г. Нижний Новгород |
|
21 ноября 2017 г. |
Дело N А43-4053/2017 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от истца: Скотина С.Н. (доверенность от 04.04.2016),
от ответчика: Неволиной И.Н. (доверенность от 04.07.2017)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.05.2017, принятое судьей Чепурных М.Г., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017, принятое судьями Захаровой Т.А., Белышковой М.Б., Протасовым Ю.В., по делу N А43-4053/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (ОГРН: 1025203016332, ИНН: 5260080007)
о признании недействительным предписания Волжско-Окского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2016 N пр-3116/16/П/23,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичное акционерное общество "Газпром", Коленков Дмитрий Владимрович,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору (далее - Управление, надзорный орган) от 14.11.2016 N пр-3116/16/П/23.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром") и Коленков Дмитрий Владимирович.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 29.05.2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017, отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, у надзорного органа отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания, поскольку у Общества имеются законные права на части земельных участков и объекты недвижимости по месту осуществления лицензируемой деятельности. Заявитель указывает, что суды не приняли во внимание судебные акты по гражданскому делу N 2-29/2013, которыми подтверждены законные основания использования ПАО "Газпром" частей земельных участков, занятых опасными производственными объектами, эксплуатируемыми Обществом, и ошибочно посчитали, что земельные участки используются Обществом без законных оснований; полагает, что спорное предписание не отвечает признаку исполнимости, поскольку его исполнение зависит от воли третьих лиц. Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Надзорный орган в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Коленков Д.В. в отзыве поддержал позицию Управления.
ПАО "Газпром" ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, в отзыве поддержало позицию Общества.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 11.11.2016 по 14.11.2016 в целях проверки исполнения предписания от 05.11.2015 N пр-2678/15/П/23 на основании распоряжения заместителя руководителя от 08.11.2016 N пр-3116/16 уполномоченные лица Управления провели в отношении Общества внеплановую документарную проверку, в ходе которой выявили нарушения части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожарных и химических опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, что свидетельствует о невыполнении Обществом требований предписания надзорного органа.
Результаты проверки оформлены актом от 14.11.2016 N пр-3116/16/А/23.
По итогам проверки Управление выдало Обществу предписание от 14.11.2016 N пр-3116/16/П/23, которым обязало в срок до 01.03.2017 представить документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание на земельные участки, на которых размещены опасные производственные объекты: площадка компрессорной станции "Новоарзамасская" и магистральный газопровод "Починки - Грязовец" на территории Сосновского района Нижегородской области.
Общество, посчитав, что предписание надзорного органа не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 69, 71, 96, 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 610 и 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона N 116-ФЗ и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (далее - Постановление N 401), Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Управление является органом, уполномоченным на осуществление контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности лицами, эксплуатирующими опасные производственные объекты; вправе проводить проверки соблюдения юридическими лицами обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности и выдавать по их результатам обязательные для исполнения предписания (Законы N 116-ФЗ и 294-ФЗ, Положение N 401).
Суды установили, что мероприятия по контролю (надзору), по результатам которых Обществу выдано оспариваемое предписание, проведены Управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Законом N 116-ФЗ, в силу пункта 1 статьи 9 которого организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию.
Деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию (подпункт 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение N 492).
Суды установили и заявителем жалобы не оспорено, что Общество на основании лицензии от 11.02.2009 N ВП-00-009629 эксплуатирует опасные производственные объекты: площадку компрессорной станции "Новоарзамасская", регистрационный номер А40-00174-0564, и участок магистрального газопровода Арзамасского ЛПУ МГ, регистрационный номер А40-00174-0069 (магистральный газопровод "Починки - Грязовец" на территории Сосновского района Нижегородской области), следовательно, в силу действующего законодательства обязано соблюдать требования, запреты и положения в области промышленной безопасности.
Одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности является наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, применяемых на объектах (подпункт "а" пункта 5 Положения N 492).
В ходе осуществления проверочных мероприятий надзорный орган выявил отсутствие у Общества документов в отношении земельных участков, на которых размещаются указанные опасные производственные объекты.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, а также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.06.2016 по делу N А43-1923/2016, и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит повторному доказыванию.
Исследовав и оценив материалы дела доказательства, суды признали доказанным факт нарушения Обществом требований Закона N 116-ФЗ и Положения N 492, и, установив, что предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту (лицу, осуществляющему лицензируемый вид деятельности и непосредственно эксплуатирующему опасные производственные объекты), направлено на устранение допущенного нарушения и является исполнимым, правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Позиция Общества об эксплуатации спорных объектов на законных основаниях со ссылкой на судебные акты Нижегородского областного суда по гражданскому делу N 2-29/2013, была предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонена. Суд установил, что договоры аренды земельных участков от 29.11.2007 N ПГ/Нов-2 и ПГ/Нов-6 на момент проверки были расторгнуты по заявлению собственника земельных участков Коленкова Д.В., а иных документов, подтверждающих оформление в установленном порядке права использования земельных участков, занятых опасными производственными объектами, в дело не представлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.05.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 по делу N А43-4053/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию (подпункт 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение N 492).
...
Исследовав и оценив материалы дела доказательства, суды признали доказанным факт нарушения Обществом требований Закона N 116-ФЗ и Положения N 492, и, установив, что предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту (лицу, осуществляющему лицензируемый вид деятельности и непосредственно эксплуатирующему опасные производственные объекты), направлено на устранение допущенного нарушения и является исполнимым, правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 ноября 2017 г. N Ф01-5378/17 по делу N А43-4053/2017