г. Нижний Новгород |
|
05 октября 2017 г. |
Дело N А79-8201/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.05.2017, принятое судьей Афанасьевым А.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017, принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Гущиной А.М., по делу N А79-8201/2016
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии
о привлечении к административной ответственности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Ефимов Иван Андреевич,
и установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 26.08.2016 N 15/04-А-2016 о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ефимов Иван Андреевич.
Решением суда от 18.05.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 решение суда оставлено без изменения.
Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судами статей 2.9, 4.1, частей 1 и 2 статьи 14.31 КоАП РФ, просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленное требование. Суды не учли, что Предприятие не является субъектом естественной монополии, поэтому Управление неверно квалифицировало правонарушение по части 1, а не 2 статьи 14.31 КоАП РФ; назначенное наказание несоразмерно характеру и последствиям правонарушения; Предприятие дважды привлечено к административной ответственности за одно и то же правонарушение. Суды неправомерно не применили положения КоАП РФ о малозначительности.
Ефимов И.А. в отзыве отклонил доводы жалобы.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Предприятие и Ефимов И.А. заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без их участия.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, прокуратура Чувашской Республики передала в антимонопольный орган жалобу гражданина Ефимова И.А. на неправомерные действия Предприятия, выразившиеся в установлении в 2015 году необоснованно высокой стоимости услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа.
В ходе рассмотрения заявления Комиссия Управления пришла к выводу, что товарный рынок услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в пределах определенных географических границ является высококонцентрированным, с единственным продавцом - Предприятием в лице Ибресинского отделения. Конкурентная среда на рассматриваемом товарном рынке не развита.
По результатам рассмотрения дела N 32/04-АМЗ-2015 Управление приняло решение от 08.09.2015, которым признала действия Предприятия по установлению высоких цен на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Предприятию выдано предписание, обязывающее в срок до 12.10.2015 прекратить выявленное нарушение путем установления тарифов на услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа, не превышающих сумму необходимых для осуществления деятельности расходов и прибыли.
Усмотрев в действиях Предприятия состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, Управление составило протокол от 18.08.2016 N 15/04-А-2016 и приняло постановление от 26.08.2016 N 15/04-А-2016 о назначении нарушителю наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Предприятие не согласилось с принятым постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 2.1, 2.9, частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, статьями 5, 10 Федерального закона N 135-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для снижения размера назначенного наказания и признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В части 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 данного кодекса.
В силу части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства.
В рассматриваемом случае поводом к возбуждению в отношении Предприятия дела об административном правонарушении и принятию оспариваемого постановления послужило принятие Комиссией Управления решения от 08.09.2015 по делу N 32/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства, которое было предметом судебного разбирательства по делу N А79-10223/2015 Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, при разрешении настоящего спора факт совершения Предприятием действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением, не подлежит доказыванию, вывод судов о наличии в действиях Предприятия события административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является обоснованным.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательства, свидетельствующие о том, что Предприятие приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения или действовало в состоянии крайней необходимости, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Довод Предприятия о неправильном применении судами статьи 2.9 КоАП РФ отклоняется.
В статье 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив представленные доказательства и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суды пришли к выводу о том, что правонарушение не может быть признано малозначительным.
Суды не усмотрели оснований для снижения назначенного Предприятия административного штрафа. Штраф назначен в пределах санкции части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности нарушения.
Оценка вывода судов о невозможности квалификации правонарушения как малозначительного и невозможности снижения назначенного наказания не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Утверждения заявителя о том, что его дважды привлекли к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения, признано судами несостоятельным, поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления (26.08.2016) иные постановления о привлечении Предприятия к административной ответственности отсутствовали.
На основании изложенного суды обоснованно отказали Предприятию в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. В связи с этим государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей подлежит возврату Предприятию в порядке, установленном в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 18.05.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2017 по делу N А79-8201/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Чувашской Республики - филиала федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 11.08.2017 N 14971.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Предприятия о неправильном применении судами статьи 2.9 КоАП РФ отклоняется.
В статье 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
...
Суды не усмотрели оснований для снижения назначенного Предприятия административного штрафа. Штраф назначен в пределах санкции части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности нарушения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 октября 2017 г. N Ф01-4371/17 по делу N А79-8201/2016