г. Нижний Новгород |
|
28 июня 2017 г. |
Дело N А43-13139/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2017.
Полный текст постановления изготовлен 28.06.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Голубевой О.Н., Камановой М.Н.,
при участии представителя от третьего лица:
Дронова В.С. (доверенность от 15.06.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.11.2016, принятое судьей Леоновым А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017, принятое судьями Захаровой Т.В., Смирновой И.А., Урлековым В.Н., по делу N А43-13139/2016
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (ИНН: 5260258667, ОГРН: 1095260008172)
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области об отказе в государственной регистрации права собственности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное бюджетное учреждение "Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому Федеральному округу",
и установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление) от 25.03.2016 N 52/012/701/2016-6536 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости - здание гаража с кадастровым номером 52:18:0060203:34, расположенное по адресу: Нижний Новгород, ул. Овражная, д. 62б, и об обязании регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный объект недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому Федеральному округу" (далее - Учреждение).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 23.11.2016, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017, удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое решение регистрирующего органа незаконным и обязав последнего устранить нарушения прав и законных интересов Российской Федерации, допущенные в связи с принятием данного решения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить обжалованные решение и постановление ввиду несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы указывает на отсутствие доказательств возведения спорного объекта хозяйственным способом; на государственную регистрацию был представлен не полный пакет документов, в том числе оформленный ненадлежащим образом, что явилось законным основанием для отказа в государственной регистрации права собственности.
В судебном заседании и в отзыве на кассационную жалобу представитель Учреждения сослался на законность и обоснованность состоявшихся решения и постановления и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, а также заслушав представителя третьего лица, явившегося в судебное заседание, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, Теруправление 16.02.2016 обратилось в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - здание гаража, расположенного по адресу: Нижний Новгород, ул. Овражная, дом 62б, кадастровый номер 52:18:0060203:34 (ранее 52:18:0060203:0:14).
В письме от 25.03.2016 N 52/012/701/2016-6536 регистрирующий орган уведомил заявителя об отказе в государственной регистрации права, обосновав свое решение непредставлением необходимых документов, в частности разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Посчитав, решение Управления не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы Российской Федерации, Теруправление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По правилам пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статей 16 - 18 Закона о госрегистрации государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, по заявлению, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, соответствующие требованиям законодательства.
В пункте 1 статьи 17 Закона о госрегистрации установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе таких документов указаны договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 18 Закона о госрегистрации).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав установлен в статье 20 Закона о госрегистрации, который не подлежит расширительному толкованию.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд (пункт 5 статьи 2 Закона о госрегистрации).
Суды установили, что основанием для отказа в регистрации права собственности спорного объекта недвижимости послужило отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта.
Для регистрации вновь созданных объектов недвижимости к числу обязательных документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статьи 51 - 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается при наличии разрешения на строительство.
Положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 30.12.2004, не распространяются на объекты, введенные в эксплуатацию в 1992 году.
По объектам, построенным до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми на момент создания этих объектов.
В силу части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" (действовавшей в период создания обозначенного объекта) гражданин или другое лицо приобретают право собственности на имущество, полученное по не противоречащим закону основаниям, в том числе на созданные ими вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В период строительства спорных объектов (1992 год) отсутствовала нормативная обязанность по приемке государственными комиссиями оконченного строительством объекта, если таковой объект был возведен хозяйствующим субъектом за счет собственных средств и для собственных нужд.
Постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", согласно которому объекты, законченные строительством в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям, к рассматриваемым отношениям не применимо.
Порядок, установленный указанным постановлением, распространялся на те объекты производственного назначения, которые строились за счет централизованных капитальных вложений, выделенных министерствам и ведомствам.
Из материалов дела следует, что спорный объект возведен за счет собственных средств хозяйственным способом, необходимости приемки его в эксплуатацию в порядке, предусмотренном упомянутым постановлением не имелось (аналогичный правовой подход отражен в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.09.2012 N 5698/12 и от 01.07.2014 N 4240/14); фактической возможности воспользоваться действующим порядком ввода оконченного строительством объекта в эксплуатацию в настоящее время отсутствует.
В настоящее время гараж находится в оперативном управлении Учреждения, которое возникло на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Нижегородской области от 27.06.2000 N 590 "О передаче в оперативное управление" и передаточного акта от 01.02.2000, утвержденного председателем Государственного комитета по управлению государственным имуществом Нижегородской области Антюгановым С.В. 27.06.2000 и заместителем министра природных ресурсов Российской Федерации Белоусовым А.К. 15.03.2000. Здание поставлено на технический и кадастровый учет в БТИ, имеет почтовый адрес, начисляется и уплачивается имущественный налог.
С учетом изложенного обе судебные инстанции, оценив представленную в материалы дела доказательственную базу по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу о предоставлении Теруправлением на государственную регистрацию все необходимых документов, в связи с чем у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, в связи с чем оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Российской Федерации в лице уполномоченного органа.
Приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку они не опровергают выводов судов, основанных на представленных в материалы дела доказательствах и нормах права, и по существу сводятся к неверному толкованию закона и обстоятельств дела.
Иная оценка представленных в дело доказательств и исследованных обстоятельств не свидетельствует о наличии в обжалуемых судебных актах нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства.
Следует отметить, что согласно предоставленной в материалы дела информации (письмо Управления от 04.04.2017 N 52/012/701/2016-6536) государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимости осуществлена 04.04.2017 на основании обжалованных судебных актов, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесены соответствующие записи.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся решения и постановления не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.11.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 по делу N А43-13139/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По объектам, построенным до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми на момент создания этих объектов.
...
Постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", согласно которому объекты, законченные строительством в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям, к рассматриваемым отношениям не применимо.
...
Из материалов дела следует, что спорный объект возведен за счет собственных средств хозяйственным способом, необходимости приемки его в эксплуатацию в порядке, предусмотренном упомянутым постановлением не имелось (аналогичный правовой подход отражен в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.09.2012 N 5698/12 и от 01.07.2014 N 4240/14); фактической возможности воспользоваться действующим порядком ввода оконченного строительством объекта в эксплуатацию в настоящее время отсутствует."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 июня 2017 г. N Ф01-2233/17 по делу N А43-13139/2016