г. Нижний Новгород |
|
22 марта 2017 г. |
Дело N А11-2627/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Кольчугинский завод цветных металлов" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.07.2016, принятое судьей Андриановым П.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2016, принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Рубис Е.А., по делу N А11-2627/2016
по заявлению закрытого акционерного общества "Кольчугинский завод цветных металлов" (ИНН: 3306010227, ОГРН: 1053300913423)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (ИНН: 3328101887, ОГРН: 1033302007914)
о признании незаконным решения
и установил:
закрытое акционерное общество "Кольчугинский завод цветных металлов" (далее - ЗАО "Кольчугинский завод цветных металлов", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 25.12.2015 по делу N К-826-03/2015.
Суд решением от 28.07.2016 отказал в удовлетворение заявленного требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2016 решение оставлено без изменения.
ЗАО "Кольчугинский завод цветных металлов" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, в действиях Общества отсутствует нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, так как несоблюдение сроков начала отопительного сезона обосновывается технологическими причинами, а именно проведением в период с 01.10.2015 по 22.10.2016 наладочных и аварийных работ; выводы судов об обратном неверны.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
ЗАО "Кольчугинский завод цветных металлов" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направило.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление поступила информация от Кольчугинской межрайонной прокуратуры (от 23.10.2015 вх. N 6017) (далее - прокуратура) о действиях ЗАО "Кольчугинский завод цветных металлов", выразившихся в ограничении подачи тепловой энергии жителям многоквартирного дома, расположенного по адресу: Владимирская область г. Кольчугино, ул. пос. Труда, д. 7.
Управление приказом от 19.11.2015 N 414 возбудило в отношении Общества дело N К-826-03/2015 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Управление приняло решение от 25.12.2015, в соответствии с которым признало факт нарушения Обществом пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившийся в нарушении сроков поставки тепловой энергии с 01.10.2015 по 08.10.2015 ТСЖ "пос. Труда, 7", и прекратило производство по делу на основании статьи 48 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Общество не согласилось с решением антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310, 539, 544, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 5, пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147 "О естественных монополиях", пунктом 1 части 1 статьи 6, частью 4 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьей 7, пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение антимонопольного органа соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Как следует из материалов дела и установили суды, приказом Управления от 07.06.2006 N 69-п ЗАО "Кольчугинский завод цветных металлов" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов, по товарной позиции "услуги теплоснабжения, включая производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)" с долей более 50 процентов, в географических границах - зона обслуживания потребителей, расположенных в границах ЗАО "Кольчугинский завод цветных металлов", г. Кольчугино, Владимирской области.
Кроме того, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147 "О естественных монополиях" передача тепловой энергии по трубопроводам относится к деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, антимонопольный орган и суды на основании пункта 1 части 1 и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции пришли к обоснованному выводу о том, что Общество занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами N 354 и иными нормативными актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать эту энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. Кроме того, абонент обязуется обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
На основании Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Правил N 808, по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (пункт 20 Правил N 808).
В части 4 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.
Согласно пункту 96 Правил N 808 в отношении граждан-потребителей управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.
В силу пункта 3 Правил N 354 условием предоставления коммунальной услуги потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление ее потребителю круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 (допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°C до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°C до +12°C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°C до +10°C).
Если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия (пункт 5 Правил N 354).
Согласно пункту 121 указанных правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правил N 170 администрация городского поселения является органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с действующим законодательством определять сроки начала отопительного периода.
В силу пункта 5 Правил N 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115.
Как видно из материалов дела и установили суды, Общество посредством своей котельной осуществляет в пределах территории, охваченной присоединенной сетью, поставку тепловой энергии, в том числе, дому 7 по улице поселок Труда в городе Кольчугино.
ЗАО "Кольчугинский завод цветных металлов" и ТСЖ "пос. Труда, 7" заключили договор теплоснабжения от 01.01.2014 N О-Д-2014-00336 сроком действия по 31.12.2014 с дальнейшей пролонгацией, в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (пункты 8.1, 8.2, 8.3 договора теплоснабжения).
В соответствии с подпунктом 1.7 договора теплоснабжения дата начала и прекращения подачи тепловой энергии согласовывается сторонами дополнительно. В любом случае, дата начала и окончания отопительного периода при теплоснабжении населения и приравненных к нему категорий устанавливается администрацией города Кольчугино.
Теплоснабжающая организация осуществляет подачу тепловой энергии (начало отопительного периода) только при наличии акта промывки, проверки готовности к отопительному периоду, в котором содержится вывод о готовности к отопительному периоду, либо паспорта готовности к отопительному периоду.
Стороны обязуются исполнять обязательства, предусмотренные настоящим договором, надлежащим образом в соответствии с требованиями, установленными договором, действующим законодательством Российской Федерации, а в случае отсутствия таких требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (пункт 2 договора теплоснабжения).
В пункте 8.2 договора теплоснабжения предусмотрено, если ни одна из сторон не заявит требования о прекращении действия договора теплоснабжения за 30 дней до момента его окончания, договор считается пролонгированным на тех же условиях и на тот же срок. Дополнительным соглашением к договору теплоснабжения от 11.12.2014 срок его действия продлен до 30.04.2015.
Согласно постановлению администрации Кольчугинского района от 15.06.2015 N 550 "Об итогах отопительного сезона 2014 - 2015 годов и о задачах по подготовке жилищного фонда и объектов коммунальной хозяйства поселений, входящих в состав Кольчугинского района, к работе в осенне-зимний период 2015 - 2106 годов" создана комиссия по проверке готовности к отопительному сезону.
Заместитель главы администрации Кольчугинского района 11.09.2015 утвердил программу проведения проверки готовности к отопительному сезону.
Администрация Кольчугинского района 09.09.2015 направила письмо Обществу об оценке готовности котельной к осенне-зимнему периоду 2015 - 2016 годов.
Общество 17.09.2015 ответило органу местного самоуправления письмом (исх. N 0-исх.682) о проведении работы Комиссии по проверке к отопительному сезону объекта теплогенерации Общества 22.09.2015 в 10.00.
Согласно акту Комиссии по проверке готовности к отопительному периоду теплового пункта - котельной ЗАО "Кольчугинский завод цветных металлов" от 22.09.2015 данный тепловой пункт к эксплуатации в зимних условиях принят и готов к отопительному периоду.
На основании акта проверки от 22.09.2015 Комиссия выдала паспорт готовности к работе в осенне-зимний период 2015 - 2016 годов котельной ЗАО "Кольчугинский завод цветных металлов".
Постановлением главы администрации Кольчугинского района от 23.09.2015 N 832 установлена дата начала отопительного периода на территории Кольчугинского района с 01.10.2015 (пункт 1 постановления).
Таким образом, с даты начала отопительного сезона, установленной уполномоченным органом, у ЗАО "Кольчугинский завод цветных металлов" возникла обязанность обеспечить подачу тепловой энергии и теплоносителя потребителям, в том числе гражданам, проживающим в доме 7 по улице поселок Труда в городе Кольчугино.
Согласно подпункту 2.1 постановления администрации Кольчугинского района от 23.09.2015 N 832 юридическим лицам независимо от организационно-правовых форм собственности, имеющим на своем балансе котельные, отапливающие жилищный фонд и объекты соцкультбыта, расположенным на территории Кольчугинского района, приступить к пуску тепла с указанного срока.
В пункте 3 постановления предусмотрен период наладочных работ с 01.10.2015 по 14.10.2015.
Главный инженер ЗАО "Кольчугинский завод цветных металлов" издал распоряжение от 30.09.2015 N 149 о проведении пусконаладочных работ по системам отопления Общества и сторонних потребителей с 01.10.2015 по 14.10.2015.
Согласно записи из оперативного журнала ЗАО "Кольчугинский завод цветных металлов", централизованный энергетический цех (055/7-18) от 27.01.2015, пробный пуск тепловой энергии был произведен 01.10.2015.
Вместе с тем антимонопольный орган и суды установили, что Общество произвело подачу тепловой энергии потребителям дома 7 по улице поселок Труда в городе Кольчугино только 08.10.2015.
Согласно акту от 08.10.2015 б/н в связи с аварией на тепловой сети был выведен в ремонт участок тепловой сети, обеспечивающий тепловой энергией дом 7 по улице поселок Труда.
С 09.10.2015 по 22.10.2015 на участке теплотрассы улицы "пос. Труда, 7", ремонтной бригадой "Спецстрой" проводились ремонтные работы, в связи с чем не поставлялось тепло гражданам, проживающим в доме 7 по улице поселок Труда в городе Кольчугино, что Общество не оспаривало.
На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество с 01.10.2015 по 08.10.2015 ненадлежащим образом исполняло свои обязанности, связанные с осуществлением пуска тепла гражданам, проживающим в доме 7 по улице поселок Труда, в городе Кольчугино, что привело к ущемлению прав добросовестных потребителей тепловой энергии.
Таким образом, действия Общества правильно квалифицированы Управлением как нарушающие пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.07.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2016 по делу N А11-2627/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Кольчугинский завод цветных металлов" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5 Правил N 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115.
...
С 09.10.2015 по 22.10.2015 на участке теплотрассы улицы "пос. Труда, 7", ремонтной бригадой "Спецстрой" проводились ремонтные работы, в связи с чем не поставлялось тепло гражданам, проживающим в доме 7 по улице поселок Труда в городе Кольчугино, что Общество не оспаривало.
На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество с 01.10.2015 по 08.10.2015 ненадлежащим образом исполняло свои обязанности, связанные с осуществлением пуска тепла гражданам, проживающим в доме 7 по улице поселок Труда, в городе Кольчугино, что привело к ущемлению прав добросовестных потребителей тепловой энергии.
Таким образом, действия Общества правильно квалифицированы Управлением как нарушающие пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 марта 2017 г. N Ф01-161/17 по делу N А11-2627/2016