г. Нижний Новгород |
|
30 марта 2017 г. |
Дело N А43-13584/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.03.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.,
при участии представителей
от заявителя: Анисимова Ю.Н. (доверенность от 23.09.2016 N 2016-4068),
от заинтересованного лица: Ворониной Е.А. (доверенность от 26.04.2016 N 72)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Нижегородской таможни
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.09.2016, принятое судьей Чепурных М.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016, принятое судьями Захаровой Т.А., Кириловой Е.А., Смирновой И.А., по делу N А43-13584/2016
по заявлению закрытого акционерного общества Фирма "Август" (ИНН: 5046001101, ОГРН: 1025006038958)
о признании незаконным решения Нижегородской таможни от 11.03.2016
и установил:
закрытое акционерное общество Фирма "Август" (далее - ЗАО Фирма "Август", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Нижегородской таможни (далее - Таможня; таможенный орган) от 11.03.2016 об отказе в выдаче паспорта самоходной машины на погрузчик контейнерный LINDE C4531 TL/5, заводской номер Е1Х357Ш0041, 2007 год выпуска, и об обязании таможенного органа в срок не позднее следующего рабочего дня после вступления в законную силу решения суда выдать паспорт на указанную самоходную машину без уплаты утилизационного сбора.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.09.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 решение суда оставлено без изменения.
Таможня не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению таможенного органа, он правомерно отказал Обществу в выдаче паспорта самоходной машины, поскольку на дату поступления на Чувашский таможенный пост Таможни сведений о таможенном оформлении погрузчика (15.02.2016) в законную силу вступили Федеральный закон от 29.12.2015 N 392-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", устанавливающие уплату утилизационного сбора в отношении самоходных машин. Таможня указывает, что вывод судов о том, что обязанность по выдаче паспорта самоходной машины возникла у него с момента таможенного оформления погрузчика в Республике Беларусь (20.12.2012), является необоснованным; заявление Общества о выдаче паспорта самоходной машины правомерно рассмотрено Таможней в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
ЗАО Фирма "Август" в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании не согласились с доводами заявителя, просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в 2012 году закрытое акционерное общество "Август-Бел" (Республика Беларусь) по декларации на товары N 06604/090113/0000155 ввезло на территорию Таможенного Союза (в Республику Беларусь) погрузчик контейнерный LINDE C4531TL5, заводской номер E1X357U00041, 2007 год выпуска, который согласно отметке таможенного органа Республики Беларусь выпущен в свободное обращение 20.12.2012.
Общество (покупатель) и закрытое акционерное общество "Август-Бел" (продавец) заключили договор от 15.09.2015 N 4072-2015, по условиям пунктов 1.1, 1.2 которого продавец обязался поставить и передать в собственность покупателя погрузчик контейнерный LINDE C4531TL5, заводской номер E1X357U00041, стоимостью 1 500 000 000 белорусских рублей, а покупатель обязался принять товар и оплатить его.
Товар прибыл на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь 13.10.2015.
ЗАО Фирма "Август" 15.01.2016 обратилось в Таможню с заявлением о выдаче паспорта самоходной машины на погрузчик контейнерный LINDE C4531TL5, заводской номер E1X357U00041, 2007 год выпуска.
В письме от 11.03.2016 N 10-02-05/215 таможенный орган отказал Обществу в выдаче паспорта самоходной машины, указав, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 392-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" для получения паспорта ЗАО Фирма "Август" необходимо рассчитать и уплатить утилизационный сбор.
ЗАО Фирма "Август" не согласилось с решением Таможни, изложенным в письме от 11.03.2016 N 10-02-05/215, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьями 7, 8, 9, 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", статьей 2 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в городе Астане 29.05.2014), постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации", от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденным Госстандартом Российской Федерации 26.06.1995, Минсельхозпродом Российской Федерации 28.06.1995, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что решение Таможни не соответствует нормам действующего законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин Правительством Российской Федерации принято постановление от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации".
На основании пункта 2 названного постановления паспорта выдаются таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 1 сентября 2001 года, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 года.
В пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации").
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров представляет собой действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Таким образом, паспорта на ввозимые на территорию Российской Федерации самоходные машины подлежат выдаче таможенным органом после завершения таможенного оформления (выпуска товара) и являются обязательным условием для последующей регистрации таких машин органами Ростехнадзора в течение 10 суток после их выпуска.
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что основанием для отказа Обществу в выдаче паспорта самоходной машины послужил вывод таможенного органа о том, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 392-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" для получения паспорта самоходной машины Обществу необходимо представить расчет суммы утилизационного сбора и документ об его уплате.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В пункте 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ определено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ данный закон вступает в силу с 01.01.2016.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора и Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Согласно пункту 2 названного постановления оно вступает в законную силу со дня его официального опубликования (опубликовано 10.02.2016).
Таким образом, из приведенных норм следует, что утилизационный сбор в отношении самоходных машин, указанных в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 перечне, подлежит взиманию с 10.02.2016.
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание, что до вступления в законную силу Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 взимание утилизационного сбора в отношении ввезенной Обществом самоходной машины предусмотрено не было; на момент таможенного оформления погрузчика контейнерного LINDE C4531TL5 на территории Республики Беларусь, являющейся членом Таможенного союза (20.12.2012), его ввоза на территорию Российской Федерации (13.10.2015) и обращения Общества за паспортом самоходной машины в Таможню (15.01.2016) Федеральный закон N 392-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 не вступили в законную силу, суды установили, что у Таможни отсутствовали правовые основания для отказа ЗАО Фирма "Август" в выдаче паспорта самоходной машины в отношении погрузчика контейнерного LINDE C4531 TL/5, заводской номер E1X357U00041, 2007 год выпуска.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Таможни, изложенное в письме от 11.03.2016 N 10-02-05/215, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные ЗАО Фирма "Август" требования.
Довод Таможни о наличии у Общества обязанности по уплате утилизационного сбора в связи с тем, что на дату поступления на Чувашский таможенный пост Таможни сведений о таможенном оформлении погрузчика (15.02.2016) в законную силу вступили Федеральный закон от 29.12.2015 N 392-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, подлежит отклонению, как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Иные доводы таможенного органа, в том числе об отсутствии у него обязанности по выдаче паспорта самоходной машины с момента таможенного оформления погрузчика в Республике Беларусь (20.12.2012) и о соблюдении им срока рассмотрения заявления Общества о выдаче паспорта самоходной машины, рассмотрены судом округа и отклонены, как не имеющие правового значения, поскольку не являлись основаниями для признания его решения незаконным.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.09.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2016 по делу N А43-13584/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Нижегородской таможни - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание, что до вступления в законную силу Федерального закона от 29.12.2015 N 392-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 взимание утилизационного сбора в отношении ввезенной Обществом самоходной машины предусмотрено не было; на момент таможенного оформления погрузчика контейнерного LINDE C4531TL5 на территории Республики Беларусь, являющейся членом Таможенного союза (20.12.2012), его ввоза на территорию Российской Федерации (13.10.2015) и обращения Общества за паспортом самоходной машины в Таможню (15.01.2016) Федеральный закон N 392-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 не вступили в законную силу, суды установили, что у Таможни отсутствовали правовые основания для отказа ЗАО Фирма "Август" в выдаче паспорта самоходной машины в отношении погрузчика контейнерного LINDE C4531 TL/5, заводской номер E1X357U00041, 2007 год выпуска.
...
Довод Таможни о наличии у Общества обязанности по уплате утилизационного сбора в связи с тем, что на дату поступления на Чувашский таможенный пост Таможни сведений о таможенном оформлении погрузчика (15.02.2016) в законную силу вступили Федеральный закон от 29.12.2015 N 392-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81, подлежит отклонению, как основанный на неправильном толковании норм материального права."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 марта 2017 г. N Ф01-755/17 по делу N А43-13584/2016