г. Нижний Новгород |
|
28 июня 2017 г. |
Дело N А28-10165/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.06.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Вологжаниной А.Г. (доверенность от 09.01.2-17 N 101)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.12.2016, принятое судьей Шмыриным С.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017, принятое судьями Ившиной Г.Г., Кононовым П.И., Минаевой Е.В., по делу N А28-10165/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" (ИНН: 4345230958, ОГРН: 1084345012465)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089)
и установил:
открытое акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - ОАО "КТК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция, надзорный орган) от 10.06.2016 N 20/79/16.
Решением суда первой инстанции от 14.12.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.03.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статьи 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, стороны предусмотрели в пункте 3.1 договора от 01.07.2008 N 964230 порядок учета отпущенной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, в связи с чем расчет платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения, принадлежащего Черезову А.Р., Инспекция правомерно определила по тепловым нагрузкам на основании Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя Российской Федерации от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105) и Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936). Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Инспекция отзыв на кассационную жалобу не представила, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направила.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 29.02 по 29.03.2016 сотрудниками Инспекции в связи с заявлением гражданина Черезова А.Р. о фактах необоснованного начисления ОАО "КТК" платы за жилищно-коммунальные услуги в доме, расположенном по адресу: Кировская область, город Кирово-Чепецк, улица Зверева, дом 3, в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что ОАО "КТК" (теплоснабжающая организация) и Черезов А.Р. (потребитель), проживающий в квартире указанного дома, заключили договор от 01.07.2008 N 964230 на пользование тепловой энергией в горячей воде на частное строение. В силу пункта 3.1 данного договора количество фактически потребленной в текущем месяце тепловой энергии определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - в соответствии с данными водяного и теплового баланса системы теплоснабжения города Кирово-Чепецка и пунктом 9.9 Правил N Вк-4936. Пунктом 5.1 договора период его действия установлен на срок с 01.01.2008 по 31.12.2008.
Названные стороны также заключили договор теплоснабжения (снабжения тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем бытовых потребителей (физических лиц)) от 22.03.2012 N 964230.
Прибор учета тепловой энергии в жилом доме по адресу: Кировская область, город Кирово-Чепецк, улица Зверева, дом 3, отсутствует. С января по июнь 2008 года начисления производило МУП "РИЦ", расчеты осуществлялись по нормативу потребления коммунальной услуги. С 01.07.2008 по 01.07.2015 расчеты по данному жилому дому производило ООО "РКЦ-КУБ", с которым у ОАО "КТК" был заключен договор на осуществление действий по ведению лицевых счетов потребителей (населения), по формированию и печати квитанций, по доставке счетов-квитанций, по расчету размера платы за коммунальные и иные услуги.
По данным из выставленного потребителю платежного документа за октябрь 2015 года по квартире N 1 в жилом доме по адресу: Кировская область, город Кирово-Чепецк, улица Зверева, дом 3, задолженность за коммунальную услугу по отоплению составила 6 879 рублей 93 копейки. По информации ОАО "КТК", в связи с тем, что МУП "РИЦ" производило расчеты по нормативу потребления, а не на основании заключенного договора, за период с января по июнь 2008 года у потребителя образовалась задолженность в размере 6 288 рублей 54 копейки. Кроме того, имеются не полностью оплаченные выставленные счета за сентябрь 2009 года в размере 55 рублей 02 копеек и за апрель 2013 года в размере 536 рублей 37 копеек.
В связи с тем, что Общество отразило в платежном документе за октябрь 2015 года задолженность по состоянию на 31.10.2015 в размере 6 879 рублей 93 копеек, образовавшуюся в результате расчета платы за отопление исходя из тепловых нагрузок, проверяющими был сделан вывод о несоблюдении Обществом положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Результаты проверки и выявленные нарушения отражены в акте от 29.03.2016 N 20/50/16.
ОАО "КТК" выдано предписание от 29.03.2016 N 20/32/16, которым на Общество возложена обязанность провести комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений обязательных требований, указанных в акте проверки от 29.03.2016 N 20/50/16, и обеспечению соблюдения обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению в названном доме за октябрь 2015 года в части задолженности по состоянию на 31.10.2015 в размере 6 879 рублей 93 копеек.
С 06.06 по 10.06.2016 сотрудники надзорного органа на основании приказа исполняющего обязанности начальника Инспекции от 25.05.2016 N 1514/16 в отношении Общества провели внеплановую документарную проверку с целью установления факта исполнения ранее выданного предписания от 29.03.2016 N 20/32/16.
В ходе данной проверки проверяющими сделали аналогичный вывод о том, что применение пункта 9.9 Правил N Вк-4936 и Методики N 105 для расчета потребленной тепловой энергии на основании расчетных тепловых нагрузок для потребителя, проживающего по адресу: Кировская область, город Кирово-Чепецк, улица Зверева, дом 3, квартира 1, не имеющего коммерческого прибора учета тепловой энергии, является неправомерным. Установлено, что предписание Инспекции от 29.03.2016 N 20/32/16 не выполнено.
Результаты проверки отражены в акте от 10.06.2016 N 20/133/16.
Обществу выдано предписание 10.06.2016 N 20/79/16, которым на него возложена обязанность провести комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений обязательных требований, указанных в акте проверки от 10.06.2016 N 20/133/16, и обеспечению соблюдения обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению в указанном доме за октябрь 2015 года в части задолженности по состоянию на 31.10.2015 в размере 6 879 рублей 93 копеек. В качестве правового обоснования такого требования приведены нормы статьи 157 ЖК РФ, пункта 19 Правил N 307, подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Общество не согласилось с выданным предписанием и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 157 ЖК РФ, статьями 17 и 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктами 2, 4, 7, 19 Правил N 307, приняв во внимание правовые позиции, изложенные в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, от 24.07.2012 N 3993/12, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного акта и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании части 1 статьи 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые в числе прочего регулировали порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 7 Правил N 307 (в редакции, действовавшей в спорный период) при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
На основании пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Из содержания Правил N 307 следует, что нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых помещениях определяется по формуле, приведенной в подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам - исходя из площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию.
Иной методики определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии приборов учета) действовавшее в спорный период законодательство не предусматривало.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у потребителя коммунальных услуг, проживающего в жилом доме по адресу: Кировская область, город Кирово-Чепецк, улица Зверева, дом 3, прибора учета тепловой энергии, суды пришли к обоснованному выводу о том, что расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в период с января по июнь 2008 года правомерно осуществлялся МУП "РИЦ" исходя из норматива потребления.
Суды правильно указали, что содержащееся в договоре от 01.07.2008 (действие которого распространено на период с 01.01.2008) условие, которое предусматривало определение фактически потребленной тепловой энергии при отсутствии прибора учета в соответствии с данными водного и теплового баланса системы водоснабжения города Кирово-Чепецка и пунктом 9.9 Правил N Вк-4936, противоречили статье 544 ГК РФ о порядке оплаты поставленной энергии и Правилам N 307, которые в силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Выставление Обществом потребителю коммунальной услуги задолженности, образовавшейся в связи с превышением рассчитанного ОАО "КТК" размера платы в соответствии с данными водного и теплового баланса системы водоснабжения города Кирово-Чепецка над размером платы, определенным действующим на основании заключенного с Обществом договора агентом исходя из норматива потребления, не основано на положениях действующего законодательства.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод о законности оспариваемого предписания и правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная по платежному поручению от 05.04.2017 N 003971 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.12.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2017 по делу N А28-10165/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы отнести на открытое акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания".
Возвратить открытому акционерному обществу "Кировская теплоснабжающая компания" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 05.04.2017 N 003971.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых помещениях определяется по формуле, приведенной в подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам - исходя из площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию.
...
Суды правильно указали, что содержащееся в договоре от 01.07.2008 (действие которого распространено на период с 01.01.2008) условие, которое предусматривало определение фактически потребленной тепловой энергии при отсутствии прибора учета в соответствии с данными водного и теплового баланса системы водоснабжения города Кирово-Чепецка и пунктом 9.9 Правил N Вк-4936, противоречили статье 544 ГК РФ о порядке оплаты поставленной энергии и Правилам N 307, которые в силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ обязательны для сторон при заключении и исполнении публичных договоров."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 июня 2017 г. N Ф01-2458/17 по делу N А28-10165/2016
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2458/17
22.03.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-366/17
14.12.2016 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-10165/16
26.08.2016 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-10165/16