г. Нижний Новгород |
|
20 апреля 2017 г. |
Дело N А29-5926/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.04.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.04.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от истца: Гончаровой А.В. (доверенность от 07.09.2015 N 443/2015),
от ответчика: Шкинина В.Ю. (доверенность от 08.04.2015 N Д-099/08.04.2015),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - акционерного общества "Гипрогазцентр"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.10.2016, принятое судьей Митиной О.П., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, принятое судьями Тетерваком А.В., Малых Е.Г., Поляковой С.Г., по делу N А29-5926/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (ИНН: 1102024468, ОГРН: 1021100731190)
к акционерному обществу "Гипрогазцентр" (ИНН: 5260900490, ОГРН: 1025203032800)
о взыскании денежных средств
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (далее - ООО "Газпром трансгаз Ухта") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к акционерному обществу "Гипрогазцентр" (далее - АО "Гипрогазцентр") о взыскании 805 775 рублей 78 копеек расходов, связанных с проведением повторной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных ответчиком в рамках договора от 31.08.2012 N 06-204/4560.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 19.10.2016, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016, удовлетворил заявленное требование.
Не согласившись с принятыми судебными актами, АО "Гипрогазцентр" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права - пункта 2 статьи 761 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы считает, что основания для удовлетворения заявленного требования отсутствовали. Порядок и условия возложения на ответчика обязанности по оплате повторной главэкспертизы установлены в договоре от 31.08.2012 N 06-204/4560. Истец нарушил требования пункта 10.6 договора, поэтому положения пункта 10.7 договора о проведении повторной экспертизы за счет ответчика не должны применяться. Утверждение истца о невозможности подачи документации на главэкспертизу в отсутствие результатов пройденной ведомственной экспертизы ПАО "Газпром" опровергается представленными в дело доказательствами.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
ООО "Газпром трансгаз Ухта" в отзыве и представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя жалобы и просили оставить принятые судебные акты без изменения.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец (заказчик) и ответчик (исполнитель) заключили договор от 31.08.2012 N 06-204/4560 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Реконструкция ГРС Тенино".
Содержание, стоимость и сроки выполнения этапов работ определены в подписанном сторонами календарном плане работ, последним этапом которого указано сопровождение ПСД в главгосэкспертизе, в ведомственной экспертизе ОАО "Газпром" до получения положительного заключения в сроки с июня по август 2013 года.
Документацию, подлежащую экспертизе, заказчик направляет в организацию, имеющую аккредитацию на право проведения соответствующей экспертизы, в течение 15 календарных дней с момента подписания акта сдачи-приемки работ (пункт 10.6 договора).
В случае получения заказчиком отрицательного заключения экспертизы по причине неустранения исполнителем недостатков и (или) задержки корректировки документации сверх установленного заказчиком срока исполнитель направляет документацию на повторную экспертизу и оплачивает ее проведение за свой счет и представляет оригиналы положительного заключения экспертизы заказчику в установленные заказчиком сроки. В случае направления заказчиком документации на повторную экспертизу исполнитель возмещает все понесенные заказчиком расходы, связанные с проведением повторной экспертизы. Требования данного пункта являются действительными при исполнении заказчиком пункта 10.6 договора (пункт 10.7 договора).
Работы приняты заказчиком по актам сдачи-приемки выполненных работ по 1 - 6 этапам от 14.12.2012 N 8220, 8221, 8227, 8228, 8229, от 26.11.2013 N 9056, сметная документация с изменениями - по передаточному документу от 30.01.2014 N 206.
После проведения ведомственной экспертизы, предусмотренной Положением об экспертизе предпроектной и проектной документации в ОАО "Газпром", разработанная ответчиком проектная документация передана в Федеральное автономное учреждение "Главное управление государственной экспертизы" (далее - Учреждение), которое 20.02.2015 выдало отрицательное заключение N 121-15/СПЭ-3181/02.
Письмом от 02.03.2015 ООО "Газпром трансгаз Ухта" направило ответчику замечания к проектной документации с просьбой их устранить для представления откорректированной документации на повторную главгосэкспертизу.
Истец перечислил Учреждению 805 775 рублей 78 копеек за проведение повторной экспертизы спорной документации (платежное поручение от 14.08.2015 N 33141).
Учреждение 13.10.2015 выдало положительное заключение N 584-15/СПЭ-3181/02.
Отказ ответчика в возмещении расходов, связанных с проведением повторной экспертизы, послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 758, 759 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 48, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал заявленные истцом требования обоснованными и удовлетворил иск.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно статье 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
На основании пункта 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан, в том числе, согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной (негосударственной) экспертизе.
В силу части 9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 данного кодекса.
Из материалов дела следует, что обязанность по сопровождению согласования готовой проектно-сметной документации в главгосэкспертизе и ведомственной экспертизе ОАО "Газпром" до момента получения положительного заключения возложена на исполнителя (календарный план работ, 9 этап).
После получения отрицательного заключения экспертизы возникла необходимость в проведении повторной экспертизы, в связи с чем у сторон возникли разногласия относительно того, какая из сторон договора обязана нести расходы на проведение повторной экспертизы.
В части 10 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что после получения отрицательного заключения застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения в них необходимых изменений.
Согласно пункту 58 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 (далее - Положение), за проведение повторной государственной экспертизы взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы.
В силу пункта 59 Положения государственная экспертиза проектной документации осуществляется за счет средств заявителя.
Как следует из материалов дела и установили суды, проведение повторной экспертизы спорной проектной документации и результатов инженерных изысканий оплатил заказчик (платежное поручение от 14.08.2015 N 33141).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств того, что выявленные при проведении экспертизы замечания к проектной документации возникли в результате недостатков в полученных исходных данных.
Суды установили, что окончательный срок представления материалов по замечаниям главгосэкспертизы был указан в письме ООО "Газпром трансгаз Ухта" от 04.02.2015 - 10.02.2015. О дате окончания срока проведения госэкспертизы (20.02.2015) АО "Гипрогазцентр" было уведомлено (письмо ООО "Газпром трансгаз Ухта" от 04.02.2015 N СН-1544), поэтому срок для устранения замечания был установлен.
Исследовав и оценив представленные в дело документы с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что отрицательное заключение государственной экспертизы на разработанные ответчиком разделы проекта свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по договору, возлагает на него обязанность осуществить корректировку спорной документации и возместить расходы, понесенные заказчиком на оплату повторной государственной экспертизы (пункт 10.7 договора).
Доказательств того, что причиной получения отрицательного заключения послужило нарушение заказчиком срока направления документации на госэкспертизу, установленного в пункте 10.6 договора, материалы дела не содержат. Кроме того, суду установил, что проектно-сметная документация передавалась истцу в 2012 - 2014 годах, в ходе проведения ведомственной экспертизы ответчик корректировал проектно-сметную документацию.
Установив, что Общество в добровольном порядке не выполнило обязательство, предусмотренное пунктом 10.7 договора, суды правомерно удовлетворили требование истца.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 3000 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.10.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.12.2016 по делу N А29-5926/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Гипрогазцентр" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 данного кодекса.
...
В части 10 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что после получения отрицательного заключения застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения в них необходимых изменений.
Согласно пункту 58 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 (далее - Положение), за проведение повторной государственной экспертизы взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 апреля 2017 г. N Ф01-1161/17 по делу N А29-5926/2016