г. Нижний Новгород |
|
14 марта 2018 г. |
Дело N А79-3235/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.03.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Александровой А.Г. (доверенность от 12.01.2018 N 4),
от заинтересованного лица: Сергеевой К.В. (доверенность от 27.11.2017 N 01-46/8858),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.10.2017, принятое судьей Афанасьевым А.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017, принятое судьями Захаровой Т.А., Кириловой Е.А., Смирновой И.А., по делу N А79-3235/2017
по заявлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам
о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Чувашской Республике, акционерное общество "Спецавтохозяйство", общество с ограниченной ответственностью "СпецАвтохозяйство" и прокуратура Чувашской Республики,
и установил:
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Служба) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) от 27.03.2017 N 05-04/2073.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" в Чувашской Республике (далее - Российская партия пенсионеров), акционерное общество "Спецавтохозяйство" (далее - АО "Спецавтохозяйство"), общество с ограниченной ответственностью "СпецАвтохозяйство" (далее - ООО "СпецАвтохозяйство") и прокуратура Чувашской Республики.
Решением суда от 12.10.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 указанное решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 30.12.204 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ). По мнению Управления, при вынесении оспариваемого предупреждения установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предупреждение является исполнимым, поэтому основания для удовлетворения заявленного требования отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и подержана представителем в судебном заседании.
Служба в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в Управление обратилась Российская партия пенсионеров с заявлением о неправомерных действиях Службы, выразившихся в установлении необоснованного тарифа по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
В ходе проверки поступившей информации Управление установило, что Служба осуществила контрольные мероприятии по анализу стоимости услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО и пришла к выводу, что экономически обоснованная стоимость этой услуги, оказываемой перевозчиками ТБО, в 2017 году не должна превышать 340 рублей за кубический метр.
Результаты анализа Служба разместила на сайте и направила в управляющие компании городов Чебоксары и Новочебоксарска.
Управление, усмотрев в действиях Службы признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившихся в необоснованном вмешательстве в установление цены по сбору и вывозу ТБО (услуга по транспортированию не является регулируемой), на основании статьи 39 Федерального закона N 135-ФЗ выдало предупреждение от 27.03.2017 N 05-04/2073.
Согласно предупреждению Служба до 25.04.2017 обязана прекратить нарушения законодательства о защите конкуренции путем отзыва писем, направленных в адрес управляющих организаций, относительно цены по сбору и вывозу ТБО в размере 340 рублей за один кубический метр, а также удаления подобной информации с официального сайта Службы.
Служба не согласилась с предупреждением и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями Федерального закона N 135-ФЗ, Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), суд первой инстанции пришел к выводу, что Управление не доказало предусмотренные законом основания для выдачи предупреждения, и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу государственной власти субъекта Российской Федерации предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Предупреждение выдается в том числе в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ предупреждение должно содержать: выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, а также разумный срок их выполнения.
Судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью.
Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта, то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
Суд не устанавливает обстоятельства, подтверждающие факт совершения правонарушения, которые должны быть установлены антимонопольным органом при производстве по делу в случае его возбуждения, и не предрешает выводы антимонопольного органа в порядке главы 9 Федерального закона N 135-ФЗ.
Суд ограничивается констатацией соответствия либо несоответствия предупреждения требованиям статьи 39.1 Федерального закона N 135-ФЗ и Порядка выдачи предупреждений, с учетом того, что предписанные действия должны отвечать целям предупреждения и не могут выходить за пределы мер, необходимых для прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Законность и обоснованность предупреждения также связана с оценкой его исполнимости, в том числе определенности предписываемых действий и возможности их исполнения в указанные сроки.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2014 N 18403/13, пункте 3 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2016.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно статье 4 Федерального закона N 135-ФЗ конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются, в числе прочего, обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке; рост цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.
Управление, выдав Службе предупреждение, указало на наличие в ее действиях признаков нарушения статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, что выразилось в необоснованном вмешательстве в установление цены по сбору и вывозу ТБО.
Услуга по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов входит в состав жилищных услуг, и ее цена определяется общим собранием собственников помещений в жилом доме по предложению управляющей компании, ТСЖ и ЖСК.
Услуга состоит из двух составляющих: сбор и вывоз ТБО, цена на которые не регулируется государством, перевозчики устанавливают ее самостоятельно, и тариф на утилизацию ТБО, который устанавливает Служба. Организации, осуществляющие сбор и вывоз ТБО, при заключении договоров с управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и организациями добавляют к регулируемому тарифу на утилизацию ТБО свои расходы по транспортировке мусора.
Как видно из материалов дела и установили суды, с 2017 года в Службу от населения, ТСЖ, управляющих компаний городов Чебоксары и Новочебоксарска поступала информация об одновременном повышении организациями, осуществляющими сбор и вывоз ТБО, цены более чем в 2,5 раза по сравнению с 2016 годом. Установив цену в размере 500 рублей за кубический метр и более, организации обосновали существенный рост цены вступлением в силу тарифов ЗАО "Управление отходами" на услуги по утилизации ТБО.
Кабинет Министров Чувашской Республики 07.02.2017 рассмотрел вопрос об установлении платы на услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО, предложив организациям-перевозчикам представить в Службу данные о фактической стоимости услуг транспортировки ТБО с приложением обосновывающих документов.
Расчеты на услуги с приложением расшифровок по отдельным статьям затрат (без обосновывающих документов) представили АО "Спецавтохозяйство" и ООО "СпецАвтохозяйство".
Проанализировав представленные расчеты и стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО, Служба выявила, что организации-перевозчики включают в цену расходы на полное покрытие кассовых расходов, единовременное погашение целевых кредитов, погашение кредиторской задолженности и другое.
Результаты анализа 02.03.2017 размещены на сайте Службы. Ссылка на адресную строку, где они размещены, направлена в управляющие компании городов Чебоксары и Новочебоксарска. В информации имеется ссылка на то, что цены на услуги по транспортировке бытовых отходов не являются регулируемыми, поэтому устанавливаются перевозчиками самостоятельно и определяются условиями договоров.
Оценив материалы дела, суды установили, что Служба не проводила в отношении хозяйствующих субъектов контрольных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ, не принимала решений, обязательных для применения. Спорная информация размещена Службой на сайте исключительно для сведения. Из информации не следует, что в ней установлены требования к товарам или хозяйствующим субъектам, даны указания о заключении в приоритетном порядке договоров. Информация не устанавливает для приобретателей товаров (услуг) ограничений выбора хозяйствующих субъектов, не создает дискриминационных условий, не дает указаний хозяйствующим субъектам о приобретении товаров (услуг), не содержит каких-либо императивных норм.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали, что размещенная информация не может быть истолкована как нарушающая законодательство о защите конкуренции, оснований считать, что Служба допустила вмешательство в установление цены по сбору и вывозу ТБО в размере 340 рублей за один кубический метр, не имеется.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что Управление необоснованно усмотрело в действиях Службы признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, и удовлетворили заявленное требование. Проверяя законность оспариваемого предупреждения, суды правомерно указали на его неисполнимость.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 12.10.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2017 по делу N А79-3235/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив материалы дела, суды установили, что Служба не проводила в отношении хозяйствующих субъектов контрольных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ, не принимала решений, обязательных для применения. Спорная информация размещена Службой на сайте исключительно для сведения. Из информации не следует, что в ней установлены требования к товарам или хозяйствующим субъектам, даны указания о заключении в приоритетном порядке договоров. Информация не устанавливает для приобретателей товаров (услуг) ограничений выбора хозяйствующих субъектов, не создает дискриминационных условий, не дает указаний хозяйствующим субъектам о приобретении товаров (услуг), не содержит каких-либо императивных норм.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали, что размещенная информация не может быть истолкована как нарушающая законодательство о защите конкуренции, оснований считать, что Служба допустила вмешательство в установление цены по сбору и вывозу ТБО в размере 340 рублей за один кубический метр, не имеется.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что Управление необоснованно усмотрело в действиях Службы признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, и удовлетворили заявленное требование. Проверяя законность оспариваемого предупреждения, суды правомерно указали на его неисполнимость."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 марта 2018 г. N Ф01-353/18 по делу N А79-3235/2017