г. Нижний Новгород |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А43-14349/2017 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
при участии представителей
от заявителя: Лудиной О.С. (доверенность от 18.10.2017 N 80/17),
Морозовой Ю.И. (доверенность от 09.01.2018 N 03/18),
Федосеевой Е.А. (доверенность от 24.01.2018 N 12/18),
от заинтересованного лица: Плетос И.А. (доверенность от 09.01.2018 N 515-00-11-1/18)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Московского района" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.07.2017, принятое судьей Соколовой Л.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017, принятое судьями Гущиной А.М., Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В., по делу N А43-14349/2017
по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Московского района" (ИНН: 5259047735, ОГРН: 1055236075520)
к Государственной жилищной инспекции Нижегородской области
о признании недействительным предписания (в части)
и установил:
открытое акционерное общество "Домоуправляющая Компания Московского района" (далее - ОАО "ДК Московского района", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пунктов 1, 2 предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 04.04.2017 N 515-13-414/2017.
Решением суда от 06.07.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 решение оставлено без изменения.
ОАО "ДК Московского района" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно применили часть 5 статьи 154, часть 9.2 статьи 156, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункты 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", поскольку в спорном доме выбран способ управления - управление управляющей организацией, то размер платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества может быть определен только исходя из нормативов и без учета показания приборов учета соответствующих ресурсов; основания для осуществления перерасчета отсутствуют.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
Инспекция в отзыве и ее представитель в судебном заседании не согласилось с доводами, изложенными в жалобе, посчитав принятые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 01.02.2018.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция 04.04.2017 провела в отношении ОАО "ДК Московского района" внеплановую документарную проверку.
В ходе проверки выявлен факт начисления Обществом собственникам (потребителям) многоквартирного дома 16 по улице Героя Давыдова в городе Нижнем Новгороде платы за электрическую энергию, использованную на содержание общего имущества, без учета показаний коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии исходя из норматива потребления.
По результатам проверки 04.04.2017 составлен акт N 515-13-414/2017 и Обществу выдано предписание N 51513-414/2017 об устранении выявленных нарушений, согласно которому ОАО "ДК Московского района" необходимо в срок до 29.05.2017 привести в соответствие с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации размер платы за электрическую энергию, использованную на содержание общего имущества, с учетом показаний коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, но не выше нормативного потребления.
Общество не согласилось с пунктами 1 и 2 предписания и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 154, 156, 161, 162, 193, 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", частью 1 статьи 7, пунктом 51 части 1 статьи 12, частью 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ), пунктами 3, 13 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, Правилами N 491, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспоренное предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, и заявитель жалобы не оспаривает, что предписание выдано Инспекцией в пределах полномочий, предоставленных ей законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно подпункту "л" пункта 11 Правил N 491 (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" с 01.01.2017) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
В части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Как следует из пункта 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции данного федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
На основании части 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Аналогичные положения закреплены в пункте 29 Правил N 491 в редакции, действующей с 01.01.2017.
В соответствии с пунктами 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017 следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений данного постановления.
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017 при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
На основании указанных норм суды обоснованно указали, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунального ресурса (в том числе электроэнергию), потребляемого при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, подлежит определению исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме только в случае утверждения органом государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих нормативов.
До утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих нормативов в целях соблюдения и не нарушения прав собственников многоквартирных домов исполнителям коммунальных услуг необходимо осуществлять соответствующие расчеты по нормативам, установленным субъектом по состоянию на 01.11.2016, при условии, что расчеты по показаниям коллективных приборов учета будут выше указанных нормативов.
В случае, если объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленному субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме подлежит определению исходя из их фактического потребления, определенного по показаниям таких приборов учета.
Суды установили, что на момент проведения Инспекцией проверки и выдачи оспоренного предписания на территории Нижегородской области нормативы потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме уполномоченным органом не были утверждены.
Общество, которое осуществляет управление многоквартирным домом 16 по улице Героя Давыдова в городе Нижнем Новгороде на основании договора от 01.01.2011, начисляло собственникам (потребителям) плату за электрическую энергию, использованную на содержание общего имущества, исходя из норматива потребления и без учета показаний коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии.
Между тем, как видно из акта проверки от 04.04.2017, объем электрической энергии, потребленный в январе и феврале 2017 года в целях содержания общего имущества собственниками многоквартирного дома, рассчитанный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, меньше объема потребления, рассчитанного исходя из норматива потребления.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что расчет размера платы за электрическую энергию, использованную на содержание общего имущества спорного многоквартирного дома в указанный период, должен был производиться ОАО "ДК Московского района" исходя из объема потребления, рассчитанного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
При таких обстоятельствах суды признали правомерными требования Инспекции, изложенные в оспоренном предписании, о проведении корректировки размера платы за электрическую энергию, использованную на содержание общего имущества, и расчете платы с учетом показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Кроме того, аргументы Общества сводятся к иному, нежели у суда, толкованию действующего законодательства, что не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.07.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 по делу N А43-14349/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Московского района" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Аналогичные положения закреплены в пункте 29 Правил N 491 в редакции, действующей с 01.01.2017.
В соответствии с пунктами 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017 следует утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений данного постановления."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 февраля 2018 г. N Ф01-6417/17 по делу N А43-14349/2017
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6417/17
03.10.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4829/17
25.07.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4829/17
07.07.2017 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-14349/17
26.05.2017 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-14349/17
23.05.2017 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-14349/17