г. Нижний Новгород |
|
25 мая 2017 г. |
Дело N А29-4806/2016 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.10.2016, принятое судьей Князевой А.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., по делу N А29-4806/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (ИНН: 1102024468, ОГРН: 1021100731190)
о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.04.2016 N 12-319-пн-784/ПС о привлечении к административной ответственности
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (далее - Общество, ООО "Газпром трансгаз Ухта") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее -административный орган, Управление) от 25.04.2016 N 12-319-пн-784/ПС о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 28.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.02.2017, заявленное требование удовлетворено.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ, статьи 2, 3, 8, 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), Положение о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 455, Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371, заявитель считает, что выводы судов противоречат фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, в деянии ООО "Газпром трансгаз Ухта" имеются событие и состав вменяемого ему административного правонарушения. Общество было обязано предоставить административному органу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на все участки магистрального газопровода, входящие в состав проверяемого опасного производственного объекта - участка газопровода Воркутинского ЛПУ МГ, эксплуатируемого ООО "Газпром трансгаз Ухта". На момент проведения проверки и вынесения оспариваемого постановления опасный производственный объект был зарегистрирован за Обществом, которое должно нести ответственность за эксплуатацию этого объекта. Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве возразило относительно доводов заявителя.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, с 30.03 по 31.03.2016 на основании приказа от 27.01.2014 N 53-пн и утвержденного в соответствии с ним графика Управление провело в отношении ООО "Газпром трансгаз Ухта" выездную проверку по осуществлению постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах первого класса опасности.
В ходе проверки административный орган установил, что Общество осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта - участка магистрального газопровода Воркутинского ЛПУ МГ (регистрационный N А25-00261-0660) с нарушением требований промышленной безопасности, а именно: не представлено разрешение на ввод в эксплуатацию участка линейной части системы магистральных газопроводов Бованенково - Ухта, 1-я нить Воркутинского ЛПУ МГ, что является нарушением требований пункта 4 статьи 8 Федерального закона N 116-ФЗ.
Результаты проверки отражены в акте от 31.03.2016 N 12-319-пн-2362/А.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, административный орган составил протокол от 18.04.2016 N 12-319-пн-865/ПТ и принял постановление от 25.04.2016 N 12-319-пн-865/ПТ о назначении нарушителю наказания в виде 200 000 рублей штрафа.
Общество не согласилось с указанным постановлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 205, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 1.5, частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, статьями 3 и 4 Федерального закона N 116-ФЗ, суд сделал вывод о недоказанности Управлением события и состава вменяемого Обществу административного правонарушения и удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В части 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к настоящему Федеральному закону.
Пунктом 4 статьи 8 Закона N 116-ФЗ предусмотрено, что ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением Обществу вменяется в вину нарушение требований пункта 4 статьи 8 Закона N 116-ФЗ, выразившееся в эксплуатации участка линейной части системы магистральных газопроводов Бованенково - Ухта, 1-я нить Воркутинского ЛПУ МГ, в отсутствие разрешения на ввод названного объекта в эксплуатацию.
Данное деяние Общества квалифицировано административным органом по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Вместе с тем апелляционный суд обоснованно посчитал, что ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, предусмотрена в специальной норме, а именно в части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно указал, что вменяемая в вину Обществу норма (пункт 4 статьи 8 Закона N 116-ФЗ) является отсылочной к статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), регламентирующей порядок ввода в эксплуатацию опасного производственного объекта.
Каких-либо нарушений требований действующего законодательства в области промышленной безопасности оспариваемым постановлением Обществу в вину не вменяется.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что в данном случае имеет место неправильная квалификация административным органом совершенного Обществом правонарушения.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Кроме того, относительно события вменяемого Обществу административного правонарушения суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром трансгаз Ухта" вменяется в вину нарушение, выразившееся в эксплуатации объекта капитального строительства - участка линейной части системы магистрального магистральных газопроводов Бованенково - Ухта, 1-я нитка Воркутинского ЛПУ МГ (номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов А25-00261-0660), входящего в составе стройки "Система магистральных газопроводов Бованенково - Ухта", без разрешения на ввод в эксплуатацию.
Названный объект в составе стройки "Система магистральных газопроводов Бованенково - Ухта" имеет несколько участков магистрального газопровода.
При этом на участки "Линейная часть, 1 нитка, участок УКПГ-2 - км28,0/0 - км 111,7" и "Линейная часть, 1 нитка, участок км 111,7 - км 186-7" разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на момент проверки имелись (том 1, листы дела 33 - 43, 44,45).
На объект "Линейная часть, 1-я нитка, участок км 186,7 - км 526,7" разрешение было выдано 26.04.2016 (том 1, листы дела 46 - 69), то есть после проведения проверки, а на объект "Линейная часть, 1-я нитка, Участок км 526,7 - км 860,5" разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отсутствует.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства (в том числе, положения договора на оказание услуг от 31.07.2012 N 235, пояснений заявителя) в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил, что ООО "Газпром трансгаз Ухта" было привлечено заказчиком строительства (ЗАО "Ямалгазинвест") в целях осуществления строительного контроля и на момент проведения проверки фактически осуществляло обслуживание спорного объекта, находящегося на стадии строительства и подготовки к вводу в эксплуатацию. При этом понятия обслуживание объекта и его эксплуатация не являются тождественными.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, свидетельствующих об эксплуатации ООО "Газпром трансгаз Ухта" участков линейной части системы магистрального магистральных газопроводов Бованенково - Ухта в составе стройки "Система магистральных газопроводов Бованенково-Ухта" Управление в материалы дела не представило.
Таким образом, апелляционный суд обоснованно посчитал, что в данном случае имеет место недоказанность факта эксплуатации Обществом спорного объекта.
С учетом изложенного (неправильной квалификации правонарушения, а также недоказанности факта эксплуатации Обществом спорного объекта) оспариваемое постановление административного органа правомерно признано судами незаконным и отменено.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.10.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 по делу N А29-4806/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением Обществу вменяется в вину нарушение требований пункта 4 статьи 8 Закона N 116-ФЗ, выразившееся в эксплуатации участка линейной части системы магистральных газопроводов Бованенково - Ухта, 1-я нить Воркутинского ЛПУ МГ, в отсутствие разрешения на ввод названного объекта в эксплуатацию.
Данное деяние Общества квалифицировано административным органом по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Вместе с тем апелляционный суд обоснованно посчитал, что ответственность за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, предусмотрена в специальной норме, а именно в части 5 статьи 9.5 КоАП РФ.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно указал, что вменяемая в вину Обществу норма (пункт 4 статьи 8 Закона N 116-ФЗ) является отсылочной к статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), регламентирующей порядок ввода в эксплуатацию опасного производственного объекта."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 мая 2017 г. N Ф01-1921/17 по делу N А29-4806/2016