г. Нижний Новгород |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А11-12535/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.02.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителей
от истца: Костюковой Н.В., доверенность от 09.01.2018,
Парамонова В.Б., доверенность от 09.01.2018,
от ответчика - Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации
Владимирской области: Казбанова М.В., доверенность от 14.11.2017,
Федяшина А.И., доверенность от 14.08.2017,
от ответчика - Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации
Владимирской области: Андреева Р.М., доверенность от 27.09.2017,
от третьего лица: Меньшова М.А., доверенность от 09.01.2018,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - акционерного общества "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.05.2017, принятое судьей Волгиной О.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017, принятое судьями Логиновой О.А., Вечкановым А.И., Фединской Е.Н., по делу N А11-12535/2015
по иску открытого акционерного общества "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" (ИНН: 5257111223, ОГРН: 1095257004457)
к субъекту Российской Федерации Владимирской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области (ИНН: 3329026368, ОГРН: 1033303406322) и Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области (ИНН: 3328101767, ОГРН: 1033302006726)
о взыскании 45 493 000 рублей,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области (ИНН: 3328440760, ОГРН: 1063328002143),
и установил:
открытое акционерное общество "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" (далее - истец, Общество, ОАО "ВВППК", в настоящее время АО "ВВППК") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к субъекту Российской Федерации Владимирской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области (далее - Департамент транспорта) и Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области (далее - Департамент финансов) о взыскании за счет казны Владимирской области 45 493 000 рублей убытков, возникших вследствие перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Владимирской области в 2012 году.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области (далее - Департамент цен и тарифов).
Решением суда от 31.05.2017 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 решение Арбитражного суда Владимирской области оставлено без изменения.
АО "ВВППК" не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска или направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, тариф на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Владимирской области в 2012 году, установленный для ОАО "ВВППК" постановлением губернатора Владимирской области от 26.12.2011 N 1466, является экономически необоснованным, поскольку при его принятии нарушены требования Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 N 235-т/1. При расчете размера тарифа не использовались данные бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности Общества, а также расчетные и обосновывающие материалы, прогнозные индексы на 2012 год, не определен пассажирооборот на период регулирования на базе прогнозной динамики вагоно-километровой работы с корректировкой на населенность вагонов. В данном постановлении губернатора Владимирской области не указано, а также из договора, заключенного Департаментом транспорта и ОАО "ВВППК", не следует, что утверждаемый тариф является экономически обоснованным и безубыточным. Администрация Владимирской области исходила из того, что у заявителя в 2012 году могли возникнуть недополученные доходы из-за несоответствия утвержденного тарифа экономически обоснованному тарифу. Постановление губернатора Владимирской области от 26.12.2011 N 1466 вступило в силу 10.01.2012. В период с 01.01.2012 по 09.01.2012 применялся тариф, согласованный письмом Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.01.2011 N ДЦТ-89-04-06 в размере 15,20 рубля за 10-километровую зону. Вывод судов об отсутствии у Общества права на получение субсидий основан на применении неправильных показателей экономически обоснованных затрат перевозчика и планового пассажирооборота. Также АО "ВВППК" не согласно с выводом судов об истечении сроков исковой давности по требованиям о взыскании убытков в виде субсидий за 1-3 кварталы 2012 года. Срок исковой давности подлежит исчислению с даты отказа Департаментом транспорта в заключении договора о предоставлении субсидий - 19.08.2014.
Подробно доводы АО "ВВППК" приведены в кассационной жалобе и пояснениях к ней.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и пояснениях к ней.
Департамент транспорта, Департамент финансов и Департамент цен и тарифов в отзывах на кассационную жалобу, а также их представители в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв. Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 29.01.2018 (определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.12.2017).
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.01.2018 произведена замена судьи Бердникова О.Е. на судью Чижова И.В. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
При рассмотрении кассационной жалобы в судебном заседании 29.01.2018 объявлялся перерыв до 13 часов 45 минут 05.02.2018 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, ОАО "ВВППК" создано 11.09.2009 на базе Горьковской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") в результате реорганизации отрасли пригородных железнодорожных перевозок и в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии в рамках осуществляемой им с 01.01.2011 деятельности по перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении на территории Владимирской области.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.04.2011 N 109-т Общество включено в реестр естественных монополий за N 52/12.
ОАО "ВВППК" (перевозчик) и Департамент транспорта (организатор) в целях организации транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортном в пригородном сообщении на территории Владимирской области в 2012 году заключили договор на организацию транспортного обслуживания населения от 30.12.2011 N 40.
Согласно пункту 1.2 договора организатор поручает, а перевозчик осуществляет транспортное обслуживание перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Владимирской области по тарифам, установленным для перевозчика администрацией Владимирской области, в порядке, утвержденном губернатором Владимирской области.
Организатор обеспечивает предоставление из бюджета Владимирской области субсидий на возмещение недополученных доходов перевозчика, возникающих при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Владимирской области в 2012 году, на основании отдельно заключаемого договора (пункт 1.4 договора).
Перевозчик обязался обеспечить перевозку пассажиров по маршрутам, графикам и в соответствии с размерами движения пригородных поездов по территории Владимирской области установленной составности, определенными приложением 1 к договору, являющимся его неотъемлемой частью (пункт 2.1.2 договора).
В силу пункта 2.1.7 перевозчик обязался представить в Департамент цен и тарифов данные статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности в соответствии с Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1, необходимые для расчета экономически обоснованных затрат на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Владимирской области в 2012 году.
В пункте 3.1.2 договора (в редакции дополнительного соглашения от 29.06.2012 N 4, действие которого распространено на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2012 по 31.12.2012) предусмотрена обязанность организатора в месячный срок с даты определения Департаментом цен и тарифов экономически обоснованных затрат перевозчика на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Владимирской области в 2012 году, произвести расчет планового размера субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих при перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Владимирской области в 2012 году, и принять меры для внесения соответствующих изменений в закон Владимирской области от 23.12.2011 N 122-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
На основании пунктов 3.1.4 и 3.1.5 договора организатор обязался принять меры для утверждения (согласования) администрацией Владимирской области тарифа на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Владимирской области. Принять меры для расчета администрацией Владимирской области уровня экономически обоснованных затрат на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Владимирской области на основании Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1, в месячный срок с даты представления перевозчиком материалов, указанных в пункте 2.1.7 договора.
Общество в 2012 году в полном объеме исполнило обязательства по перевозке пассажиров в соответствии с заключенным сторонами договором, что не оспаривается ответчиком.
Постановлением губернатора Владимирской области от 26.12.2011 N 1466 "Об установлении тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Владимирской области для открытого акционерного общества "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" (далее - постановление Губернатора Владимирской области N 1466) на 2012 год установлен тариф для расчета с населением по перевозке Обществом в размере 2 рублей 26 копеек за пассажиро-километр.
Департамент транспорта в соответствии с пунктом 3.1.6 договора в июле 2012 года разработал и направил на согласование Порядок ежеквартального возмещения недополученных доходов перевозчиков вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Постановлением губернатора Владимирской области от 22.10.2012 N 1188 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение затрат на осуществление перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по регулируемым в установленном порядке тарифам.
ОАО "ВВППК" посчитало, что в нарушение постановлений губернатора Владимирской области от 26.12.2011 N 1466, от 22.10.2012 N 1188, а также условий договора на организацию транспортного обслуживания администрация Владимирской области не произвела расчеты экономически обоснованного уровня тарифа и планового расчета субсидий на основании расчетных данных 2012 года. Субсидия истцу на возмещение недополученных доходов, возникших вследствие государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Владимирской области в 2012 году, не предоставлялась, в результате у истца по итогам работы за 2012 год образовались убытки в размере 45 493 000 рублей. По мнению Общества, ответственность за возникновение данных убытков лежит на субъекте Российской Федерации - Владимирской области, в связи с чем ОАО "ВВППК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 16, 195, 200, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон о железнодорожном транспорте), пунктами 13, 15 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, Положением об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950, Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службой по тарифам от 28.09.2010 N 235-т/1, статьей 9 Закона Владимирской области от 06.04.2004 N 18-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Владимирской области", Порядком предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение затрат на осуществление перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по регулируемым в установленном порядке тарифам, утвержденным постановлением губернатора Владимирской области от 22.10.2012 N 1188, пунктом 8 Порядка рассмотрения материалов, предоставляемых для расчета тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Владимирской области, утвержденного постановлением губернатора Владимирской области от 28.11.2011 N 1334, пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не доказал возникновения у него убытков по причине установления экономически необоснованного тарифа на пригородные железнодорожные перевозки, а также указал на пропуск срока исковой давности по требованию о взыскании убытков в виде размера субсидии за 1 - 3 кварталы 2012 года и отказал в удовлетворении иска.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами Арбитражного суда Владимирской области и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 15 Кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статьи 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
В силу пункта 3 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 (далее - Положение), государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов).
Органы регулирования участвуют в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении (подпункт "а" пункта 4 Положения).
В пункте 6 Положения установлено, что государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении и услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах осуществляется органами регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, иными нормативными правовыми актами в установленной сфере деятельности и настоящим Положением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - Положение N 643), согласно пункту 10 которого порядок расчета тарифов, сборов и платы (индексов к действующему уровню тарифов, сборов и платы) утверждается Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с пунктом 13 Положения N 643 основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
Органы регулирования могут применять и иные методы ценового (тарифного) регулирования.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 N 235-т/1 утверждена Методика расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (далее - Методика N 235-т/1), которая определяет основные положения по расчету экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (пункт 3 Методики N 235-т/1).
В соответствии со статьей 9 Закона Владимирской области от 06.04.2004 N 18-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Владимирской области" (в редакции, действовавшей в спорный период) государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярных перевозок осуществляется путем установления предельного (максимально допустимого) уровня тарифов, на перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении - фиксированных тарифов.
Положение о формировании тарифов на перевозку пассажиров и багажа на территории Владимирской области утверждается губернатором области.
Согласно пункту 8 Порядка рассмотрения материалов, представляемых для расчета тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Владимирской области, утвержденного постановлением губернатора Владимирской области от 28.11.2011 N 1334 (действовавший в период установления тарифа на 2012 год), после получения согласования от субъектов регулирования департамент цен и тарифов администрации области в течение 20 рабочих дней готовит и подписывает у Губернатора области проект постановления об установлении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении не ниже экономически обоснованных.
Постановлением губернатора Владимирской области от 26.12.2011 N 1466 "Об установлении тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Владимирской области для открытого акционерного общества "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" на 2012 год установлен тариф для расчета с населением по перевозке Обществом в размере 2 рублей 26 копеек за пассажиро-километр.
Постановлением губернатора Владимирской области от 22.10.2012 N 1188 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на возмещение затрат на осуществление перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по регулируемым в установленном порядке тарифам (далее - Порядок предоставления субсидий), который устанавливает условия и порядок предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта в целях возмещения им затрат на осуществление перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по регулируемым в установленном порядке тарифам (далее - субсидии) за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели (пункт 1 Порядка предоставления субсидий).
В силу пункта 2 Порядка предоставления субсидий право на получение субсидии предоставляется организации железнодорожного транспорта (далее - Перевозчик) при условии, в том числе, установления нормативным правовым актом Владимирской области предельного тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для Перевозчика в размере ниже его экономически обоснованного уровня.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления субсидий определение планового размера субсидии производится в соответствии с методикой расчета, установленной приложением N 1 к настоящему Порядку.
Предоставление субсидии Перевозчику осуществляется ежеквартально, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Департаменту на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящего Порядка, и в соответствии с договором о предоставлении субсидии, заключенным Департаментом с Перевозчиком (пункт 5 Порядка предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидий субсидии за последний квартал текущего финансового года предоставляются Перевозчику не позднее 25 декабря текущего финансового года на основании отчета о возмещении затрат на осуществление перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, включающего сведения об исполнении договора о предоставлении субсидии за декабрь текущего финансового года, составленного по оперативным данным и представленного в Департамент не позднее 15 декабря текущего финансового года, в размере, не превышающем среднемесячный размер субсидии за истекший период, в пределах остатка неиспользованных лимитов бюджетных обязательств.
Расчет размера субсидии осуществляется в соответствии с методикой расчета, установленной приложением N 2 к настоящему Порядку (пункт 7 Порядка предоставления субсидий).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.01.2016 N 302-ЭС15-11950, Положение N 643 допускает отступление от метода экономически обоснованных затрат для обеспечения доступности транспортных услуг. Подобное отступление влечет за собой установление тарифа на уровне ниже экономически обоснованного. В таком случае на публично-правовом образовании, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, лежит обязанность по возмещению перевозчику соответствующих убытков, если публично-правовым образованием не были приняты меры, направленные на компенсацию потерь иным способом.
Поскольку упомянутые убытки возникают вследствие учета платежеспособности населения субъектом Российской Федерации, действующим в пределах предоставленных ему полномочий по государственному регулированию цен на пригородные пассажирские железнодорожные перевозки, для взыскания убытков, вызванных тарифным регулированием, оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
При утверждении перевозчику тарифа как цены, рассчитанной с применением метода экономически обоснованных затрат, предполагается, что применение такого тарифа не должно приводить к возникновению убытков на стороне субъекта регулирования, а фактический дисбаланс доходов и расходов последнего выравнивается мерами последующего тарифного регулирования (абзац 2 пункта 15 Положения N 643).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, и материалам дела это не противоречит, что размер предъявленных Обществом к возмещению убытков за 2012 год рассчитан истцом как разница между суммой фактических расходов и суммой доходов от перевозок. Расчет суммы требований произведен в соответствии с положениями Порядка предоставления субсидий (письменные пояснения Общества от 17.04.2017).
Согласно расчету, произведенному истцом, в 2012 году он оказал услуги по перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении в согласованном объеме по установленному тарифу 2 рубля 26 копеек, который не является экономически обоснованным и установлен в нарушение Методики N 235-т/1, что привело к возникновению у ОАО "ВВППК" убытков в сумме 45 493 000 рублей в виде непокрытых затрат на осуществление данной хозяйственной деятельности.
Департамент цен и тарифов в письме от 26.10.2012 N ДЦТ-5941-08-06 отразил, что ожидаемые расходы ОАО "ВВППК" на 2012 год, которые были представлены органу регулирования в 2012 году, составили, по мнению перевозчика, 290,67 миллиона рублей, что ниже экономически обоснованных расходов, учтенных в тарифе на 2012 год (292,47 миллиона рублей).
Согласно экспертному заключению Департамента цен и тарифов по установлению соответствующего тарифа для Общества на 2014 год от 02.11.2013 N ДЦТ-5942-08-06 фактически понесенные ОАО "ВВППК" затраты по Владимирской области за 2012 год составили 269,843 миллиона рублей, находятся в пределах принятого Департаментом и согласованного с Обществом объема затрат, а также учтенного при расчете и установлении экономически обоснованного тарифа на 2012 год - 292,47 миллиона рублей.
На основании проведенных Департаментом транспорта натурным обследованиям пассажиропотоков на маршрутах железнодорожного транспорта в пригородном сообщении на территории Владимирской области определен пассажирооборот в 2012 году в размере 119,6 миллиона пассажиро-километров, в том числе 115,7 миллиона пассажиро-километров по данным обследования пассажиропотоков и 3,9 миллиона пассажиро-километров - по данным ЦО-22 на маршруте Владимир - Петушки.
Департамент цен и тарифов в письме от 28.11.2013 N ДЦТ-6709-08-06 указал на то, что при фактических затратах Общества 269,843 миллиона рублей и пассажирообороте 119,6 миллиона пассажиро-километров, себестоимость перевозок Общества на 2012 год составила 2 рубля 26 копеек за пассажиро-километр, что не превышает установленного уровня тарифа, соответственно, доказывает его безубыточность и отсутствие оснований для включения дополнительных расходов расчет тарифа на 2014 год.
Проверив расчет суммы убытка по формуле, установленной Порядком предоставления субсидий, с применением использованных сторонами показателей, а также проверив наличие у истца права на получение субсидии в спорный период, суды установили, что тариф в размере 2 рублей 26 копеек за пассажиро-километр сформирован исходя из плановых экономически обоснованных расходов Общества в размере 292,47 миллиона рублей и пассажирооборота, равного 129,4 миллиона пассажиро-километров.
При заявленных истцом фактических затратах в размере 269,843 миллиона рублей и пассажирообороте в 119,6 миллиона пассажиро-километров себестоимость перевозок составила 2,256 рубля за пассажиро-километр, что указывает на безубыточность установленного Постановлением N 1466 на 2012 год тарифа для расчетов с населением - 2 рубля 26 копеек за пассажиро-километр.
С учетом того, что согласно экспертному заключению уровень экономически обоснованных затрат Общества в 2012 году по Владимирской области составил 267,231 миллиона рублей, а пассажирооборот - 119,6 миллиона пассажиро-километров, себестоимость перевозок составила 2,234 рубля за пассажиро-километров, что ниже установленного в 2012 году тарифа.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу о том, что при установлении тарифа органами регулирования учтены затраты в размере большем, чем сумма фактически понесенных Обществом за 2012 год затрат. Учитывая размер пассажиропотока, установленный натурными обследованиями, отсутствуют основания полагать, что в 2012 году для истца установлен тариф ниже экономически обоснованного уровня. Бесспорные доказательства осуществления Обществом перевозок населения по льготному или сниженному тарифу не представлены.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии у истца права на получение субсидий в 2012 году в соответствии с положениями Порядка предоставления субсидий является обоснованным.
Довод заявителя жалобы о том, что установленный для ОАО "ВВППК" тариф на перевозки пассажиров является экономически необоснованным, отклоняется судом округа, поскольку фактически сложившийся размер себестоимости перевозок (определенный на основе фактических экономически обоснованных затрат, размера пассажиропотока, установленного натурными обследованиями) оказался ниже, чем тариф, установленный постановлением губернатора Владимирской области. Проверка соответствия тарифа на перевозки пассажиров, установленного для ОАО "ВВППК" на 2012 год, Методике N 235-т/1 для целей взыскания убытков при таких обстоятельствах утрачивает правовое значение.
Довод Общества о неправомерности вывода судов о пропуске срока исковой давности по требованию о взыскании убытков за 1-3 кварталы 2012 года отклоняется судом округа, поскольку в данном случае не влияет на законность принятых судебных актов, из которых следует, что требование истца о взыскании убытков рассмотрено судами в отношении всего периода, заявленного АО "ВВППК".
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В резолютивной части постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.02.2018, размещенной в электронном виде в информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел", после слов "при участии представителей" допущены описки в датах доверенностей представителей: вместо "Костюковой Н.В., доверенность от 09.01.2018" напечатано "Костюковой Н.В., доверенность от 09.01.2017", вместо "Меньшова М.А., доверенность от 09.01.2018" напечатано "Меньшова М.А., доверенность от 18.01.2017".
Допущенная описка в резолютивной части постановления от 05.02.2018 не затрагивает существа судебного акта, поэтому может быть исправлена на основании части 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.05.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу N А11-12535/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на акционерное общество "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно расчету, произведенному истцом, в 2012 году он оказал услуги по перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении в согласованном объеме по установленному тарифу 2 рубля 26 копеек, который не является экономически обоснованным и установлен в нарушение Методики N 235-т/1, что привело к возникновению у ОАО "ВВППК" убытков в сумме 45 493 000 рублей в виде непокрытых затрат на осуществление данной хозяйственной деятельности.
...
Довод заявителя жалобы о том, что установленный для ОАО "ВВППК" тариф на перевозки пассажиров является экономически необоснованным, отклоняется судом округа, поскольку фактически сложившийся размер себестоимости перевозок (определенный на основе фактических экономически обоснованных затрат, размера пассажиропотока, установленного натурными обследованиями) оказался ниже, чем тариф, установленный постановлением губернатора Владимирской области. Проверка соответствия тарифа на перевозки пассажиров, установленного для ОАО "ВВППК" на 2012 год, Методике N 235-т/1 для целей взыскания убытков при таких обстоятельствах утрачивает правовое значение."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 февраля 2018 г. N Ф01-5866/17 по делу N А11-12535/2015