г. Нижний Новгород |
|
21 марта 2017 г. |
Дело N А82-6555/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.03.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Соломахина А.В. (доверенность от 10.03.2017),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.08.2016, принятое судьей Красновой Т.Б., по делу N А82-6555/2016
по заявлению акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" (ИНН: 7604215146, ОГРН: 1117604019268)
о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области
и установил:
акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Заволжского района" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области (далее - Департамент) от 04.03.2016 N 380-06-06.
Решением суда от 16.08.2016 заявленное требование удовлетворено.
Второй арбитражный апелляционный суд определением от 07.12.2016 возвратил апелляционную жалобу Департамента в связи с пропуском срока на обжалование, отказав в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
Департамент не согласился с решением суда и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. В силу приведенных норм управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, самостоятельно производить с ними расчеты и выставлять жителям платежные документы за отопление, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение и водоотведение. Оспариваемое предписание, обязывающее Общество исполнить данные требования, соответствует нормам действующего законодательства.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы, приведенные в жалобе.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.02.2017).
В связи с нахождением в отпуске судьи Александровой О.В. произведена замена на судью Забурдаеву И.Л. (определение заместителя председателя суда от 13.03.2017).
Законность принятого Арбитражным судом Ярославской области решения проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Ярославль, проспект Авиаторов, дом 78, на основании договора управления общим имуществом от 13.03.2015.
Департамент провел в отношении Общества внеплановую документарную проверку с целью контроля соблюдения лицензионных требований по вопросу порядка предоставления коммунальных услуг и начисления платы за коммунальные услуги в указанном доме.
В ходе проверки Департамент установил, что жители дома вносят плату за отопление, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение, водоотведение по отдельным платежным документам в ресурсоснабжающие организации в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Это является нарушением части 7.1 статьи 155 Кодекса, пункта 64 Правил N 354. Результаты проверки отражены в акте от 04.03.2016 N 380-06-06.
По итогам проверки Департамент выдал Обществу предписание от 04.03.2016 N 380-06-06, обязывающее его самостоятельно производить расчеты с ресурсоснабжающими организациям и выставлять жителям дома платежные документы.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 154, 155, 161 Кодекса, Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ, вступил в силу с 30.06.2015), Правилами N 354, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу, что Департамент не доказал законность оспариваемого предписания.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд установил, материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что предписание выдано Департаментом в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В части 2 статьи 161 Кодекса предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из трех способов управления жилым домом, в частности, управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Кодекса).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг (часть 2.3. статьи 161 Кодекса).
В силу части 12 статьи 161 Кодекса управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих правил.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом. При управлении домом управляющей организацией такие условия определяются договором управления многоквартирным домом (подпункт "а" пункта 9 Правил N 354).
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающей организацией договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Управляющая организация, выбранная в установленном порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с заключения договора управления многоквартирным домом (пункт 14 Правил N 354).
Из изложенного следует, что с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией она становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Федеральным законом N 176-ФЗ в Кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, положения которых содержат исключения из общего правила порядка предоставления коммунальных услуг.
В части 17 статьи 12 указанного закона предусмотрено, что договоры, заключенные до дня вступления в силу данного закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (часть 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ).
В силу приведенных норм при принятии решения об изменении способа управления домом (выборе управляющей компании) собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги.
Как видно из материалов дела и установил суд первой инстанции, собственники помещений в спорном многоквартирном доме приняли решение об изменении способа управления домом и о выборе управляющей организации (протокол от 13.03.2015 N 1).
При этом собственники помещений решили сохранить порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавший до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом (пункт 2.1 протокола).
Ранее собственники помещений непосредственно осуществляли управление домом (решение от 15.04.2013). В силу части 2 статьи 164 Кодекса, Правил N 354 с каждым собственником помещения ресурсоснабжающие организации заключили договоры на предоставление соответствующей коммунальной услуги.
Таким образом, собственники помещений многоквартирного дома приняли решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (о сохранении предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями и осуществлении с ними расчетов).
Указанное решение в установленном законом порядке не оспорено и не признано недействительным.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае у Департамента оснований для выдачи Обществу предписания, обязывающего изменить сложившийся порядок предоставления коммунальных услуг, осуществления расчетов за коммунальные услуги, и удовлетворил заявленное требование.
Выводы суда основаны на материалах дела. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда.
Арбитражный суд Ярославской области не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.08.2016 по делу N А82-6555/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом N 176-ФЗ в Кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, положения которых содержат исключения из общего правила порядка предоставления коммунальных услуг.
...
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (часть 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ).
...
Ранее собственники помещений непосредственно осуществляли управление домом (решение от 15.04.2013). В силу части 2 статьи 164 Кодекса, Правил N 354 с каждым собственником помещения ресурсоснабжающие организации заключили договоры на предоставление соответствующей коммунальной услуги."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 марта 2017 г. N Ф01-6535/16 по делу N А82-6555/2016
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6535/16
07.12.2016 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-10844/16
27.10.2016 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9799/16
16.08.2016 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-6555/16