г. Нижний Новгород |
|
23 марта 2017 г. |
Дело N А43-20901/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.03.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Королевой С.С. (доверенность от 02.08.2016),
от заинтересованного лица: Кузнецовой Т.В. (доверенность от 15.09.2015 N 98),
Вифлеемского А. Б. (паспорт)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Нижегородского района"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.09.2016, принятое судьей Чепурных М.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016, принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., по делу N А43-20901/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" (ИНН: 5260162203, ОГРН: 1055238198564)
к Управлению Федеральной службы по надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
о признании недействительным предписания,
третье лицо - Вифлеемский Анатолий Борисович,
и установил:
открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Нижегородского района" (далее - Общество, ОАО "Домоуправляющая компания Нижегородского района") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - Управление) о признании недействительным предписания от 12.07.2016 N 74.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Вифлеемский А. Б.
Суд решением от 27.09.2016 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 06.12.2016 оставил решение суда без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статью 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, заявитель считает, что в платежном документе правомерно указано ОАО "Нижегородский водоканал" в качестве организации, установившей общедомовой прибор учета, о чем имеется отметка в расшифровке оказанных услуг. По его мнению, оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Вифлеемский А.Б. в отзыве и в судебном заседании возразил относительно доводов, приведенных в жалобе.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело в отношении ОАО "Домоуправляющая Компания Нижегородского района" с 15.06 по 12.07.2016 внеплановую документарную проверку по факту нарушения прав потребителей, изложенных в обращении Вифлеемского А.Б., в ходе которой установило, что в копии платежного документа за май 2016 года, предоставленного потребителем Вифлеемским А.Б., в строке "исполнители услуг" указано ОАО "Нижегородский водоканал", которое таковым не является, с банковскими реквизитами и суммой к оплате, что свидетельствует о нарушении права потребителя на получение достоверной информации об исполнителе коммунальных услуг.
Выявленные нарушения отражены в акте от 12.07.2016 N 16100697.
По результатам проверки Управление выдало Обществу предписание от 12.07.2016 N 74, согласно которому ОАО "Домоуправляющая Компания Нижегородского района" необходимо привести в соответствие с требованиями пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), платежные документы, выставляемые Вифлеемскому А.Б., путем исключения из платежного документа информации о поставщике коммунальных ресурсов (ОАО "Нижегородский водоканал") и в срок до 22.09.2016 известить административный орган о выполнении предписания (с учетом приказа заместителя руководителя Управления от 09.08.2016 N 255-А о внесении в указанное предписание изменений).
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 155 ЖК РФ, положениями Закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правил N 354, суд сделал вывод о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (часть 15 статьи 155 ЖК РФ).
В части 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 ЖК РФ.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ).
Исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (пункт 2 Правил N 354).
Согласно пункту 69 Правил N 354 в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Согласно пункту 71 Правил N 354 примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Приведенные нормы Правил N 354 содержат императивное требование размещать в платежном документе указанную в пункте 69 Правил N 354 информацию. При этом перечень подлежащей размещению в платежном документе информации является исчерпывающим.
Суды установили, что Общество и собственники помещений в многоквартирном доме N 3 по улице Нижегородская города Нижнего Новгорода заключили договор управления многоквартирным домом 01.04.2013, в соответствии с которым ОАО "Домоуправляющая компания Нижегородского района" выступает управляющей компанией.
Пунктом 2.3.4 названного договора на Общество возложена обязанность по начислению, перерасчету платежей за жилищные и коммунальные услуги.
В силу пункта 2.3.5 договора заявитель обязан принимать от собственников денежные средства за работы и услуги по содержанию и ремонту общего имущества, а также перечислять их организациям.
Таким образом, суды обоснованно посчитали, что Общество является исполнителем коммунальных услуг, оказываемых лицам, проживающим в указанном многоквартирном доме, поэтому обязанность по начислению платежей за жилищные и коммунальные услуги лежит непосредственно на ОАО "Домоуправляющая компания Нижегородского района". Привлечение управляющей компанией агента этой обязанности не отменяет.
Вместе с тем в платежном документе за май 2016 года, представленном потребителем Вифлеемским А.Б., в строке "исполнители услуг" указано ОАО "Нижегородский водоканал", а также его банковские реквизиты, которое не являлось исполнителем услуг в отношении собственников указанного жилого дома.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что Обществом при выставлении платежного документа за май 2016 года было нарушено право потребителя на получение достоверной информации об исполнителе услуг.
Доказательств установки ОАО "Нижегородский водоканал" в многоквартирном доме N 3 по улице Нижегородская города Нижнего Новгорода общедомового прибора учета в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.09.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 по делу N А43-20901/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Нижегородского района" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на открытое акционерное общество "Домоуправляющая Компания Нижегородского района".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ).
Исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (пункт 2 Правил N 354).
Согласно пункту 69 Правил N 354 в платежном документе указываются:
...
Согласно пункту 71 Правил N 354 примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Приведенные нормы Правил N 354 содержат императивное требование размещать в платежном документе указанную в пункте 69 Правил N 354 информацию. При этом перечень подлежащей размещению в платежном документе информации является исчерпывающим."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 марта 2017 г. N Ф01-664/17 по делу N А43-20901/2016