г. Нижний Новгород |
|
01 декабря 2017 г. |
Дело N А82-14137/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.12.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.,
при участии представителя
от заявителя: Козловой М.А. (доверенность от 29.12.2016),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.04.2017, принятое судьей Коробовой Н.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017, принятое судьями Черных Л.И., Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В., по делу N А82-14137/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
о признании недействительным приказа Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344)
и установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным приказа Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 14.07.2016 N 740 об отмене установления скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 17.04.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524. По мнению Общества, приказ от 14.07.2016 N 740 незаконен, поскольку при рассмотрении заявления ОАО "РЖД" об установлении скидки к страховому тарифу на 2014 год Фонд проверял своевременность уплаты страхователем текущих страховых взносов за 2013 год. Правила установления страхователям скидок не регулируют основания и порядок отмены ранее предоставленных скидок к страховым тарифам. Оспариваемым приказом Фонда фактически установлены основания для начисления страховых взносов в размере ранее предоставленной скидки. На момент издания оспариваемого ненормативного акта приказ от 03.10.2013 N 13675 утратил силу.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, в отзыве на кассационную жалобу указал на законность решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 30.09.2013 обратилось в Фонд с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год.
Рассмотрев данное заявление, Фонд издал приказ от 03.10.2013 N 13675 об установлении Обществу скидки к страховому тарифу на 2014 год.
Установив в ходе контрольных мероприятий, что уплата страховых взносов производилась Обществом несвоевременно, Фонд издал приказ от 14.07.2016 N 740 об отмене приказа от 03.10.2013 N 13675.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа от 14.07.2016 N 740.
Руководствуясь статьями 18, 21, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524, Арбитражный суд Ярославской области признал законным оспариваемый ненормативный акт Фонда и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты и действия органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страховщики имеют право, в том числе, проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики обязаны, в том числе, обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик имеет право, в том числе, устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
На основании пункта 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю.
Согласно пункту 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила), условием рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки является, в том числе, своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество допустило несвоевременную уплату страховых взносов за январь, февраль 2013 года и неуплату страховых взносов за июль 2013 года.
Данное обстоятельство Обществом не оспаривается.
Таким образом, Обществу не могла быть предоставлена скидка к страховому тарифу на 2014 год, в связи с чем приказ от 03.10.2013 N 13675 об установлении скидки не соответствует требованиям Правил.
При таких обстоятельствах Фонд правомерно отменил приказ от 03.10.2013 N 13675, как не соответствующий действующему законодательству.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным приказа от 14.07.2016 N 740.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 17.04.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от19.07.2017 по делу N А82-14137/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик имеет право, в том числе, устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
На основании пункта 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
...
Согласно пункту 8 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила), условием рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки является, в том числе, своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 декабря 2017 г. N Ф01-4859/17 по делу N А82-14137/2016