметом исследования являлся товарный рынок, связанный с предоставлением в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в географических границах Ибресинского района Чувашской Республики. Анализ рынка выполнялся в отношении услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа.
При выявлении свойств товара (услуг), определяющих выбор покупателя, анализировалось функциональное назначение товара (услуги); применение товара (услуги); качественные характеристики; технические характеристики; цена; условия реализации.
Согласно анализу функциональное назначение, в том числе цель потребления товара (услуг) и его потребительские свойства: целью использования ячейки абонементного почтового шкафа является получение почтовой, заказной, с объявленной ценностью входящей корреспонденции. Население вынуждено заказывать услугу абонирования как дополнительную услугу при отсутствии возможности получения корреспонденции по фактическому адресу проживания (поломка абонентского ящика, угроза хищения корреспонденции по адресу проживания). Функциональным назначением ячейки абонементного почтового шкафа, помимо получения адресатом почтовых отправлений, является ее сохранность на весь срок аренды, а также обеспечение некоторой анонимности, поскольку, кроме указания города и номера абонентского ящика, информация об адресате остается нераскрытой.
Соответственно, услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа заказывают с целью хранения полученной простой корреспонденции, периодических изданий, извещений на регистрируемые почтовые отправления, уведомлений на почтовые отправления до их изъятия из ячейки.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонентного почтового шкафа.
В статье 2 Закона о почтовой связи приведено понятие абонементного почтового шкафа, под которым понимается устанавливаемый в объектах почтовой связи специальный шкаф с запирающимися ячейками, которые абонируются на определенный срок адресатами для получения почтовых отправлений.
ФГУП "Почта России" предоставляет в аренду ячейки абонементного почтового шкафа своим абонентам по договору на возмездной основе, за определенную плату. К общедоступным (без взимания платы) услугам почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции относятся: доставка почтовой корреспонденции через почтальонов на дом или "до востребования". К платным услугам почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции относятся: пользование абонементным ящиком и услуги экспресс-почты по доставке корреспонденции курьером "от двери до двери". Данные виды услуг связи относятся к универсальным услугам почтовой связи.
Так, в силу той же статьи 2 Закона о почтовой связи универсальные услуги почтовой связи - это услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах Российской Федерации и по доступным ценам.
Услуга по доставке корреспонденции по своему почтовому адресу и до востребования является бесплатной. Следовательно, данные виды почтовых услуг не могут являться товаром заменителем на рынке по доставке почтовых отправлений с использованием ячеек абонементного почтового шкафа.
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234, услуги почтовой связи подразделяются на: а) универсальные услуги почтовой связи; б) иные услуги, в том числе: услуги по осуществлению почтовых переводов денежных средств; услуги по пересылке международных почтовых отправлений; услуги по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, пересылаемых в сроки, в порядке и с логотипом, определенными актами Всемирного почтового союза, которые осуществляются оператором почтовой связи, уполномоченным в установленном порядке на оказание этих услуг.
К универсальным услугам можно отнести: прием и вручение почтовых карточек (простых и заказных); прием и доставку писем (простых, заказных, а также с объявленной ценностью); прием и вручение бандеролей; прием и вручение посылок (обыкновенных, с объявленной ценностью); прием и вручение секограмм.
Приказом ФГУП "Почта России" от 13.01.2006 N 4 "Об утверждении типовой формы договора на предоставление в аренду ячеек абонементных почтовых шкафов" утверждена типовая форма договора на предоставление в аренду ячеек абонементных почтовых шкафов, в соответствии с пунктом 1.1 которой "Исполнитель" принимает на себя обязательства по предоставлению в аренду ячейки абонементного почтового шкафа, а "Абонент" обязуется оплатить предоставленные услуги.
Согласно пункту 2.1.3. типовой формы договора "Исполнитель" обязан обеспечить своевременное вложение в ячейку абонементного почтового шкафа простой письменной корреспонденции, периодических изданий, извещений на регистрируемые почтовые отправления, уведомлений о вручении почтовых отправлений.
Приказом ФГУП "Почта России" от 06.12.2013 N 180 "О тарифах на дополнительные услуги почтовой связи" утверждены тарифы на услугу абонирования ячейки абонементного почтового шкафа на календарный 2014 год с 01.01.2014.
Приказом ФГУП "Почта России" от 30.06.2014 N 188-п "Об установлении тарифов на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа" утверждены тарифы на услугу пользования ячейкой абонементного шкафа с 01.07.2014.
Из письма ФГУП "Почта России" от 17.04.2015 N 76.1.9.14/48 следует, что услуга по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа не является услугой почтовой связи, а относится к иным (дополнительным) услугам, которые предприятия связи оказывают контрагентам на договорной основе в соответствии с положениями статей 420,421 ГК РФ, а тарифы на данную услугу устанавливаются ФГУП "Почта России" самостоятельно.
Таким образом, оказание услуги абонирования ячейки абонементного шкафа и предоставление адресату индивидуального номера ячейки абонементного почтового шкафа для адресования является дополнительной услугой, оказываемой по заявлению на договорной основе, по отношению к основной услуге по доставке простых и регистрируемых почтовых отправлений.
На этом основании антимонопольный орган обоснованно посчитал, что услуга по предоставлению в пользование ячейки абонентного почтового шкафа, являющаяся дополнительной услугой, неразрывно связана с услугами почтовой связи.
В данном случае применение товара: личное и профессиональное использование.
Процесс предоставления в пользование ячейки абонементного почтового шкафа включает в себя следующие этапы: заключение договора с абонентом на предоставление в аренду ячейки абонементного почтового шкафа; взаиморасчеты между абонентом и объектом почтовой связи, связанные с арендой ячейки абонементного почтового шкафа; порядок расторжения/прекращения договорных отношений по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа.
Договор на предоставление в пользование абонементного почтового шкафа составляется на срок от 1 месяца до 1 года. Договор аренды ячейки абонементного почтового шкафа оформляется непосредственно в отделении почтовой связи по месту нахождения арендуемой ячейки.
В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи: а) простые почтовые отправления; б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах; в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов; г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.
Качественными характеристиками в выборе услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа являются: своевременное вложение в ячейку абонементного почтового шкафа простой письменной корреспонденции, периодических изданий, извещений на регистрируемые почтовые отправления, уведомлений о вручении почтовых отправлений, направление акта сдачи-приема оказанных услуг, территориальность (местонахождение объекта почтовой связи и адресата в одном населенном пункте), гарантированный уровень защищенности информации от неправомерного доступа.
Абонементный почтовый шкаф должен характеризоваться такими параметрами как надежность, прочность и устойчивость к изнашиванию. Абонементный почтовый шкаф может иметь различный дизайн, но при этом главная его задача - обеспечить сохранность полученной корреспонденции.
При заключении договора абонент пользуется своей ячейкой, имея индивидуальный ключ. Абонементный почтовый шкаф может состоять из 20-60 ячеек и подходить для корреспонденции формата от А5 до А4.
Тарифы на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа юридическим и физическим лицам согласно части 3 статьи 18 Закона о почтовой связи не устанавливаются и не регулируются государством в связи с тем, что указанная услуга не является универсальной услугой почтовой связи. Услуга по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа является дополнительной услугой и тариф на указанную услугу устанавливается оператором почтовой связи самостоятельно.
Возмездное оказание услуг на договорной основе. Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029 - 2007 (КДЕС Ред. 1.1) (в ред. изменения N 1/2007 ОКВЭД, приказ Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) выделяет следующий вид деятельности: 64.11 Деятельность национальной почты.
Продуктовые границы товарного рынка предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) определены позицией: 64.11.14 Прочая деятельность почтовой связи.
В соответствии со статьей 19 Закона о почтовой связи пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонентного почтового шкафа.
Услуги, входящие в одну классификационную группу, не являются взаимозаменяемыми, так как услуга по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по своему функциональному назначению не взаимозаменяема.
Письменная корреспонденция на абонементный ящик доставляется без указания сведений о получателе. Таким образом, за счет соблюдения анонимности сведений о владельце абонементного ящика рынок является специфическим. Ни одна другая услуга по доставке письменной корреспонденции не оказывается анониму.
Как установил антимонопольный орган на основании данных Чувашстата, на рынке доставки письменной корреспонденции по Чувашской Республике свою деятельность осуществляют 9 официальных представительств экспресс-доставки корреспонденции в любую точку республики таких организаций как: ООО "Дей-Групп", ООО "Федеральная почтовая служба", ООО "Почтовая служба", ООО "ЭРА", ООО "Республиканская почта", ООО "Почтовый курьер", Филиал ООО "СПСР-Экспресс" в г. Чебоксары и Республике Чувашия, ООО "Доставка-сервис", ООО "Подписка Чувашпечать". Однако перечисленные организации оказывают услуги почтовой связи по обмену письменной корреспонденции без предоставления абонементных ящиков с соблюдением анонимности.
По причине различия в ценовом сегменте, а также отсутствия анонимности получателя при оказании услуги по доставке корреспонденции экспресс-почтой данный вид услуги и услуга по предоставлению абонементного ящика в пользование не являются взаимозаменяемыми. Услуга по доставке почтовой корреспонденции через почтальонов на дом или "до востребования" может заменить услугу по предоставлению абонементного ящика, так как она оказывается без взимания с потребителя платы и временные затраты по доставке корреспонденции обоими видами услуг одинаковы. Однако анонимность в данном случае отсутствует.
С учетом изложенного Управление пришло к выводу о том, что на рынке оказания услуг по предоставлению в пользование почтового ящика ФГУП "Почта России" на территории Ибресинского района Чувашской Республики занимает доминирующее положение с долей на рынке в 100 %. Услуги по доставке почтовой корреспонденции с использованием ячеек абонементного почтового шкафа оказывают операторы почтовой связи.
Исходя из особенностей функционального назначения товара, услуга по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа не может быть заменена в процессе потребления другой услугой.
Установлено, что ФГУП "Почта России" создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р.
ФГУП "Почта России", действующее на основании Устава, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.06.2013 N 141, выполняет задачи по обеспечению на всей территории Российской Федерации потребностей граждан, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и юридических лиц в предоставлении услуг почтовой связи.
В соответствии с Уставом Предприятие имеет филиалы на всей территории Российской Федерации, в том числе и в Чувашской Республике.
Так, УФПС Чувашской Республики является обособленным подразделением (филиалом) ФГУП "Почта России" и осуществляет часть его функций на территории Чувашской Республики на основании Положения об УФПС Чувашской Республики - филиале ФГУП "Почта России".
Положение об УФПС Чувашской Республики - филиале ФГУП "Почта России" утверждено приказом ФГУП "Почта России" от 09.02.2015 N 1.2.3.1.1-09/5-нд. Согласно данному Положению основные задачи деятельности ФГУП "Почта России" в лице филиала, являющегося объектом антимонопольного контроля, - оказание всех видов услуг почтовой связи и осуществление других видов деятельности, предусмотренных Положением, с целью получения прибыли.
В соответствии с Положением в состав УФПС Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России" входят структурные подразделения, в частности, 9 почтамтов и автобаза почтовой связи. Услуги почтовой связи предоставляют 410 объектов почтовой связи, из них 324 - в сельской местности и 78 - в городах, в Алатырском почтамте действует 1 передвижное отделение почтовой связи. Отделения почтовой связи находятся в непосредственном подчинении УФПС Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России".
В рассматриваемом случае признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в пределах ФГУП "Почта России" в лице Ибресинского отделения УФПС Чувашской Республики. Предварительно географические границы товарного рынка определены Ибресинским районом Чувашской Республики.
При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учтено следующее: организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями; установившиеся связи между исполнителем и потребителем; отсутствие возможности перемещения услуги к потребителю с других районов Чувашской Республики; территориальное расположение исполнителя услуг; транспортные расходы.
Поскольку в соответствии с положениями Закона о естественных монополиях услуги общедоступной почтовой связи отнесены к сфере деятельности естественных монополий, а услуга по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) неразрывно связана с услугами почтовой связи, антимонопольный орган признал, что рассматриваемая услуга не является регулируемой и хозяйствующий субъект, оказывающий данную услугу, вправе самостоятельно устанавливать за нее плату.
Приказом ФГУП "Почта России" от 30.06.2014 N 188-п установлены базовые (минимально допустимые) централизованные тарифы на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа и дано распоряжение филиалам привести децентрализованные тарифы, установленные ранее, в соответствие с базовыми. Согласно названному приказу ФГУП "Почта России" в отнесено к 1 тарифной зоне.
ФГУП "Почта России" размещает абонементные почтовые шкафы в собственных отделениях почтовой связи, каждой ячейке присваивается порядковый номер. Почтовые отправления, проходящие через почтовую сеть ФГУП "Почта России", попадают напрямую в ячейки абонементных почтовых шкафов. Текущая технология оказания услуги подразумевает адресование почтовых отправлений на ячейки, закрепленные за абонентами при заключении договора с ФГУП "Почта России" (или обособленным подразделением), при этом пользование одной ячейкой несколькими абонентами не допускается. Абонент обязан уведомить отправителей о порядке адресования на абонируемую им ячейку, а отправители указывают номер ячейки при адресовании почтовых отправлений данному абоненту при сдаче отправлений в почтовую сеть ФГУП "Почта России".
Для определения географических границ рынка услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа необходимо руководствоваться принципом экономической целесообразности приобретения изучаемой услуги на определенной территории. Так, например, для потребителя, проживающего в п. Ибреси, нецелесообразно арендовать ячейку абонементного почтового шкафа в почтовых отделениях, расположенных за пределами п. Ибреси.
Таким образом, ячейка абонементного почтового шкафа используется для удобства получения корреспонденции по месту нахождения предприятия и сохранности корреспонденции.
Географические границы товарного рынка в данном случае определены потенциальной возможностью получения указанной услуги физическими либо юридическими лицами за пределами Ибресинского района Чувашской Республики в случае, если общие расходы (включая транспортные) не превысят 10 % стоимости услуги.
Подобный вид альтернативного варианта не рассматривался по причине установления ФГУП "Почта России" единого тарифа на указанную услугу (пользование абонементными ящиками (ячейками абонементных почтовых шкафов) в пределах всей тарифной зоны 1, в границах которой расположена Чувашская Республика, в том числе Ибресинский район Чувашской Республики.
Проезд в другой район республики приведет только к увеличению транспортных расходов при проезде от одного отделения ФГУП "Почта России" к другому: самый дешевый способ передвижения от 100 рублей ("туда-обратно" в пределах республики), а также повлечет увеличение временных расходов.
Как посчитало Управление, физическим и юридическим лицам экономически нецелесообразно приобретать указанную услугу за пределами муниципального образования, так как при этом возникают расходы, превышающие 10 % стоимости услуги, оказываемой на территории Ибресинского района Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 4.7. раздела IV Порядка N 220 в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта).
Таким образом, географические границы рынка предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) определены исходя из места предоставления указанной услуги потребителям и совпадают с административными границами Ибресинского района Чувашской Республики.
В свою очередь заявителем не представлены доказательства наличия на территории Ибресинского района и всей Чувашской Республики организаций, оказывающих услуги почтовой связи с одновременным представлением абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) с соблюдением анонимности.
В силу пункта 5.1 Порядка N 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услуги) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа, входят: операторы почтовой связи, организации почтовой связи, организации федеральной почтовой связи.
Приобретателями являются хозяйствующие субъекты, как юридические лица, так и физические лица, заключившие договор на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа с продавцом услуг.
Согласно статье 17 Закона о почтовой связи операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственно - технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.
Операторы почтовой связи должны иметь необходимое технологическое оборудование и средства механизации, автоматизации и информатизации, доступную для пользователей услуг почтовой связи информацию о тарифах, правилах оказания услуг почтовой связи, сроках пересылки почтовых отправлений, режиме работы, а также другую необходимую информацию, облегчающую доступ к услугам почтовой связи.
На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ рынка услуг по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа, Управлением был определен хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом рынке (идентификация).
По итогам 2014 года - 1 квартала 2015 года на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в определенных географических границах состав продавцов остался неизменным.
Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов признано достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
При определении объема товарного рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке услуг по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа антимонопольным органом была использована информация, содержащаяся в ответах ФГУП "Почта России".
Расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществлен на основании объема продаж (оказания) услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по итогам 2014 года - 1 квартала 2015 года в натуральном выражении (шт.) в географических границах Ибресинского района Чувашской Республики.
На рынке услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в географических границах Ибресинского района Чувашской Республики в период 2014 года - 1 квартала 2015 года присутствовал один хозяйствующий субъект, а именно единственным продавцом являлось ФГУП "Почта России" в лице Ибресинского отделения УФПС Чувашской Республики, доля которого составила соответственно 100 % и 100 %. Исходя из показателей рыночной концентрации (НН1 равным 10000 за 2014 год; HHI равным 10000 за 1 квартал 2015 года), рынок услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в географических границах Ибресинского района Чувашской Республики можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.
Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются следующие экономические барьеры: собственная материально-техническая база (абонементный почтовый шкаф с запирающимися ячейками, в которых могут быть размещены почтовые отправления); помещение для размещения абонементного почтового шкафа, позволяющего абонентам иметь самостоятельный доступ к ячейкам для получения почтовых отправлений; персонал для оказания услуги (заключение договоров с абонентами, предоставление абонентам ключей (кодов) от замков ячеек, получение почтовых отправлений по собственной почтовой или курьерской сети или сети федерального почтового оператора, сортировка и распределение почтовых отправлений по ячейкам абонентов, техническое обслуживание абонементных почтовых шкафов, ремонт замков ячеек); арендная плата за площади для осуществления данного вида деятельности; нерентабельность данного вида деятельности по причине недостаточного спроса на услуги пользования абонементными ящиками.
В данном случае барьеры входа на рынки признаны труднопреодолимыми, в связи с чем сделан вывод о том, что доступ на рынок новым хозяйствующим субъектов затруднен.
Данные выводы подтверждены тем фактом, что за период 2014 год - 1 квартал 2015 года на рынке не появилось новых хозяйствующих субъектов, способных составить конкуренцию уже присутствующему субъекту рынка.
На основании вышеизложенного антимонопольным органом сделан вывод о том, что товарный рынок услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в пределах определенных географических границ является высококонцентрированным, с единственным продавцом ФГУП "Почта России" в лице Ибресинского отделения УФПС Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России". Конкурентная среда на рассматриваемом товарном рынке не развита.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган правомерно признал доминирующим положение ФГУП "Почта России" в лице Ибресинского отделения УФПС Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России" по итогам 2014 года - 1 квартала 2015 года на рынке услуг по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в географических границах Ибресинского района Чувашской Республики с долей более 50 %.
В целях квалификации действий Предприятия по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.
Приказом ФГУП "Почта России" от 30.09.2005 N 397 утвержден Порядок абонирования ячеек абонементных почтовых шкафов.
С 06.05.2011 в ФГУП "Почта России" действует Перечень технологических операций, осуществляемых при абонировании ячейки абонементного почтового шкафа (СМК.ФГУП.СП.7.1.1/39) (далее -Перечень технологических операций), на основании которого производятся расчеты стоимости услуги по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа.
Стоимость услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа до 01.07.2014 составляла: для физических лиц при наличном расчете и тарифе 35 руб. в месяц; для юридических лиц при безналичном расчете и тарифе 113 руб. в месяц.
Согласно калькуляции затрат услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по ФГУП "Почта России" с 01.01.2014 по 30.06.2014 (при условии заключения договора сроком на 1 месяц): при наличном расчете с физических лиц (сюда включаются такие параметры как: норма времени на ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления -10,56 сек., норма времени на проверку правильности заполнения заявления физическими лицами 0,45 сек., норма времени на оформление договора со стороны ФГУП "Почта России" 6,29 сек., норма времени на взимание установленной платы при наличном расчете 7,11 сек., норма времени на регистрацию клиента 3,37 сек., норма времени на выдачу/прием ключей клиенту 4,61 сек., норма времени на оформление акта сдачи-приема оказанных услуг 7,61 сек., норма времени на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды 2,71 сек., норма времени на ведение учета и отчетности при наличном расчете 4,27 сек.) - затраты составляют 46,97 сек.; при безналичном расчете с юридических лиц (сюда включаются такие параметры как: норма времени на ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления -10,56 сек., норма времени на проверку правильности заполнения заявления физическими лицами 4,74 сек., норма времени на оформление договора со стороны ФГУП "Почта России" 6,29 сек., норма времени на взимание установленной платы при безналичном расчете 5,21 сек., норма времени на регистрацию клиента 3,37 сек., норма времени на выдачу/прием ключей клиенту 4,61 сек., норма времени на оформление акта сдачи-приема оказанных услуг 7,61 сек., норма времени на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды 2,71 сек., норма времени на ведение учета и отчетности при безналичном расчете 6,53 сек.) - затраты составляют 51,63 сек.
Приказом УФПС Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России" от 06.12.2013 N 180 "О тарифах на дополнительные услуги почтовой связи" установлен тариф на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа на календарный год с 01.01.2014 в размере 420 руб. для населения и 1356 руб. для организаций. В соответствии с Регламентом ценообразования на реализуемые услуги (товары, работы), утвержденным Приказом ФГУП "Почта России" от 12.10.2012 N 322-п, ФГУП "Почта России" и его филиалы самостоятельно устанавливали плату на услуги, которые не подлежат регулированию со стороны государственных органов.
С 01.07.2014 установленный ФГУП "Почта России" тариф на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа на календарный год составляет 1440 руб. для населения (или 120 руб. в месяц) и 3398,4 руб. (283,20 руб. в месяц) для организаций.
Калькуляция затрат на услугу по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа по 1 тарифной зоне ФГУП "Почта России" на 2014 год (при условии заключения договора сроком на 1 месяц) включает в себя затраты на ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления, затраты на проверку правильности заполнения заявления, затраты на оформление договора со стороны ФГУП "Почта России" и взимания платы, выдача ключа клиенту/прием ключа у клиента, затраты на оформление акта сдачи-приема оказанных услуг, затраты на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды, затраты на ведение учета и отчетности.
Экономическое обоснование для введения тарифов на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа с 01.07.2014 предоставлено письмом УФПС Чувашской Республики от 10.06.2015 N 76.1.9.08/52 (калькуляция затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по 1 тарифной зоне ФГУП "Почта России" и калькуляция затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по ФГУП "Почта России").
В себестоимость услуги включены расходы на оплату труда, отчисления в фонды и косвенные расходы. Расходы на оплату труда рассчитаны путем умножения времени на выполнение операций (в соответствии с Перечнем технологических операций) на плановую среднюю заработную плату работников отделений почтовой связи (без почтальонов).
Согласно приказу ФГУП "Почта России" от 30.06.2014 N 188-л плановая среднемесячная заработная плата работников отделений почтовой связи (без почтальонов) по 1 тарифной зоне на 2014 год установлена в размере 14572 руб. в месяц.
Норма времени на оказание рассматриваемой услуги: при наличном расчете с физических лиц (сюда включаются такие параметры как: норма времени на ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления - 240,6 сек., норма времени на проверку правильности заполнения заявления физическими лицами 10,2 сек., норма времени на оформление договора со стороны ФГУП "Почта России" 143,4 сек., норма времени на взимание установленной платы при наличном расчете 162,0 сек., норма времени на регистрацию клиента 76,8 сек., норма времени на выдачу/прием ключей клиенту 105,0 сек., норма времени на оформление акта сдачи-приема оказанных услуг 173,4 сек., норма времени на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды 61,8 сек., норма времени на ведение учета и отчетности при наличном расчете 97,2 сек.) - 1070,4 сек.; при безналичном расчете с физических лиц (сюда включаются такие параметры как: норма времени на ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления -240,6 сек., норма времени на проверку правильности заполнения заявления физическими лицами 10,2 сек., норма времени на оформление договора со стороны ФГУП "Почта России" 143,4 сек., норма времени на взимание установленной платы при безналичном расчете 118,8 сек., норма времени на регистрацию клиента 76,8 сек., норма времени на выдачу/прием ключей клиенту 105,0 сек., норма времени на оформление акта сдачи-приема оказанных услуг 173,4 сек., норма времени на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды 61,8 сек., норма времени на ведение учета и отчетности при наличном расчете 148,8 сек.) - 1078,8 сек.; при наличном расчете с юридических лиц (сюда включаются такие параметры как: норма времени на ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления - 240,6 сек., норма времени на проверку правильности заполнения заявления физическими лицами 108,0 сек., норма времени на оформление договора со стороны ФГУП "Почта России" 143,4 сек., норма времени на взимание установленной платы при наличном расчете 162,0 сек., норма времени на регистрацию клиента 76,8 сек., норма времени на выдачу/прием ключей клиенту 105,0 сек., норма времени на оформление акта сдачи-приема оказанных услуг 173,4 сек., норма времени на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды 61,8 сек., норма времени на ведение учета и отчетности при наличном расчете 97,2 сек.) - 1168,2 сек.; при безналичном расчете с юридических лиц (сюда включаются такие параметры как: норма времени на ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления - 240,6 сек., норма времени на проверку правильности заполнения заявления физическими лицами 108,0 сек., норма времени на оформление договора со стороны ФГУП "Почта России" 143,4 сек., норма времени на взимание установленной платы при безналичном расчете 118,8 сек,, норма времени на регистрацию клиента 76,8 сек., норма времени на выдачу/прием ключей клиенту 105,0 сек., норма времени на оформление акта сдачи-приема оказанных услуг 173,4 сек., норма времени на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды 61,8 сек., норма времени на ведение учета и отчетности при безналичном расчете 148,8 сек.) - 1176,6 сек.
Среднемесячный фонд рабочего времени 164,17 часов, доля косвенных затрат, относящихся к услуге: для юридических лиц при безналичном расчете 69,29 руб.; для физических лиц при наличном расчете 63,04 руб.;
Расчет затрат на операцию "Ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления" с 01.01.2014 по 30.06.2014 рассчитан следующим способом: норма времени на оказание услуги для физических и юридических лиц составляет 240,6 сек.; среднемесячная заработная плата в соответствии с калькуляцией затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа составляла 14572 руб., расчет произведен по 1 тарифной зоне (то есть, в расчете учтены плановые расходы на заработную плату работников отделений почтовой связи (без почтальонов).
В секунду средняя заработная плата составляет 0,01916 руб.; ФОТ рассчитан путем умножения нормы времени, приходящейся на выполнение операции, на заработную плату: 240,6 сек.*0,01916 руб.=4,61 руб.; страховые взносы рассчитаны в размере 30,2% от ФОТ: 4,61 руб, *30,2%= 1,39 руб.; косвенные расходы рассчитаны путем умножения ФОТ на 98,92% в соответствии с расчетом косвенных расходов по 1 тарифной зоне: 4,61 руб.*98,92%=4,56 руб.
Итого, затраты на ознакомление клиента (физического и юридического лица) с порядком предоставления услуги и прием заявления в калькуляции затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по 1 тарифной зоне ФГУП "Почта России" до 01.07.2014 составляли 10 руб. 56 коп.
Таким же образом были рассчитаны затраты на другие операции, включенные в Калькуляцию затрат до 01.07.2014, исходя из плановой среднемесячной заработной платы в 14572 руб. и норм времени в соответствии с Перечнем технологических операций.
Себестоимость оказания услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа для физических лиц до 01.07.2014 составляла: (затраты составляли 46,97 руб.; при стоимости аренды ящика на 1 месяц по цене 35 руб.) итого рентабельность минус 25,5%, для юридических лиц составляла: (затраты составляли 51,63 руб.; при стоимости аренды ящика на 1 месяц по цене 113 руб.) соответственно рентабельность составила 118,9 %.
С 01.07.2014 ФГУП "Почта России" повысило стоимость абонирования ячейки абонементного почтового шкафа для физических лиц с 35 руб. до 120 руб. в месяц, для юридических лиц со 113 руб. до 283,20 руб.
Приказом от 30.06.2014 N 188-п ФГУП "Почта России" установлены базовые (минимально допустимые) централизованные тарифы на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа и дано распоряжение филиалам привести децентрализованные тарифы, установленные ранее в соответствие с базовыми.
Филиал УФПС Чувашской Республики в соответствии с этим приказом отнесен к 1 тарифной зоне и базовый тариф по данной услуге для 1 тарифной зоны для физических лиц составляет 120 руб., для юридических лиц 283 руб. 20 коп.
В 1 тарифную зону помимо УФПС по Чувашской Республике вошли также иные филиалы ФГУП "Почта России": УФПС Республики Адыгея, УФПС Республики Дагестан, УФПС Республики Ингушетия, УФПС Кабардино-Балкарской Республики, УФПС Карачаево-Черкесской Республики, УФПС Республики Марий Эл, УФПС Республики Мордовия, УФПС Республики Северная Осетия, УФПС "Татарстан почтасы", УФПС Астраханской области, УФПС Белгородской области, УФПС Брянской области, УФПС Владимирской области, УФПС Волгоградской области, УФПС Воронежской области, УФПС Ивановской области, УФПС Калининградской области, УФПС Калужской области, УФПС Костромской области, УФПС Краснодарского края, УФПС Курской области, УФПС Липецкой области, УФПС Нижегородской области, УФПС Новгородской области, УФПС Орловской области, УФПС Пензенской области, УФПС Псковской области, УФПС Ростовской области, УФПС Рязанской области, УФПС Самарской области, УФПС Саратовской области, УФПС Смоленской области, УФПС Ставропольского края, УФПС Тамбовской, УФПС Тверской области, УФПС Тульской области, УФПС Ульяновской области, УФПС Ярославской области, УФПС Чеченской Республики.
Тарифы являются базовыми (минимально допустимыми) и филиалам предоставляется возможность установления дополнительным приказом филиала более высоких тарифов в зависимости от спроса и себестоимости оказания услуги.
УФПС по Чувашской Республике при расчете использует введенные в действие тарифы на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа для физических лиц в размере 120 руб., для юридических лиц в размере 283 руб. 20 коп.
Расчет затрат на операцию "Ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления" рассчитан следующим способом: норма времени на оказание услуги для физических и юридических лиц составляет 240,6 сек.; среднемесячная заработная плата, в соответствии с калькуляцией затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа с 01.07.2014, составила 14572 руб. расчет произведен по 1 тарифной зоне (то есть в расчете учтены плановые расходы на заработную плату работников отделений почтовой связи (без почтальонов).
В секунду средняя заработная плата составляет 0,01916 руб.; ФОТ рассчитан путем умножения нормы времени, приходящейся на выполнение операции, на заработную плату: 240,6 сек.*0,0246467 руб.=5,93 руб.; страховые взносы рассчитаны в размере 30,2% от ФОТ: 5,93 руб. *30,2%= 1,79 руб.; косвенные расходы рассчитаны путем умножения ФОТ на 108,7% в соответствии с расчетом косвенных расходов по 1 тарифной зоне: 5,93 руб.*108,7%=6,45 руб.
Итого, затраты на ознакомление клиента (физического и юридического лица) с порядком предоставления услуги и прием заявления в калькуляции затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по 1 тарифной зоне ФГУП "Почта России" с 01.07.2014 составили 14 руб. 17 коп.
Таким же образом были рассчитаны затраты на другие операции, включенные в Калькуляцию затрат с 01.07.2014, исходя из плановой среднемесячной заработной платы в 14572 руб. и норм времени в соответствии с Перечнем технологических операций.
Себестоимость оказания услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа для физических лиц с 01.07.2014 составляла: (затраты составляли 63,04 руб.; при стоимости аренды ящика на 1 месяц по цене 120 руб.) итого рентабельность составила 91 %, для юридических лиц составляла: (затраты составляли 69,29 руб.; при стоимости аренды ящика на 1 месяц по цене 283,2 руб.) соответственно рентабельность составила 309 %. Таким образом, себестоимость, оказываемых услуг с 01.07.2014 по расчетам ФГУП "Почта России" составила для физических лиц 63,04 руб. (рентабельность - 91%), для юридических лиц 69,29 (рентабельность - 309 %).
Исходя из вышеизложенного рост расходов, необходимых для оказания услуги, не соответствует росту стоимости услуги.
Расходы с 01.07.2014 на оказание услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного шкафа для физических лиц увеличились на 34,21% (с 01.01.2014 по 01.07.2014 расходы составляли 46,97 руб., с 01.07.2014 составили 63,04 руб.), а стоимость услуги увеличилась на 242,85% (с 01.01.2014 по 01.07.2014 стоимость услуги для физических лиц составляла 35 руб., а с 01.07.2014 составила уже 120 руб.); для юридических лиц рост расходов составил 34,20% (с 01.01.2014 по 01.07.2014 расходы составляли 51,63 руб., с 01.07.2014 составили 69,29 руб.) - стоимость услуги же выросла на 150,6% (с 01.01.2014 по 01.07.2014 стоимость услуги для юридических лиц составляла 113 руб., а с 01.07.2014 составила уже 283,2 руб.)
Кроме того, необоснованно увеличилась планируемая рентабельность оказания услуг по предоставлению в пользование ячейки абонементного шкафа с 01.07.2014 для физических лиц на 116,5%, для юридических лиц на 190,1%.
ФГУП "Почта России" также заключены договоры на предоставление в пользование ячейки абонементного почтового шкафа с юридическими и физическими лицами по утвержденным тарифам. В соответствии с пунктом 3.1 договоров абонент за период абонирования производит предоплату на расчетный счет (в кассу объекта почтовой связи) Исполнителя по тарифам, действующим на момент заключения договора, в размере 100% стоимости услуг до начала периода абонирования ячейки. Срок действия договора может составлять не более 1 календарного года в соответствии с пунктом 7.1. договора.
Базовый тариф за пользование услугой абонирования ячейки абонементного почтового шкафа в соответствии с приказом ФГУП "Почта России" от 30.06.2014 N 188-п устанавливаются за один полный календарный месяц использования. Пользование ячейкой более 1 календарного месяца осуществляется по таким же тарифам, что и за один месяц. Оплата вносится за весь период пользования ячейкой в соответствии с количеством месяцев использования. Дополнительные скидки или понижающие коэффициенты при пользовании услугой более одного месяца не предусмотрены.
Таким образом, заключая договор на 1 календарный год, в соответствии с экономическим обоснованием для введения тарифов на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа с 01.01.2014 абонент платит 12 раз за ознакомление с порядком предоставления услуги, прием заявления и проверку правильности его заполнения, 12 раз за оформление заключаемого договора и взимание платы, 12 раз за выдачу ключа, оформление Акта сдачи-приема и прием ячейки по истечении срока аренды, из чего следует, что применение тарифа свыше 1 месяца является экономически необоснованным. Расходы на предоставление в пользование ячейки абонементного почтового шкафа многократно завышены, так как операции, включенные в расчет стоимости, не проводятся каждый месяц.
Поскольку с 01.07.2014 в калькуляции затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по 1 тарифной зоне ФГУП "Почта России" (при условии заключения договора сроком на 1 месяц) также включены затраты на ознакомление с порядком предоставления услуги, на прием заявления и проверку правильности его заполнения, оформление заключаемого договора и взимание платы, выдачу ключа, на оформление Акта сдачи-приема и прием ячейки по истечении срока аренды, применение указанного тарифа свыше 1 месяца также является экономически необоснованным, так как это приводит к многократному (в зависимости от количества месяцев использования) превышению расходов на операции, которые фактически проводятся 1 раз.
Установленные антимонопольным органом обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях ФГУП "Почта России" в лице Ибресинского отделения филиала УФПС Чувашской Республики имеет место установление завышенных цен на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа на территории Чувашской Республики.
Согласно письму филиала УФПС Чувашской Республики от 09.06.2015 N 1.2.3.1.1 -14/11348 относительно увеличения тарифа на услугу абонирования ячейки абонементного почтового шкафа тарифы на услугу абонирования ячейки абонементного почтового шкафа введены УФПС Чувашской Республики - филиалом ФГУП "Почта России" с 01.07.2014 на основании приказа ФГУП "Почта России" от 30.06.2014 N 188-п "Об установлении тарифов на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа". Централизация тарифа на услугу абонирования ячейки абонементного почтового шкафа была проведена во всех филиалах ФГУП "Почта России" с 01.07.2014 с целью оптимизации тарифной политики Предприятия.
Тарифы на услугу абонирования ячейки абонементного почтового шкафа учитывают себестоимость оказания услуги в каждой тарифной зоне и норму прибыли. Норма прибыли по услуге абонирования ячейки абонементного почтового шкафа варьируется для разных категорий граждан, что обусловлено социальной ответственностью предприятия, а именно, предоставлением более низкого тарифа пенсионерам, инвалидам, участникам ВОВ.
В связи с тем, что услуга абонирования ячейки абонементного почтового шкафа не является универсальной, норма прибыли устанавливается с учетом обеспечения рентабельной работы Предприятия.
В сферу деятельности Предприятия входит оказание универсальных услуг почтовой связи по тарифам, подлежащим государственному регулированию. Универсальные услуги почтовой связи по пересылке простых и заказных писем, простых и заказных бандеролей, простых и заказных почтовых карточек, писем и бандеролей с объявленной ценностью оказываются населению и организациям по тарифам, не покрывающим затраты Предприятия на их оказание. Соответственно, установление тарифов с достаточным уровнем рентабельности по не универсальным услугам почтовой связи, в том числе на услугу абонирования ячейки абонементного почтового шкафа, в сравнении с тарифами на универсальные услуги позволяет Предприятию обеспечивать рентабельную работу в целом и оказывать социально-значимые услуги почтовой связи на качественном уровне.
В целях повышения качества оказываемых пользователям услуг почтовой связи реализуется программа по модернизации ФГУП "Почта России". Прибыль, получаемая от не универсальных услуг, в том числе и от услуги по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа, необходима для реализации поставленных целей по модернизации и развитию Предприятия.
Инфраструктура Предприятия характеризуется высокой степенью износа (более 35 тыс. отделений требуют капитального ремонта, более 20 тыс. отделений не имеют широкополосного доступа в интернет). Содержание и модернизация сети требуют значительных инвестиций, особенно в связи с прекращением субсидирования от государства. Одним из источников данных инвестиций является увеличение выручки от не универсальных услуг почтовой связи.
В части оплаты труда текущий уровень заработной платы на Предприятии значительно ниже среднего значения по стране. Одной из стратегических целей Предприятия является стремление стать привлекательным работодателем, предлагающим конкурентную заработную плату, что позволит привлекать квалифицированные кадры для дальнейшего развития. Это может быть обеспечено только за счет прибыли по не универсальным услугам почтовой связи.
В Федеральном бюджете на 2015 год не заложены средства на субсидирование Предприятия в части оказания почтовых услуг. В условиях отсутствия бюджетных ассигнований на модернизацию федеральной сети почтовой связи Предприятие реализовывает инвестиционную программу за счет собственных средств, а также за счет заемного финансирования. Основной поток инвестиций Предприятия в период до 2017 года будет направлен на модернизацию сети, модернизацию почтовой логистики, обновление транспортного парка и парка оборудования, а также внедрение информационных систем. Для реализации проектов и возврата заемных средств Предприятие устанавливает рентабельные тарифы по не универсальным услугам.
Предприятие использует возможности регулирования тарифов на неуниверсальные услуги для обеспечения рентабельности и модернизации инфраструктуры. Регулярный пересмотр и индексация тарифов дает возможность ФГУП "Почта России" реализовать стратегию Предприятия, которая позволит предоставлять населению и организациям почтовые услуги на высоком уровне качества.
Антимонопольный орган признал, что повышение цены и увеличение процента рентабельности с 01.07.2014 необоснованно, так как экономического обоснования увеличения рентабельности ФГУП "Почта России" не представлено, а увеличение расходов, необходимых для оказания услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа несоразмерно увеличению цены товара. Включение в себестоимость платы за услуги, которые фактически не предоставляются - это необоснованные расходы, включенные в цену, за которые платит потребитель.
Ссылка заявителя на письмо ФАС России от 31.12.2013 N АЦ/54346/13, которое, по его мнению, следовало учесть антимонопольному органу при решении вопроса о наличии факта нарушения, не принята судом первой инстанции, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер, а содержащиеся в нем разъяснения не повлияли на выводы антимонопольного органа с учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств о нарушении филиалом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Статьей 22 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В силу статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган и его территориальные органы возбуждают и рассматривают дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдают обязательные для исполнения предписания.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган, основываясь на достоверных доказательствах, подтверждающих намерение ФГУП "Почта России" на достижение противоправного результата - ущемление интересов физических и юридических лиц, выразившееся в необоснованном установлении завышенных цен на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа на территории Чувашской Республики, установил злоупотребление заявителем доминирующим положением и признал его действия нарушением антимонопольного законодательства
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности антимонопольным органом указанных фактов и, соответственно, о признании ФГУП "Почта России" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Повторно исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение Управления и выданное на его основании предписание соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом оспариваемое предписание не возлагает на ФГУП "Почта России" незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителем не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку доводам заявителя, правомерно отказал ему в удовлетворении требований.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ФГУП "Почта России" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.08.2016 по делу N А79-10223/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиала ФГУП "Почта России" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10223/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 марта 2017 г. N Ф01-564/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП "Почта России", ФГУП Управление федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиал "Почта России"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии
Третье лицо: Ефимов Иван Андреевич