Нижний Новгород |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А29-9742/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.08.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Чижова И.В.
при участии представителя
от заявителя: Башлыковой Л.А. (доверенность от 28.05.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики
Коми (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2018,
принятое судьей Огородниковой Н.С., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018,
принятое судьями Хоровой Т.В., Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
по делу N А29-9742/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр"
(ИНН: 1120005370, ОГРН: 1071105000108)
о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми
(межрайонное) (ИНН: 1101471495, ОГРН: 1021100512685)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр" (далее - ООО "Центр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) (далее - Управление, Фонд) от 29.08.2018 N 007V12160000148 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2018 заявленное требование удовлетворено частично: оспариваемое решение Фонда признано недействительным в части начисления 70 249 рублей 06 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, 2923 рублей 52 копеек пеней и штрафов в сумме 14 049 рублей 79 копеек за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и в сумме 104 600 рублей за непредставление документов. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права. По его мнению, суммы начисленных работнику выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам проверки, признаются объектом обложения страховыми взносами на общих основаниях. Выводы, содержащиеся в оспариваемом решении Фонда, основаны на справке филиала N 4 государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования по Республике Коми (далее - Региональное отделение ФСС по Республике Коми), поэтому необходимость обоснования доначисленных сумм отсутствует. Заявитель полагает, что при рассмотрении настоящего спора суды вышли за пределы заявленных требований и не привлекли к участию в деле Региональное отделение ФСС по Республике Коми.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело выездную проверку Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой составило акт от 15.07.2016 N 007V10160000457.
В ходе проверки Фонд сделал вывод о неначислении Обществом страховых взносов на суммы не принятых Региональным отделением ФСС по Республике Коми к зачету расходов по обязательному социальному страхованию при проведении соответствующей проверки.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Управления принял решение от 29.08.2016 N 007V12160000148 о привлечении к ответственности на основании части 1 статьи 47 и части 1 статьи 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в суммах соответственно 14 049 рублей 79 копеек и 124 600 рублей. В этом же решении Обществу предложено уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 70 249 рублей 06 копеек и 2923 рубля 52 копейки пеней.
ООО "Центр" с решением Управления не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 5, 7, 8, 9, 33, 35, 37, 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьей 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (далее - Закон N 188-ФЗ), правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 19.01.2016 N 2-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П и от 30.07.2001 N 13-П, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об отсутствии оснований для доначислении Фондом спорной суммы страховых взносов и удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для упомянутых плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, названных в статье 9 Закона.
В статье 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, к которому отнесены государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что основанием для доначисления страховых взносов послужил вывод Управления о необходимости исчисления и уплаты страховых взносов с сумм начисленных работникам выплат, расходы по которым не приняты Региональным отделением ФСС по Республике Коми к зачету по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при проведении соответствующей поверки.
Не принятые к зачету расходы страхователя по обязательному социальному страхованию представляют собой выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении четырех работников Общества (Торопова Н.В, Ларюкова А.В., Самброс Ю.Д., Чуркина Е.А.) за 2015 год. Выводов о необоснованном отнесении пособий, перечисленных указанным лицам, к необлагаемым страховыми взносами суммам, в решении Фонда не содержится.
Между тем действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые Фондом социального страхования Российской Федерации к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения (пункт 34 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).
Доказательств того, что указанные суммы являются вознаграждением за выполнение работниками трудовых функций, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное требование в данной части.
В остальной части законность обжалуемых судебных актов судом округа не проверялась, поскольку не обжаловалась лицами, участвующими в деле.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций не нарушены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.03.2018 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.05.2018 по делу N А29-9742/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, к которому отнесены государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 августа 2018 г. N Ф01-3451/18 по делу N А29-9742/2016
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3451/18
31.05.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3048/18
02.03.2018 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-9742/16
11.10.2016 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-9742/16
23.09.2016 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-9742/16