г. Нижний Новгород |
|
22 июня 2017 г. |
Дело N А79-5329/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.06.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.12.2016, принятое судьей Щетинкиным А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017, принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Урлековым В.Н., по делу N А79-5329/2016
по заявлению государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики "Цивильский аграрно-технологический техникум" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (ИНН: 2115904670, ОГРН: 1082137000879)
о признании незаконным бездействия Министерства внутренних дел по Чувашской Республике
и установил:
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики "Цивильский аграрно-технологический техникум" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными бездействия, выразившегося в неосуществлении регистрационных действий после вынесения оперуполномоченным ОУР ОМВД по Чебоксарскому району постановления от 29.09.2015 об отказе в возбуждении уголовного дела по материалу проверки КУСП-10356, и отказа в регистрационных действиях, выраженного в решениях от 30.08.2016 N 24.1-5499, от 16.09.2016 N 24.3/5852 Министерства внутренних дел по Чувашской Республике (далее - Министерство), и об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав.
Решением суда от 14.12.2016 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенного права суд обязал Министерство в течение 10 дней со дня вступления судебного решения в законную силу осуществить действия по регистрации автомобиля ГАЗ-53А с государственным знаком Р 132 АР/21.
Дополнительным решением от 29.12.2016 суд взыскал с Министерства в пользу Учреждения судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 указанные решения оставлены без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила N 1001), Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент), Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Министерство указывает, что у спорного транспортного средства имеются признаки уничтожения идентификационной маркировки, что является основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации автотранспортного средства. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Учреждение в отзыве отклонило доводы жалобы и сообщило, что 30.05.2017 спорный автомобиль снят с регистрационного учета для дальнейшей утилизации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, согласно свидетельству о регистрации серии 21 18 N 248540 и паспорту транспортного средства от 09.04.1999 серии 21 ЕМ N 124349 Республиканскому государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Цивильский сельскохозяйственный техникум" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики принадлежит на праве собственности автомобиль ГАЗ-53А, год изготовления 1972, государственный регистрационный знак Р132АР21 (идентификационный номер (VIN) отсутствует, шасси (рама) номер отсутствует, кузов (прицеп) номер отсутствует).
Учреждение 24.08.2015 обратилось в Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД МВД по Чувашской Республике (далее - Отдел) с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные находящегося на балансе транспортного средства в связи с изменением владельца транспортного средства вследствие реорганизации Цивильского аграрно-технологического техникума Минобразования Чувашии путем присоединения к нему автономного учреждения Чувашской Республики начального профессионального образования "Профессиональное училище N 27 пгт. Кугеси" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.03.2014 N 170 "О реорганизации автономного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования "Цивильский аграрно-технологический техникум" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики".
Решением от 29.09.2015 Отдел отказал в производстве регистрационных действий в связи с выявлением признаков сокрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем (пункт 24 Административного регламента).
Учреждение оспорило бездействие Министерства и решения об отказе в производстве регистрационных действий в арбитражном суде.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 196-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938), Правилами N 1001, Административным регламентом, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в совершении регистрационных действий и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 938 автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам, подлежат государственной регистрации.
В пунктах 3 и 4 Постановления N 938 установлено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, в том числе в случае возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения N 1090), в пункте которых установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Госавтоинспекция имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (подпункт "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711).
Порядок регистрации транспортных средств в органах Госавтоинспекции определен Правилами N 1001.
Согласно пункту 3 Правил N 1001 не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если обнаружены признаки сокрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
В Административном регламенте установлены административные процедуры (действия) должностных лиц Госавтоинспекции, на которых возложена обязанность по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств.
В пункте 24 Административного регламента приведен перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств, одним из которых является обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
В соответствии с пунктом 15 Правил N 1001 внесение изменений в регистрационные данные похищенных и обнаруженных транспортных средств, возвращенных их собственникам или владельцам, с измененной маркировкой, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, производится на основании постановления органов внутренних дел (предварительного следствия и дознания), осуществляющих расследование уголовного дела, с предоставлением заверенной копии справки об исследовании (заключения экспертизы) с результатами исследования номеров агрегатов, выданной органом (организацией), уполномоченным на проведение данных исследований.
Таким образом, как верно указали суды, отсутствие маркировочных обозначений при отсутствии признаков подделки, скрытия, изменения, умышленного уничтожения маркировки не может выступать непреодолимым препятствием для регистрационного учета транспортного средства при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения.
Действующее законодательство не содержит запрета на совершение регистрационных действий в отношении автотранспортных средств, идентификационная маркировка которых утрачена вследствие естественных причин.
В связи с этим регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, могут быть совершены на основании постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и справок (заключений) экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел об исследовании маркировочных обозначений, подтверждающих данное изменение.
Суды установили, материалами дела подтверждается, что постановлением оперуполномоченного ОУР отдела МВД по Чебоксарскому району от 07.10.2015 отказано в возбуждении уголовного дела по факту отсутствия идентификационного номера, номера шасси и кузова на спорном автомобиле.
В ходе проверки была назначена техническая экспертиза.
Согласно акту экспертного исследования ФБУ Чувашская ЛСЭ Минюста России от 02.10.2015 N 2572, 2573/03-5, номер шасси транспортного средства ГАЗ-53А отсутствует, его обозначения, наносимые заводом-изготовителем краской на раме, не сохранились, кабина транспортного средства подвергалась перекраске, табличка завода-изготовителя с номером шасси отсутствует. Автомашина проверена по базам данных и в угоне не числится.
Оценив материалы дела, суды установили, что Учреждение не совершало умышленных противоправных действий по сокрытию, изменению, уничтожению маркировки, при которых идентификация транспортного средства невозможна. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не представило доказательств, что изменение идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем, произошло в результате чьих-то умышленных противоправных действий.
При установленных обстоятельствах суды обоснованно указали на отсутствие правовых оснований для отказа в совершении регистрационных действий и правомерно удовлетворили заявленные требования. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 14.12.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 по делу N А79-5329/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 Постановления N 938 автомототранспортные средства, трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также прицепы к ним, принадлежащие юридическим и физическим лицам, подлежат государственной регистрации.
В пунктах 3 и 4 Постановления N 938 установлено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, в том числе в случае возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
...
Госавтоинспекция имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (подпункт "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 июня 2017 г. N Ф01-2399/17 по делу N А79-5329/2016