г. Нижний Новгород |
|
05 декабря 2017 г. |
Дело N А11-10931/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.11.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.12.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Дворникова И.Н. (доверенность от 01.11.2017),
Красильниковой М.И. (в судебном заседании от 22.11.2017; доверенность от 01.11.2017),
от заинтересованного лица: Беловой К.А. (доверенность от 12.01.2017 N 16-03/00210),
Панюшиной А.Ю. (доверенность от 10.01.2017 N 04-03/65)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.04.2017, принятое судьей Ушаковой Е.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017, принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Захаровой Т.А., по делу N А11-10931/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аурум" (ИНН: 3306014461, ОГРН: 1103326000491)
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира от 31.08.2016 N 9067А в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 11.11.2016 N 13-15-07/12028@
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аурум" (далее - ООО "Аурум", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 31.08.2016 N 9067А в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области (далее - Управление) от 11.11.2016 N 13-15-07/12028@.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 26.04.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что при принятии судебных актов суды нарушили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Инспекция указывает, что у нее отсутствовали основания для государственной регистрации, поскольку представленные в регистрирующий орган документы были составлены с нарушением требований, предъявляемых к их оформлению, в частности, в части заполнения номера контактного телефона. Заявитель считает необоснованным вывод судов о том, что указание неверного междугороднего кода номера стационарного телефона не влечет неправильного восприятия этого номера регистрирующим органом, поскольку указанные сведения вносятся в общедоступный Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и могут ввести в заблуждение кредиторов ликвидируемой организации и других лиц, добросовестно полагающих, что данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются достоверными. В связи с тем, что после представления документов внесение изменений в них невозможно, допущенные ошибки носят неустранимый характер, а нарушение требований к оформлению документов, предъявляемых для регистрации, приравнивается к их отсутствию.
Подробно доводы Инспекции приведены в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержаны представителями в судебных заседаниях.
Общество в отзывах на кассационную жалобу и представители в судебных заседаниях с доводами регистрирующего органа не согласились, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 00 минут 28.11.2017.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.08.2016 участники ООО "Аурум" приняли решение о ликвидации Общества и назначении Климовой Е.В. ликвидатором.
В связи с этим 24.08.2016 в регистрирующий орган были направлены документы на государственную регистрацию сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица, а именно: уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001, протокол внеочередного общего собрания участников от 18.08.2016 и уведомление о передаче документов в регистрирующий орган от 20.08.2016.
Рассмотрев представленные документы, Инспекция приняла решение от 31.08.2016 N 9067А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с тем, что в уведомлении о ликвидации и протоколе внеочередного общего собрания участников содержатся недостоверные сведения и нарушены требования к их заполнению.
Решением Управления от 11.11.2016 N 13-15-07/12028@ решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
ООО "Аурум" не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 61, 62, 92 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 12, 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", статьями 9, 20, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.03.2000 N 91 "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации", приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" и учитывая рекомендации, изложенные в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу об отсутствии у Инспекции оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Первый арбитражный апелляционный суд поддержал правовую позицию суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества.
Согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
В силу пункт 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 ГК РФ).
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (пункт 4 статьи 62 ГК РФ и пункт 3 статьи 57 Закона N 14-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
В пункте 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ установлено, что руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Как следует из материалов дела и установили суды, основанием для принятия Инспекцией оспариваемого решения явилось представление Обществом документов, содержащих недостоверные сведения, и нарушение требований к их оформлению, вследствие чего эти документы были признаны не представленными.
В ходе проверки представленных документов регистрирующий орган установил, что уведомление о ликвидации и протокол внеочередного общего собрания участников противоречат уставу Общества, согласно пункту 13.3 которого общее собрание участников Общества принимает решение о ликвидации юридического лица и назначении ликвидационной комиссии, а не ликвидатора, как указано в представленных документах; протокол общего собрания участников Общества подписан только одним из участников (Авакян Н.Г.).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что правовой статус ликвидатора и ликвидационной комиссии являются идентичными, а право выбора назначения ликвидатора или ликвидационной комиссии предоставлено организации законом и не подлежит ограничению, в том числе уставом юридического лица, суды установили, что Общество при подаче заявления в суд приобщило копию протокола внеочередного общего собрания участников ООО "Аурум" от 18.08.2016, содержащего подписи обоих участников юридического лица (Авакян Н.Г. и Авакян А.Г.); в ходе рассмотрения дела Общество также представило нотариально заверенную копию спорного протокола; волеизъявление участников Общества на принятие решения о ликвидации подтверждается обстоятельствами, установленными Арбитражным судом Владимирской области в рамках рассмотрения дела N А11-6701/2016 о признании ООО "Аурум" несостоятельным (банкротом).
На основании изложенного суды признали недоказанным и необоснованным отказ в государственной регистрации по причине непредставления уведомления о ликвидации и протокола общего собрания участников.
Вывод судов в данной части заявитель жалобы не оспаривает.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки документов Инспекция установила нарушение Обществом пункта 1.8 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в части заполнения номера контактного телефона.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 полномочия по утверждению форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, возложены на Федеральную налоговую службу.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, содержатся в приложении N 20 к названному приказу.
В пункте 1.8 приложения N 20 установлено, что при заполнении показателя "контактный телефон" номер телефона указывается без пробелов и прочерков. Номер стационарного телефона указывается с междугородным телефонным кодом. Каждая скобка и знак "+" указываются в отдельном знакоместе.
Относительно указания в уведомлении о ликвидации номера стационарного телефона с неверным кодом (вместо "8" указан "+7") суды посчитали, что данное нарушение носит устранимый характер и не влечет неправильного восприятия регистрирующим органом соответствующего номера телефона.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что в рассматриваемом случае установленное несоблюдение требований при заполнении уведомления не свидетельствует о недостоверности представленных сведений.
При этом суд округа принимает во внимание, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции Общество реализовало право на повторное обращение с заявлением о государственной регистрации сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора; указанные сведения внесены в ЕГРЮЛ на основании решения Инспекции от 25.11.2016 N 11465А (том 1, лист дела 70).
Учитывая изложенное, удовлетворение настоящей кассационной жалобы не повлечет для ее заявителя правовосстановительных последствий.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалованных судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку Инспекция на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.04.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 по делу N А11-10931/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1.1, 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 полномочия по утверждению форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, возложены на Федеральную налоговую службу.
Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 декабря 2017 г. N Ф01-5339/17 по делу N А11-10931/2016