Нижний Новгород |
|
16 августа 2018 г. |
Дело N А29-2630/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2018.
Полный текст постановления изготовлен 16.08.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.
при участии представителей
от общества с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания": Землянских О.Н. (доверенность от 29.08.2017 N 22),
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Боженовой Е.Ч. (доверенность от 27.04.2018 N СЕВ НЮ-24/Д), Гришиной З.Ш. (доверенность от 01.08.2018 N СЕВТЦФТО-13/Д)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.01.2018, принятое судьей Гайдак И.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018, принятое судьями Дьяконовой Т.М., Кормщиковой Н.А., Пуртовой Т.Е., по делу N А29-2630/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" (ОГРН: 1111106000268, ИНН: 1106027290)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
о взыскании 3 200 980 рублей 26 копеек
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" (далее - ООО "СГК") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 2 922 940 рублей 26 копеек излишне списанных с единого лицевого счета денежных средств в качестве платы за нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования за период с 16.03 по 07.07.2016 и 178 616 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 07.07.2016 по 15.01.2018.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 15.01.2018, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018, отказал в удовлетворении требований. Суд пришел к выводу о наличии оснований для списания с единого лицевого счета истца платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Ветлосян в перевозочном процессе.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "СГК" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, недопустимо списание ответчиком денежных средств с Единого лицевого счета истца без его согласия; размещение вагонов на путях главного парка станции Ветласян N 7,15,17,19,21 требует наличия производственной необходимости и согласования между начальником железнодорожной станции Ветласян и ООО "СГК" (параграф 4 договора N 7-154), однако таких доказательств ответчик не представил. Вследствие доверенностей N НПЗ-189 и НПЗ-188, выданных грузополучателем (ООО "ЛУКОЙЛ-УНП") обществу "СГК", полномочия последнего состояли в подаче вагонов, забираемых у ОАО "РЖД" своим локомотивом, в адрес грузополучателя. В этой связи в силу части 4 статьи 62 УЖТ, статей 182 и 185 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности возникают непосредственно у грузополучателя, что не было учтено судом. В силу пункта 4.5 Положения о порядке взаимодействия (утвержденного ОАО "РЖД", ООО "СГК" и ООО "Лукойл-УНП") сменный инженер ООО "Лукойл-УНП", после того как вагоны поступили на приемо-отправочные пути общего пользования, согласовывает с ООО "СГК" очередность и количество подаваемых вагонов на каждый грузовой путь, что свидетельствует о зависимости ООО "СГК" от указаний ООО "Лукойл-УНП" в подаче вагонов (продвижению их с выставочных путей своим локомотивом) и позволяет заключить, что порожние вагоны, находящиеся на путях общего пользования, не могут быть перемещены на пути необщего пользования ООО "СГК" и поданы грузополучателю до тех пор, пока ООО "Лукойл-УНП" не разрешит их подачу в требуемом объеме для последующей загрузки нефтепродуктами. Поскольку ООО "Лукойл-УНП" не разрешило подачу вагонов в требуемом объеме для последующей загрузки нефтепродуктами, вина ООО "СГК" отсутствовала.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании не согласились с доводами заявителя и просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей сторон, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "СГК" (контрагент) заключили договор от 04.09.2015 N 7-154 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "СГК", являющегося контрагентом ООО "Газпромтранс" по станции Ветласян Северной железной дороги, по условиям которого производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего в маневровом районе N 1 к железнодорожному пути N 5 парка НПЗ станции Ветласян стрелочным переводом N 2, в маневровом районе N 2 к соединительному железнодорожному пути необщего пользования N 1 ООО "Газпромтранс" стрелочным переводом N 41. Границами железнодорожного пути необщего пользования являются: для маневрового района N 1 со стороны "Старого комплекса" - изостык сигнала М-2 парка НПЗ станции Ветласян, для маневрового района N 2 - передний стык рамного рельса и стык хвоста крестовины стрелочного перевода N 41 (параграф 1 договора).
Согласно параграфу 2 договора развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 11720,5 метра, из них 4949 метров принадлежат "перевозчику", 1956 метров принадлежат обслуживаемым "контрагентом" предприятиям, 4815,5 метра принадлежат "контрагенту" на основании договора аренды недвижимого имущества от 08.05.2015 N 183-06-2015, заключенного ООО "ЛУКОЙЛ-УНП" и ООО "СГК" (далее - договор аренды).
В соответствии с параграфом 4 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом "перевозчика" на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом "контрагента". В случае производственной необходимости по согласованию с начальником станции Ветласян сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом "перевозчика" на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23 Главного парка станции Ветласян, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом "контрагента".
Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом "контрагента" на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 Главного парка станции Ветласян, дальнейшая их уборка производится локомотивом "перевозчика". В случае производственной необходимости, по согласованию с начальником станции Ветласян, возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом "контрагента" на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян, дальнейшая их уборка производится локомотивом "перевозчика".
Сформированный "контрагентом" на "Новом наливном комплексе" отправительский маршрут, установленного веса и длины в соответствии с планом формирования, выставляется локомотивом "контрагента" на приемо-отправочные пути N 7, 9 Главного парка станции Ветласян.
По параграфу 5 договора подача вагонов на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23 Главного парка станции Ветласян и возврат их с железнодорожного пути необщего пользования на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 Главного парка станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян производятся по уведомлению.
О предстоящей подаче вагонов "перевозчик" уведомляет "контрагента" не позднее, чем за два часа до предстоящей подачи.
Уведомление передается круглосуточно по телефону 77-17-40 с записью в книгу уведомлений.
О возврате вагонов с железнодорожного пути необщего пользования "контрагент" уведомляет "перевозчика" по указанному телефону с указанием номеров вагонов, груженый или порожний с последующим письменным подтверждением, предоставленным не позднее, чем через два часа с момента возврата вагонов на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 Главного парка станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян.
Подтверждением готовности к приему вагонов на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 Главного парка станции Ветласян или на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян является:
- предоставление "перевозчику" транспортной железнодорожной накладной на каждую отправку, согласованной "перевозчиком" и оформленной в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также других документов, предусмотренных нормативными правовыми актами;
- отсутствие коммерческих и технических неисправностей, повреждения груза и других причин задержки, не зависящих от "перевозчика".
Согласно параграфу 8 договора (в редакции протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015) время нахождения вагонов на пути необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян до момента их возвращения и сдачи "перевозчику" на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 Главного парка станции Ветласян.
В случае задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании подачи или приема на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян в связи с занятостью приемо-отправочных путей N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян вагонами, не готовыми к подаче, по причинам, зависящим от "контрагента", ответственность за задержку несет "контрагент". По факту задержки вагонов "перевозчик" оформляет акт общей формы.
В случае, если "контрагент" отказывается от подачи вагонов на приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян или приемо-отправочные пути N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян заняты вагонами предыдущей подачи, "перевозчиком" оформляется акт общей формы на задержку подачи вагонов на железнодорожных путях общего пользования в ожидании их подачи на железнодорожные пути необщего пользования по причинам, зависящим от "контрагента", с включением в него всех вагонов, которые готовы к подаче.
В случае обнаружения обстоятельств, свидетельствующих о неготовности вагонов к уборке на приемо-отправочные пути N 7, 9, 11 Главного парка станции Ветласян, по причинам, зависящим от "контрагента", "перевозчик" оформляет акт общей формы на задержку подачи вагонов на приемо-отправочных путях N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян.
На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов, равный:
- для наливных грузов - 7.1 часа;
- для отправительского маршрута с дизтопливом - 11.9 часа, с мазутом - 10,95 часа;
- для сухогрузов (строительных грузов, оборудования, техники, металлоконструкций и других прочих грузов, кроме наливных) - 3.47 часа.
Контрагент уплачивает перевозчику плату за нахождение вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожных путях общего пользования, и задержку в пути следования, по причинам зависящим от "контрагента", по ставкам, установленным Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 и зарегистрированным в Министерстве юстиции России 26.05.2015 N 37379 (пункт 9.2 параграфа 9 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015).
В силу параграфа 13 договора все споры по договору рассматриваются Арбитражным судом Республики Коми.
В пункте 14.5 договора (в редакции протокола урегулирования разногласий от 28.10.2015) предусмотрено, что "контрагент" обязан убрать вагоны с приемо-отправочных путей N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян не позднее 15 минут с момента готовности вагонов к сдаче (при этом 2 часа с момента уведомления о подаче вагонов истекло). В случае задержки уборки вагонов с приемо-отправочных путей N 4, 5, 6, 7 парка НПЗ станции Ветласян по причинам, зависящим от "контрагента", он уплачивает "перевозчику" плату, указанную в пункте 9.2 параграфа 9 договора.
Срок действия договора определен сторонами по 31.05.2016 включительно (пункт 15.1 договора).
ОАО "РЖД" и ООО "СГК" (клиент) заключили договор на организацию расчетов от 10.04.2013 N 7Р22-1932/13, который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и (или) порожних вагонов.
Клиенту присваивается код плательщика 1004433521, наименование клиента ООО "Сервисная грузовая компания", указываемое в перевозочных и иных документах, открывается лицевой счет.
Клиент выступает заказчиком, о чем соответствующая информация вносится ОАО "РЖД" в АС ЭТРАН.
Клиент осуществляет расчеты за следующие услуги: импорт, экспорт внутригосударственные сборы, дополнительные сборы, и другие.
Права и обязанности сторон, порядок расчетов, ответственность сторон и иные условия по исполнению соглашения указаны в положении о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и (или) порожних вагонов, утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р и опубликованном на официальном сайте ОАО "РЖД" по адресу www.rzd.ru (далее - Положение), являющемся неотъемлемой частью соглашения.
Подписанием соглашения клиент подтверждает, что ознакомился и согласен с установленными Положением условиями (пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 договора в редакции дополнительного соглашения от 05.12.2013 N 2).
Срок действия договора определен сторонами по 31.12.2013. Если ни одна из сторон письменно не заявила о намерении расторгнуть договор за 60 календарных дней до окончания срока его действий, договор считается продленным на каждый последующий календарный год (пункты 8.1 и 8.2 договора).
В силу пункта 7.1 Положения о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р, претензии клиента по вопросам возврата либо перерасчета начисленных платежей предъявляются клиентом по месту заключения соглашения об организации расчетов.
В случае, если споры не урегулированы сторонами в досудебном претензионном порядке, они передаются заинтересованной стороной на рассмотрение в арбитражный суд по месту заключения соглашения об организации расчетов (пункт 7.2 Положения).
В период с 16.03 по 07.07.2016 с единого лицевого счета ООО "СГК" списаны денежные средства на общую сумму 2 922 940 рублей 26 копеек в качестве платы за нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования, что подтверждается 45 накопительными ведомостями.
ООО "СГК" направило ОАО "РЖД" претензии от 05.10.2016 N 2373, от 05.10.2016 N 2374, от 05.10.2016 N 2375, от 05.10.2016 N 2376, от 05.10.2016 N 2377, от 05.10.2016 N 2379, от 06.10.2016 N 2383 с требованиями о возврате неправомерно списанных денежных средств в общей сумме 2 922 940 рублей 26 копеек.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного кодекса.
Для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимо, во-первых, чтобы обогащение одного лица произошло за счет другого (потерпевшего), и, во-вторых, чтобы такое обогащение произошло при отсутствии к тому законных оснований или последующем их отпадении. При этом не имеет значения, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения обогатившегося, самого потерпевшего или третьих лиц либо произошло помимо их воли.
Согласно статье 55 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов (статья 58 Устава).
В силу статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В пункте 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 указано, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Из пунктов 3.1 и 3.2 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" следует, что акты общей формы составляются перевозчиком на станциях отправления, назначения и в пути следования, в том числе для удостоверения фактов задержки вагонов и отказа или уклонения владельца от подписания актов общей формы.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе условия договоров от 04.09.2015 N 7-154, от 10.04.2013 N 7Р22-1932/13 (в редакции дополнительного соглашения от 05.12.2013 N 2), акты общей формы и накопительные ведомости, суды пришли к выводу о правомерности списания с единого лицевого счета истца платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Ветлосян в перевозочном процессе и сочли недоказанным факт неосновательного обогащения ответчика.
Выводы судов соответствуют нормам права, оснований для переоценки этих выводов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, у суда округа не имеется.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
В соответствии со статями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.01.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.05.2018 по делу N А29-2630/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервисная грузовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 указано, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Из пунктов 3.1 и 3.2 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" следует, что акты общей формы составляются перевозчиком на станциях отправления, назначения и в пути следования, в том числе для удостоверения фактов задержки вагонов и отказа или уклонения владельца от подписания актов общей формы."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 августа 2018 г. N Ф01-3017/18 по делу N А29-2630/2017