г. Нижний Новгород |
|
19 сентября 2017 г. |
Дело N А29-10661/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.09.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.03.2017, принятое судьей Махмутовым Н.Ш., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017, принятое судьями Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., Хоровой Т.В., по делу N А29-10661/2016
по заявлению Эжвинского муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" (ИНН: 1121001681, ОГРН: 1021101124142)
о признании недействительным распоряжения администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар",
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Выльтор Плюс" (ИНН: 1121020123, ОГРН: 1111121000759),
и установил:
Эжвинское муниципальное унитарное предприятие "Жилкомхоз" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным распоряжения руководителя администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Администрация) от 28.09.2016 N 317 "Об отмене распоряжений руководителя администрации Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Выльтор Плюс" (далее - Общество).
Решением суда от 27.03.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 решение суда оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 20 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ). Предприятие является муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества Предприятия от имени муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Муниципальное образование) осуществляет Администрация. Объекты недвижимого имущества, по поводу приватизации (продажи) которых возник настоящий спор, являются собственностью Муниципального образования. Предприятие не вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без согласия собственника. Администрация вправе, но не обязана давать согласие на распоряжение спорным недвижимым имуществом. В связи с этим оспариваемое распоряжение, которым Администрация отменила ранее изданные распоряжения о согласовании сделок по продаже спорных объектов недвижимого имущества, не противоречит нормам законодательства, поэтому основания для удовлетворения заявленного требования отсутствовали.
Предприятие отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Предприятие создано в соответствии с решением Комитета по управлению муниципальным имуществом Эжвинского района города Сыктывкара от 03.06.1997 N 15 и зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией 23.09.1997 (регистрационный номер 963).
Основным видом деятельности Предприятия согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. В соответствии с Уставом Предприятие в числе прочего осуществляет также санитарную очистку района, содержание и ремонт уличного освещения, ремонт и содержание ливневой канализации, благоустройство и озеленение района, содержание и ремонт дворовых территорий, центральных и внутримикрорайонных дорог.
Предприятию на праве хозяйственного ведения принадлежали объекты недвижимого имущества, являющиеся собственностью Муниципального образования, в том числе нежилое помещение общей площадью 43,1 квадратного метра, расположенное по адресу: проспект Бумажников, дом 53е; здание торгово-производственного цеха общей площадью 559,2 квадратного метра, расположенное по адресу: улица Менделеева, дом 27; нежилое помещение общей площадью 90,1 квадратного метра, расположенное по адресу: улица Славы, дом 31.
На заседание балансовой комиссии Администрации 08.08.2016 вынесен вопрос о сложном финансовом положении Предприятия. Установлено, что Предприятие несет значительные убытки в связи с высоким износом уборочной техники. В целях изыскания средств на покупку техники для оказания услуг по механизированной уборке дорог и улиц, содержанию ливневой канализации, сбору и вывозу крупногабаритных отходов принято решение согласовать Предприятию продажу находящегося в его хозяйственном ведении указанного недвижимого имущества. Это имущество либо не используется в основных видах деятельности Предприятия либо его содержание не приносит экономического эффекта.
На заседании балансовой комиссии принято положительное решение по вопросу продажи отдельных объектов недвижимого имущества Предприятия. На основании этого решения Предприятие 18.08.2016 обратилось к руководителю Администрации с просьбой дать согласие на совершение крупной сделки.
Руководитель Администрации вынес следующие распоряжения:
1) распоряжение от 02.09.2016 N 282 "О согласовании приватизации нежилого помещения по пр. Бумажников, д. 53е", в соответствии с которым Предприятию дано согласие на приватизацию нежилого помещения, назначение: нежилое, общая площадь 41,3 квадратного метра, этаж 1, номер на поэтажном плане А1-IV, адрес (местонахождение) объекта: Республика Коми, город Сыктывкар, проспект Бумажников, дом 53е, путем возмездного отчуждения в собственность Общества, являющегося субъектом малого или среднего предпринимательства и имеющего преимущественное право на выкуп объекта, который арендует с 19.01.2012. Выкупная цена приобретаемого имущества установлена с учетом его рыночной стоимости на основании отчета независимого оценщика и составила 1 794 300 рублей. Предприятию поручено подготовить договор купли-продажи имущества (далее - Распоряжение N 282);
2) распоряжение от 02.09.2016 N 283 "О согласовании приватизации здания торгово-производственного цеха по ул. Менделеева, д. 27", в соответствии с которым Предприятию дано согласие на приватизацию здания торгово-производственного цеха, назначение: нежилое, 2-этажное, общая площадь 559,2 квадратного метра, литер А, адрес объекта: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Менделеева, дом 27, путем возмездного отчуждения в собственность Общества, являющегося субъектом малого или среднего предпринимательства и имеющего преимущественное право на выкуп объекта, который арендует с 19.01.2012. Выкупная цена приобретаемого имущества установлена с учетом его рыночной стоимости на основании отчета независимого оценщика и составляет 14 786 700 рублей. Предприятию в лице генерального директора поручено подготовить договор купли-продажи имущества (далее - Распоряжение N 283);
3) распоряжение от 02.09.2016 N 284 "О согласовании приватизации нежилого помещения по ул. Славы, д. 31", в соответствии с которым Предприятию дано согласие на проведение торгов в форме открытого аукциона по продаже недвижимого имущества: нежилое помещение (литер А-III), назначение - нежилое, общая площадь 90,1 квадратного метра, этаж 1, адрес объекта: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Славы, дом 31, с начальной ценой продажи не ниже стоимости, определенной независимым оценщиком. Предприятию в лице генерального директора поручено выполнить юридические действия, связанные с исполнением распоряжения (далее - Распоряжение N 284).
На основании Распоряжения N 284 23.09.2016 опубликовано извещение о проведении торгов N 230916/0603768/01 на участие в приватизации (продаже) нежилого помещения, начальная цена продажи имущества определена в размере 3 369 600 рублей.
В соответствии с Распоряжением N 282 Предприятие подготовило и направило Обществу договор купли-продажи недвижимого имущества от 15.09.2016 N 1-09/2016 (на продажу здания торгово-производственного цеха, расположенного по адресу: улица Менделеева, дом 27).
В соответствии с Распоряжением N 283 Предприятие подготовило и направило Обществу договор купли-продажи недвижимого имущества от 15.09.2016 N 2-09/2016 (на продажу нежилого помещения, расположенного по адресу: проспект Бумажников, дом 53е).
Договоры подписаны покупателем, объекты недвижимого имущества переданы Обществу по актам приема-передачи от 15.09.2016.
Распоряжением руководителя Администрации от 28.09.2016 N 317 распоряжения N 282 - 284 отменены (в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ, статьей 55 Устава Муниципального образования, разделом 4 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Муниципального образования, утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 27.02.2007 N 33/02-568; далее - Положение).
Предприятие не согласилось с распоряжением от 28.09.2016 N 317 и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона N 161-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из того, что оспариваемое распоряжение вынесено в отсутствие законных оснований, нарушает права и законные интересы Предприятия.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальным правовым актом является решение по вопросам местного значения, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
В части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии частью 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 26.05.2011 N 739-О-О, от 22.03.2012 N 486-О-О, положение статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации. Само по себе оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, решение об отмене действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными, а сама по себе отмена муниципального правового акта уполномоченным на это органом не свидетельствует о законности и обоснованности такой отмены.
Разрешая спор, суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае у Администрации отсутствовали правовые основания для издания оспариваемого распоряжения.
Как следует из распоряжения, правовыми основаниями для его издания являются положения Федерального закона N 131-ФЗ (без указания конкретной нормы), статья 55 Устава Муниципального образования, раздел 4 Положения.
Статья 55 Устава Муниципального образования содержит общие положения о том, что руководитель Администрации вправе издавать правовые акты по вопросам, отнесенным к его полномочиям данным Уставом.
В пунктах 4.1 и 4.2 Положения предусмотрено, что учредителем муниципальных унитарных предприятий является Муниципальное образование, полномочия собственника муниципального имущества в отношении имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, в отношении муниципальных унитарных предприятий, подведомственных Администрации, осуществляет Администрация.
Распоряжениями N 282 - 284 руководитель Администрации согласовал Предприятию приватизацию (продажу) объектов спорного недвижимого имущества, которое не использовалось в основных видах деятельности или содержание которого не приносило экономического эффекта. Основанием для принятия такого решения послужило сложное финансовое положение Предприятия, необходимость изыскания средств, необходимых для решения возложенных на него основных задач.
Предприятие после получения согласия собственника заключило с Обществом договоры купли-продажи недвижимого имущества от 15.09.2016 N 1-09/2016 и 2-09/2016 (в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: проспект Бумажников, дом 53е и здания торгово-производственного цеха, расположенного по адресу: улице Менделеева, дом 27). В части нежилого помещения, расположенного по адресу: улица Славы, дом 31, Предприятие разработало аукционную документацию, проект договора купли-продажи и опубликовало извещение о проведении торгов на участие в приватизации (продаже) (проведение торгов назначено на 27.10.2016).
Таким образом, как верно указали суды, публично-правовые отношения по предоставлению Предприятию отдельных правомочий собственника на продажу объектов недвижимого имущества, расположенных по адресам: проспект Бумажников дома 53е и улица Менделеева, дом 27, прекратились. Соответствующие административно-правовые акты были реализованы, а между сторонами заключенных договоров купли-продажи (Предприятием и Обществом) возникли иные (обязательственные) правоотношения по передаче спорных объектов недвижимого имущества, основанные на самостоятельных гражданско-правовых сделках.
Договоры купли-продажи недвижимого имущества от 15.09.2016 N 1-09/2016 и 2-09/2016, заключенные Предприятием и Обществом, в судебном порядке не оспорены и недействительными не признаны. Следовательно, вытекающие из них правоотношения не могут быть прекращены органом местного самоуправления, не являющимся стороной по таким сделкам, в одностороннем порядке.
В силу изложенного руководитель Администрации не вправе был в порядке статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ отменять муниципальные правовые акты, на основании которых возникли и реально существовали гражданско-правовые отношения.
Кроме того, оспариваемое распоряжение как в отношении указанного имущества, так и в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: улица Славы, дом 31, которое было предметом процедуры и оценки и выставлено на торги, не содержит какого-либо правового или экономического обоснования отказа в согласовании приватизации (продажи), мотивы принятия решения.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам, что оспариваемый акт принят органом местного самоуправления с превышением своей компетенции, правовые основания для издания оспариваемого распоряжения у Администрации отсутствовали, и удовлетворили заявленное требование.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не опровергают выводы судов.
Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.03.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу N А29-10661/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Эжвинского района муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 26.05.2011 N 739-О-О, от 22.03.2012 N 486-О-О, положение статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации. Само по себе оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
...
Как следует из распоряжения, правовыми основаниями для его издания являются положения Федерального закона N 131-ФЗ (без указания конкретной нормы), статья 55 Устава Муниципального образования, раздел 4 Положения.
...
Договоры купли-продажи недвижимого имущества от 15.09.2016 N 1-09/2016 и 2-09/2016, заключенные Предприятием и Обществом, в судебном порядке не оспорены и недействительными не признаны. Следовательно, вытекающие из них правоотношения не могут быть прекращены органом местного самоуправления, не являющимся стороной по таким сделкам, в одностороннем порядке.
В силу изложенного руководитель Администрации не вправе был в порядке статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ отменять муниципальные правовые акты, на основании которых возникли и реально существовали гражданско-правовые отношения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 сентября 2017 г. N Ф01-4051/17 по делу N А29-10661/2016