г. Нижний Новгород |
|
14 июля 2017 г. |
Дело N А43-14818/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заинтересованного лица: Маслова Н.И. (доверенность от 30.12.2016 N 01-404/Д),
от третьего лица: Маслова Н.И. (доверенность от 09.01.2017 N 02/17),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016, принятое судьей Соколовой Л.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н., по делу N А43-14818/2016
по заявлению акционерного общества "Газпромнефть - Северо-Запад" (ИНН: 7827004526, ОГРН: 1027812400868)
о признании недействительным предписания администрации города Нижнего Новгорода,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное казенное учреждение "Городской центр градостроительства и архитектуры",
и установил:
акционерное общество "Газпромнефть - Северо-Запад" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) в лице Департамента градостроительного развития и архитектуры от 28.04.2016 N 573.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено муниципальное казенное учреждение "Городской центр градостроительства и архитектуры" (далее - Учреждение).
Решением суда от 26.12.2016 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2017 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), Правила технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229 (далее - Правила N 229), постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 860), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Суды не приняли во внимание, что спорная конструкция расположена вне пределов комплекса автозаправочной станции, на соседнем земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, не имеет отношения к обеспечению безопасности дорожного движения, содержит информацию о видах топлива, ценах, направленную на привлечении внимания неопределенного круга лиц к товару, производимому исключительно Обществом. Размещение указанной информации нельзя признать соответствующим обычаям делового оборота.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.04.2016 постоянно действующая комиссия Учреждения по осмотру рекламных конструкций на территории города Нижнего Новгорода обнаружила установленную и эксплуатируемую по адресу: город Нижний Новгород, улица Ларина, дом 32, около автозаправочной станции (АЗС, въезд) конструкцию (акт от 28.04.2016 N 573).
Владельцем указанной конструкции является Общество, которое установило и эксплуатирует ее без соответствующего разрешения.
Администрация выдала Обществу предписание от 28.04.2016 N 573, обязывающее в течение 30 календарных дней с даты выдачи предписания демонтировать рекламную конструкцию, о чем уведомить Администрацию в течение трех дней с даты демонтажа, а также в течение трех дней со дня выдачи предписания удалить информацию, размещенную на рекламной конструкции.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 9 и 10 Закона N 2300-1, статьями 2 и 19 Федерального закона N 38-ФЗ, Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), Правилами N 229, Техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118 (далее - Технический регламент), Постановлением Правительства Российской Федерации N 860, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (часть 9 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
В части 10 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы (часть 2 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе" разъяснен порядок применения данной нормы.
Судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона N 2300-1.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
В статьях 9 и 10 Закона N 2300-1 установлена обязанность изготовителя (продавца, исполнителя) доводить до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место нахождения, режим работы, необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах) в том числе цен на них, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
При этом данным законом не определено место размещения указанной информации, не содержит он и запрет на доведение информации о товаре до потребителя путем размещения информационных конструкций.
В соответствии с пунктом 31 Технического регламента изготовители и (или) продавцы автомобильного бензина и (или) дизельного топлива обязаны указывать на информационных материалах, размещенных в местах, доступных для приобретателей, наименование продукции, марку и класс автомобильного бензина или дизельного топлива.
При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о наименовании и марке топлива, соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС (пункт 3.2 Технического регламента).
Требования к эксплуатации автозаправочной станции, ее территории, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, экологической и пожарной безопасности установлены в Правилах N 229.
Согласно пункту 3.1 Правил N 229 на автозаправочных станциях, помимо прочего, должно быть указано наименование организации, перечень реализуемой продукции с указанием розничных цен и оказываемых услуг.
Допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях автозаправочной станции. Вся информация должна быть хорошо различима и читаема (пункт 3.3 Правил N 229).
Суды установили, что на спорной конструкции (стеле), расположенной на въезде на АЗС, указаны фирменное наименование Общества, ассортимент и цены на отпускаемую продукцию (марки бензинового топлива с ценами, по которым продукция реализует). Данная информация является обязательной в соответствии с требованиями Закона N 2300-1 и не может рассматриваться как реклама.
Кроме того, в силу пункта 13 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ автозаправочные станции отнесены к объектам дорожного сервиса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 N 860 утверждены требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог.
В соответствии с этими требованиями на автозаправочных станциях должны быть обеспечены возможность осуществления заправки транспортных средств топливно-смазочными материалами, освещение всей территории объекта в темное время суток, а также возможность воспользоваться следующими объектами: торговый павильон для продажи технических жидкостей и автомобильных принадлежностей; площадка для остановки транспортных средств; туалеты; мусоросборники; средства связи.
Суды установили, что во исполнение данных требований Общество с помощью спорной конструкции доводило до сведений потребителей также информацию о том, какие именно услуги могут быть предоставлены на АЗС. Размещение информации на конструкции (стеле) в месте нахождения АЗС позволяло ее клиентам заблаговременно определить свою потребность в предлагаемых товарах, услугах и произвести безопасный маневр в соответствии с Правилами дорожного движения.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что конструкция (стела), установленная при въезде на территорию АЗС, содержала сведения не рекламного, а информативного характера (в частности, о фактическом нахождении АЗС, ценах на бензин, оказываемых услугах). Размещение такой информации в силу специфики деятельности Общества и требований законодательства являлось обязательным с целью обеспечения возможности правильного выбора товара (оказываемых услуг).
Следовательно, спорная конструкция не может рассматриваться как рекламная, а является вывеской, размещение которой является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории Российской Федерации обычаям делового оборота, на установку и эксплуатацию которой не требуется соответствующее разрешение.
В силу изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование, признав оспариваемое предписание не соответствующим Федеральному закону N 38-ФЗ, нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Довод Администрации о том, что предписание не нарушает права Общества, поскольку в любом случае спорная конструкция расположена на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, который заявителю не предоставлялся, был предметом рассмотрения судов и обоснованно не принят во внимание.
Размещение конструкции на земельном участке, не принадлежащем Обществу, само по себе не свидетельствует о незаконности ее установки и необходимости демонтажа в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 38-ФЗ. Незаконность размещения данной конструкции на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности, подлежит установлению в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017 по делу N А43-14818/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что во исполнение данных требований Общество с помощью спорной конструкции доводило до сведений потребителей также информацию о том, какие именно услуги могут быть предоставлены на АЗС. Размещение информации на конструкции (стеле) в месте нахождения АЗС позволяло ее клиентам заблаговременно определить свою потребность в предлагаемых товарах, услугах и произвести безопасный маневр в соответствии с Правилами дорожного движения.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что конструкция (стела), установленная при въезде на территорию АЗС, содержала сведения не рекламного, а информативного характера (в частности, о фактическом нахождении АЗС, ценах на бензин, оказываемых услугах). Размещение такой информации в силу специфики деятельности Общества и требований законодательства являлось обязательным с целью обеспечения возможности правильного выбора товара (оказываемых услуг).
Следовательно, спорная конструкция не может рассматриваться как рекламная, а является вывеской, размещение которой является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории Российской Федерации обычаям делового оборота, на установку и эксплуатацию которой не требуется соответствующее разрешение.
В силу изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование, признав оспариваемое предписание не соответствующим Федеральному закону N 38-ФЗ, нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
...
Размещение конструкции на земельном участке, не принадлежащем Обществу, само по себе не свидетельствует о незаконности ее установки и необходимости демонтажа в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 38-ФЗ. Незаконность размещения данной конструкции на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности, подлежит установлению в порядке, предусмотренном действующим законодательством."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 июля 2017 г. N Ф01-2709/17 по делу N А43-14818/2016