г. Нижний Новгород |
|
25 октября 2017 г. |
Дело N А79-11893/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.10.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от ответчика: Максимова Е.В. (доверенность от 18.07.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нейрон" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.05.2017, принятое судьей Щетинкиным А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017, принятое судьями Мальковой Д.Г., Большаковой О.А., Наумовой Е.Н., по делу N А79-11893/2016
по иску Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (ИНН: 2128015438, ОГРН: 1022101136507)
к обществу с ограниченной ответственностью "Нейрон" (ИНН: 2130120447, ОГРН: 1132130007184)
о взыскании 3 719 945 рублей 81 копейки
и установил:
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нейрон" (далее - Общество) о взыскании 3 719 945 рублей 81 копейки в доход республиканского бюджета Чувашской Республики за нарушение обязательств по договору о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства.
Суд решением от 10.05.2017 удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.07.2017 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению Общества, необеспечение выполнения показателей, которые были заявлены при предоставлении государственной поддержки за счет средств бюджета, не свидетельствует о нецелевом использовании им бюджетных средств и не является основанием для возврата полученных субсидий; в материалах дела отсутствуют доказательства использования Обществом субсидий на иные цели, чем на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования. Заявитель указывает, что основания для возврата субсидии отсутствуют. Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, из протокола заседания комиссии по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства от 26.03.2015 N 1 следует, что комиссия приняла решение о предоставлении Обществу государственной поддержки в размере 3 719 945 рублей 81 копейки.
Министерство и Общество заключили договор от 06.04.2015 N 16 о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях развития и модернизации производства товаров, согласно пункту 1.1 которого Министерство предоставляет субсидию за счет средств, поступивших в республиканский бюджет из федерального бюджета, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, согласно приложению 1 к договору, в целях создания, развития и модернизации производства товаров по разделу 0400 "Национальная экономика", подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики", в пределах лимитов бюджетных средств на 2015 год, утвержденных Министерством в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2.1 договора субсидия предоставляется единовременно в размере 3 719 945 рублей 81 копейки.
Согласно платежному поручению от 14.10.2015 N 623433 субсидия в указанном размере перечислена Обществу.
Получатель субсидии взял на себя обязательства по достижению целевых показателей, указанных в информационной карте (приложение 2), и по соблюдению условий предоставления и использования субсидии, установленных Правилами и договором при предоставлении субсидии (подпункты 3.1.3 и 3.1.7 пункта 3.1 договора).
Кроме того, на основании подпункта 3.1.4 пункта 3.1 договора Общество взяло на себя обязательства по предоставлению в течение трех лет со дня получения субсидии в Министерство ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным, отчета о достижении показателей, указанных в информационной карте по установленной форме (приложение 3).
Согласно представленному Обществом отчету о достижении показателей, указанных в информационной карте, за отчетный 2015 год не достигнуты следующие показатели использования субсидии (копия представленного отчета за 2015 год прилагается): "Общий объем отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства" (в 2015 году план - 35 014,0 тыс. рублей, факт - 9 525,0 тыс. рублей); "Выручка от продажи товаров (работ, услуг)" (в 2015 году план - 35 014,0 тыс. рублей, факт - 256,0 тыс. рублей); "Сумма уплаченных налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации" (в 2015 году план - 4 509,0 тыс. рублей, факт - 187,0 тыс. рублей); "Чистый доход (доход за вычетом суммы расходов и уплаченных налогов)" (в 2015 году план - 18 037,0 тыс. рублей, факт - 638,0 тыс. рублей); "Среднесписочная численность работников" (в 2015 году план - 7 человек, факт - 5 челеловек); "Среднемесячная заработная плата работников" (в 2015 году план - 15 000 рублей, факт - 14 805 рублей), что является существенным нарушением взятых на себя получателем субсидии обязательств по Договору и не выполнением условий предоставления и использования субсидии.
Указанные плановые показатели в информационной карте, являющейся неотъемлемой частью договора, были заявлены Обществом в составе пакета документов, представленных им на конкурсный отбор субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение государственной поддержки в форме предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.
Общество не выполнило условия, предусмотренные подпунктами 3.1.3 и 3.1.7 пункта 3.1 договора, и по итогам отчетного периода 2015 года не обеспечило (не достигло) ни одного из значений показателей результативности использования субсидии, которые были заявлены им при предоставлении государственной поддержки из республиканского бюджета Чувашской Республики.
В Министерстве была создана рабочая группа для проведения мониторинга исполнения обязательств по реализации договоров, заключенных в 2015 году на получение субсидий в форме возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).
По результатам проведенного анализа представленного по итогам отчетного периода 2015 года получателем субсидии отчета о достижении показателей, указанных в информационной карте, установлено недостижение показателей результативности использования субсидии (протокол заседания рабочей группы по проведению мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, от 07.10.2016).
Министерство направило Обществу уведомление о возврате бюджетных средств в связи с нарушением обязательств по договору, установленных при предоставлении субсидии, и условий предоставления и использования субсидии.
Общество не осуществило возврат бюджетных средств, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с иском.
Руководствуясь статьями 28 и 38, подпунктом 2 пункта 2, пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), положениями Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе участникам инновационных территориальных кластеров, на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.07.2014 N 250 (далее - Правила предоставления субсидий), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о том, что Общество не выполнило условие договора о предоставлении субсидии в части достижения целевых показателей, и удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 N 398 утверждена подпрограмма "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" государственной программы Чувашской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012 - 2020 годы" (приложение 28).
Согласно паспорту подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" целевыми индикаторами и показателями подпрограммы являются к 2021 году: - прирост оборота продукции и услуг, произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства, - до 6,5 процента к предыдущему году; - прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики, - до 2,3 процента к предыдущему году; - доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения - до 34,5 процента; - доля продукции (работ, услуг), произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта - до 31,0 процента; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тысячу человек населения Чувашской Республики - 38,6; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, - 6430 единиц; - количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) - 5500 единиц; - прирост налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства - 20 процентов; - количество субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенных на территории индустриального (промышленного) парка, - 25 единиц.
В пункте 3.3 Правил предоставления субсидий установлено, что договор о предоставлении субсидии должен содержать в том числе следующие основные положения: - цели, сроки, порядок, размер и условия предоставления субсидии; - наименования сторон, их адреса и банковские реквизиты; - направления использования субсидии; - права и обязанности сторон; - ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств договора; - перечень документов, подтверждающих произведенные претендентом расходы; - перечень документов, подтверждающих использование оборудования для собственных нужд по целевому назначению в течение срока полезного использования, установленного постановлением Правительства Российской Федерации для соответствующей амортизационной группы основных средств, но не менее 3 лет со дня получения субсидии; - значения показателей результативности использования субсидий, указанных в информационной карте (далее - показатели результативности); - форму отчета о достижении значений показателей результативности и сроки его представления в Минэкономразвития Чувашии; - обязательство получателя субсидии о достижении значений показателей результативности; - обязательство получателя субсидии об использовании оборудования для собственных нужд по целевому назначению в течение срока полезного использования, установленного постановлением Правительства Российской Федерации для соответствующей амортизационной группы основных средств, но не менее 3 лет со дня получения субсидии; - обязательство получателя субсидии о ведении учета показателей результативности и представлении отчетности о достижении их значений; - обязательство получателя субсидии о недопущении образования задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы в Чувашской Республике в течение срока, указанного в абзаце третьем пункта 3.2 настоящих Правил; - обязательство получателя субсидии о недопущении образования задолженности по выплате заработной платы работникам в течение срока, указанного в абзаце третьем пункта 3.2 настоящих Правил; - обязательство получателя субсидии о выплате работникам заработной платы в размере не ниже двух минимальных размеров оплаты труда; - положения об обязательной проверке Минэкономразвития Чувашии соблюдения получателем субсидии условий и целей предоставления субсидии; - согласие получателя субсидии (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление Минэкономразвития Чувашии, Министерством финансов Чувашской Республики (далее - Минфин Чувашии) и иными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии; - порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, и случаи такого возврата; - порядок возврата субсидии в случаях выявления Минэкономразвития Чувашии или органами государственного финансового контроля фактов нарушения целей и условий, установленных при ее предоставлении, недостижения значений показателей результативности; - порядок, сроки и формы представления отчетности об использовании субсидии, выполнении условий предоставления субсидии.
Эффективность использования субсидии оценивается исходя из достижения претендентом следующих значений показателей результативности: - общий объем отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства; - выручка от продажи товаров (работ, услуг); - сумма уплаченных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; - чистый доход (доход за вычетом суммы расходов и уплаченных налогов); - средняя численность работников; - среднемесячная заработная плата одного работника; - создание дополнительных рабочих мест. В случае выявления нарушения условий предоставления субсидии, установленных настоящими Правилами, и обязательств, установленных договором, нецелевого использования субсидии получатель субсидии обязан возвратить субсидию в республиканский бюджет Чувашской Республики (пункты 4.2 - 4.3 Правил предоставления субсидий).
В пункте 4.4 Правил предоставления субсидий указано, что решение о возврате субсидии принимается Минэкономразвития Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня поступления заключения рабочей группы и (или) органов государственного финансового контроля о выявлении фактов, указанных в пункте 4.3 настоящих Правил.
В случае, если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не выполнены и (или) не достигнуты показатели результативности и по результатам года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, то субсидия подлежит возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики в срок до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в объеме, рассчитанном по формуле: Vвозврата = Vсубсидии x k x m / n, где:
Vсубсидии - размер субсидии, полученной получателем субсидии;
k - коэффициент возврата субсидии;
m - количество показателей результативности, по которым индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности, имеет положительное значение;
n - общее количество показателей результативности.
Коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле k = SUM Di / m, где:
Di - индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности. Индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности, определяется по формуле Di = 1 - Тi / Si, где:
Тi - фактически G_Д_Ю_достигнутое значение i-го показателя результативности на отчетную дату;
Si - плановое значение i-го показателя результативности.
На основании пункта 4.6 Правил предоставления субсидий Минэкономразвития Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о возврате субсидии направляет получателю субсидии уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств.
В случае если получатель субсидии не возвращает бюджетные средства, полученные в виде субсидии, в республиканский бюджет Чувашской Республики в течение 30 дней со дня направления ему уведомления, они взыскиваются в судебном порядке. Получатель субсидии в дальнейшем лишается права на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами (пункт 4.7 Правил предоставления субсидий).
Суды установили и материалам дела не противоречит, что Общество не обеспечило выполнение условия договора о предоставлении субсидии от 06.04.2015 N 16 в части достижения целевых показателей, указанных в информационной карте, согласно приложению 2 к договору. Доказательства невозможности исполнения условий договора в материалах дела отсутствуют.
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что недостижение Обществом показателей, установленных договором, является невыполнением целей, установленных подпрограммой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике" (приложение 28) государственной программы Чувашской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2012 - 2020 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2011 N 398, и правомерно удовлетворили иск.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.05.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 по делу N А79-11893/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нейрон" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Кодекса нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 октября 2017 г. N Ф01-4759/17 по делу N А79-11893/2016
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4759/17
15.09.2017 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-11893/16
26.07.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4895/17
10.05.2017 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-11893/16