г. Нижний Новгород |
|
06 апреля 2017 г. |
Дело N А43-17193/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.04.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Ерошенко П.С. (доверенность от 23.01.2017),
от заинтересованного лица: Беляева С.В. (доверенность от 31.03.2017),
Витюговой Е.В. (доверенность от 29.03.2017),
Лентовской Н.Е. (доверенность от 04.08.2014),
Карандашевой С.И. (доверенность от 29.03.2017),
Курганского О.П. (доверенность от 03.04.2017),
Уваровой А.В. (доверенность от 29.03.2017),
Хлопиной М.Л. (доверенность от 31.03.2017),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Нижегородской таможни
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2016, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Урлековым В.Н., по делу N А43-17193/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юта-НН" (ИНН: 5260164176, ОГРН: 1065260005601)
о признании незаконными решений Нижегородской таможни от 18.04.2016
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юта-НН" (далее - ООО "Юта-НН", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решений Нижегородской таможни (далее - Таможня; таможенный орган) от 18.04.2016 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10408045/150416/0000622, и об отказе в выпуске товара.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2016 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 решение суда оставлено без изменения.
Таможня не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 195, 201 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 2, 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
По мнению таможенного органа, Общество при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товара "Напиток винный газированный "Боска Розе" (BOSCA ROSE) должно было уплатить акциз в размере 26 рублей за один литр, поскольку приказом Федеральной таможенной службы от 20.07.2015 N 1446 "О ставках акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, и учете их уплаты в доход федерального бюджета" данный товар отнесен к игристым винам (код товара по Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) - 2206 00 390 9). Суды необоснованно сослались на письма налогового органа, поскольку последний не наделен права принимать решения о классификации товаров. Подробно доводы Таможни приведены в кассационной жалобе. Представители таможенного органа в судебном заседании просили отменить вынесенные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
ООО "Юта-НН" в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Таможни заявил ходатайство о приобщении дополнения к кассационной жалобе от 04.04.2017 N Ф01-4525/17. Представитель Общества возразил против данного ходатайства, сославшись на нарушение заявителем процедуры подачи такого заявления.
Рассмотрев ходатайство, суд кассационной инстанции счел его необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку дополнение к кассационной жалобе должно быть подано в таком же порядке и форме, как и кассационная жалоба. Таможня, заявив, по сути, дополнительную жалобу с новыми доводами, пропустила срок ее подачи, но не обосновала уважительными причинами пропуск данного срока, а также в нарушение части 3 статьи 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательств заблаговременного направления данного дополнения иным лицам, участвующим в деле.
При таких обстоятельствах законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта от 14.04.2006 N 140406, заключенного с компанией УАБ "Бослита" ир Ко (Литва) (UAB "Boslita" ir Ko (Lithuania), по декларации на товар (далее - ДТ) N 10408045/150416/0000622 ООО "Юта-НН" ввезло на территорию Таможенного союза партию товара "Напиток винный газированный "Боска Розе" (BOSCA ROSE), игристый, розовый, полусладкий, в стеклянных бутылках по 0,75 литра, с грибовидными пробками, удерживаемыми завязками. Объемная доля этилового спирта - 7,5 процента, сахар - 64,48 г/л, в количестве 14 280 бутылок (803,25 литра, 100 процентов спирта) по 12 стеклянных бутылок в коробке. Напиток винный газированный "Боска Розе" (BOSCA ROSE). Состав: белое столовое вино, красное столовое вино, сахар, пропеллент - двуокись углерода (Е290), регулятор кислотности - лимонная кислота (Е330), антиокислитель - диоксид серы (Е220), консервант - сорбат калия (Е202), антиокислитель - аскорбиновая кислота (Е300), натуральные ароматизаторы (яблоко, малина, манго). Изготовитель: УАБ "Бослита", товарный знак: Boska Rose, марка: Boska Rose, модель: Boska Rose, количество 14 280 штук" (далее - товар).
В графе 33 ТД N 10408045/150416/0000622 Общество заявило код 2206 00 390 9 ТН ВЭД ("Напитки прочие сброженные (например, сидр, перри, или сидр грушевый, напиток медовый); смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков и безалкогольных напитков, в другом месте не поименованные и не включенные: прочие: игристые: прочие") со ставкой ввозной таможенной пошлины 14,4 процента.
В графе 47 ТД Общество указало ставку акциза в размере 9 рублей за один литр.
В целях проверки таможенной декларации по направлению таможенных платежей Таможня 18.04.2016 приняла решение о применении в отношении ввезенного Обществом товара ставки акциза в размере 26 рублей за один литр и направила в адрес ООО "Юта-НН" сообщение о необходимости внести изменения и (или) дополнения в сведения, указанные в ДТ N 10408045/150416/0000622.
В связи с неисполнением Обществом указанного решения Таможня 18.04.2016 приняла решение об отказе в выпуске товара, декларированного в ДТ N 10408045/150416/0000622.
ООО "Юта-НН" не согласилось с решениями Таможни и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 52, 77, 195, 196 и 201 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьями 181, 182, 193 и 205 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 12, 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459, Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, ГОСТом Р 52335-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукция винодельческая. Термины и определения", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 20.05.2005 N 105-ст, ГОСТом 31729-2012 "Межгосударственный стандарт. Напитки винные. Общие технические условия", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 29.11.2012 N 1467-ст, и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что таможенный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых решений, и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статей 195, 196 и 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) выпуск товаров осуществляется при условии уплаты декларантом таможенных пошлин, в том числе акцизов.
В силу статьи 205 НК РФ сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом положений права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
В пункте 2 статьи 77 Кодекса установлено, что для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру. Виды подакцизных товаров, по которым осуществляется налогообложение подакцизных товаров, определяются в соответствии с пунктом 1 статьи 193 НК РФ.
В пункте 1 статьи 193 Кодекса (в редакции, действовавшей в период декларирования товара) установлены налоговые ставки акциза по видам подакцизных товаров:
- 9 рублей за литр - для вин (с некоторыми исключениями) и винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья;
- 26 рублей за литр - для игристых вин (шампанские).
Суды установили, и это не противоречит материалам дела (отзыву на иск), что Таможня 18.04.2016 отказала ООО "Юта-НН" в выпуске товара, ввезенного по ДТ N 10408045/150416/0000622, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 195 Кодекса, и сославшись на приказ Федеральной таможенной службы от 20.07.2015 N 1446 "О ставках акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию, и учете их уплаты в доход федерального бюджета", указала, что товар "Напиток винный газированный "Боска Розе" (BOSCA ROSE) является игристым вином (код товара по ТН ВЭД - 2206 00 390 9), в связи с чем ООО "Юта-НН", уплатившее акциз по ставке в размере 9 рублей, обязано уплатить акциз по ставке 26 рублей за один литр.
В соответствии со статьей 52 Кодекса товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией Таможенного союза (пункт 2 статьи 51 Кодекса).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в соответствии, с которыми вина и винные напитки относятся к различным кодам ТН ВЭД и, соответственно, облагаются различными ставками ввозной таможенной пошлины.
Игристые вина (код ТН ВЭД 2204 10) относятся к группе товаров "Вина виноградные натуральные" (код ТН ВЭД 2204) и облагаются ввозной таможенной пошлиной по ставке 12,5 процента от таможенной стоимости товара.
Другую группу товаров составляют винные напитки (код ТН ВЭД 2206), в которую входят также прочие напитки, включая игристые напитки (код ТН ВЭД 2206 00 390 9). В отличие от вин винные напитки облагаются повышенной ввозной таможенной пошлиной по ставке 14,4 процента от таможенной стоимости товара.
Таким образом, Общество, указав ТН ВЭД 2206 00 390 9, правомерность которого Таможня не оспаривает, обоснованно при определении налоговой ставки акциза исходило из того, что декларируемый товар не относится к игристым винам.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" код товара по ТН ВЭД является информацией о товаре, производной от основных сведений о нем.
В силу статьи 2 Закона N 171-ФЗ "вино" и "винный напиток" относятся к разным видам алкогольной продукции.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российской Федерации, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Акцизная марка должна содержать сведения о маркируемой алкогольной продукции: наименование алкогольной продукции; вид алкогольной продукции; содержание этилового спирта; объем алкогольной продукции в потребительской таре и другие (пункт 3.1 статьи 12 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещаются производство и оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных этим законом.
В соответствии с пунктом 3 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила N 1459), единая информационная система является федеральной государственной информационной системой. Оператором единой государственной автоматизированной информационной системой является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
В силу пункта 6 Правил N 1459 единая государственная автоматизированная информационная система содержит в том числе следующую информацию: наименование и вид продукции; код вида продукции согласно классификатору видов продукции, использующийся при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования алкогольной продукции.
Суды установили, и это не противоречит материалам дела, что на основании заявления ООО "Юта-НН" от 25.06.2015 о выдаче акцизных марок Таможня 30.11.2015 выдала Обществу акцизные марки в количестве 71 400 единиц, содержащие информацию о маркируемой алкогольной продукции, а именно подтверждающие наименование алкогольной продукции и ее объем в потребительской таре "Винные напитки до 0,75 литра".
Суды установили, и таможенный орган не оспаривает, что сведения о ввезенной Обществом алкогольной продукции, наносимые на акцизную марку 22.12.2015 зафиксированы в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота алкогольной продукции за N 2522000004353286. Согласно информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе, в отношении ввезенной алкогольной продукции проставлен код "461" с установленным наименованием вида продукции: "Винный напиток, произведенный без добавления этилового спирта".
Согласно декларации об объеме оборота напитка винного газированного "Боска Розе" за четвертый квартал 2015 года (по форме приложения 5 к Правилам N 815) декларирование объема оборота напитка винного газированного "Боска Розе" осуществляется по коду вида продукции "461" с установленным наименованием вида продукции: "Винный напиток, произведенный без добавления этилового спирта".
Суды также установили, что согласно краткому описанию технологических процессов производства напитков винных газированных "Боска Розе" (BOSCA ROSE), полученному от производителя УАБ "Бослита" ир Ко (Литва), напиток винный газированный - это продукт с объемной долей этилового спирта 7,5 процента, в котором весь этиловый спирт получен только во время ферментации и по своим физико-химическим показателям соответствует требованиям ГОСТа 31729-2012 "Напитки винные. Общие технические условия".
Вместе с тем, согласно ГОСТу Р 52335-2005 "Продукция винодельческая. Термины и определения" игристое вино - это винодельческий продукт с объемной долей этилового спирта от 10,0 процента до 13,5 процента, насыщенное двуокисью углерода в результате полного или неполного спиртового брожения в герметичных сосудах виноградного сусла или вторичного брожения столового виноматериала, и давлением двуокиси углерода в бутылке не менее 300 кПа при 20°C.
С учетом изложенного, оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды установили, что таможенный орган в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал того, что ввезенный Обществом товар "Напиток винный газированный "Боска Розе" (BOSCA ROSE) по своим характеристикам относится к игристым винам.
Данный вывод не противоречит материалам дела и не подлежит переоценке (статья 286 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения Таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10408045/150416/0000622, и об отказе в выпуске товаров не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2017 по делу N А43-17193/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Нижегородской таможни - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Акцизная марка должна содержать сведения о маркируемой алкогольной продукции: наименование алкогольной продукции; вид алкогольной продукции; содержание этилового спирта; объем алкогольной продукции в потребительской таре и другие (пункт 3.1 статьи 12 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещаются производство и оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных этим законом.
В соответствии с пунктом 3 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила N 1459), единая информационная система является федеральной государственной информационной системой. Оператором единой государственной автоматизированной информационной системой является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 апреля 2017 г. N Ф01-908/17 по делу N А43-17193/2016
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-908/17
05.04.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-908/17
17.01.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8836/16
11.10.2016 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-17193/16