г. Нижний Новгород |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А43-10499/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Барышева А.Н. (доверенность от 20.03.2018),
от заинтересованного лица: Галкиной А.Ю. (доверенность от 30.06.2017 N 03-11/003669),
Симаковой С.Е. (доверенность от 09.01.2018 N 03-11/000016)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Нижкартон" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.09.2017, принятое судьей Волчанской И.С., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017, принятое судьями Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., Гущиной А.М., по делу N А43-10499/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Нижкартон" (ИНН: 5246049125, ОГРН: 1165246050430)
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Борскому району Нижегородской области от 03.02.2017 N 2
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Нижкартон" (далее - ООО ТД "Нижкартон", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Борскому району Нижегородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 03.02.2017 N 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 25.09.2017 заявление удовлетворено частично: решение Инспекции признано недействительным в части начисления штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в общей сумме 733 029 рублей 20 копеек. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО ТД "Нижкартон" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали пункт 6 Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@, не применили подлежащие применению пункты 10, 11, 14 названного Порядка и подпункт 2 пункта 3, пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Общество указывает, что извещение о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 24.01.2017 N 3 было получено им при формировании квитанции о приеме электронного документа - 27.01.2017 в 13 часов 00 минут. Кроме того, налоговый орган не извещал налогоплательщика о том, что рассмотрение материалов проверки состоится в 17 часов 00 минут.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, приведенную в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании с доводами налогоплательщика не согласились, указали на законность обжалуемых судебных актов и отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО ТД "Нижкартон" за период с 01.01.2013 по 31.12.2014, по налогу на доходы физических лиц - за период с 01.01.2013 по 31.08.2015, результаты которой отразила в акте от 26.07.2016 N 8.
Рассмотрев материалы проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 03.02.2017 N 2 о привлечении ООО ТД "Нижкартон" к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу доначислены налог на добавленную стоимость в сумме 14 032 524 рублей 58 копеек, пени в сумме 4 293 073 рублей 15 копеек и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 1 458 976 рублей; пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 35 рублей 28 копеек и штраф, предусмотренный статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 7082 рублей 40 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 10.04.2017 N 09-12/07357@ решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
ООО ТД "Нижкартон" не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Частично отказывая в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу, в том числе, об отсутствии нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого решения налогового органа.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В силу пункта 2 статьи 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 40 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в силу пункта 14 статьи 101 и пункта 12 статьи 101.4 НК РФ неизвещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, если только в ходе судебного разбирательства не будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в рассмотрении соответствующих материалов.
Приказом Федеральной налоговой службы от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@ утвержден Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок), который определяет общие положения организации информационного обмена при направлении налоговыми органами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и используемых налоговыми органами при проведении налогового контроля.
Согласно пункту 4 Порядка в процессе электронного документооборота при направлении документов по ТКС участвуют такие технологические электронные документы, как: подтверждение даты отправки, квитанция о приеме, уведомление об отказе в приеме и извещение о получении электронного документа.
Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов (пункт 6 Порядка).
Датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) документа в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 10 Порядка).
В пунктах 13 и 14 Порядка установлено, что налоговый орган в течение следующего рабочего дня после дня отправки документа в электронной форме по ТКС должен получить от оператора электронного документооборота подтверждение даты отправки.
Кроме того, налоговый орган должен получить квитанцию о приеме, которую налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует при получении от налогового органа документа в электронной форме по ТКС и отсутствии оснований для отказа в его приеме. Данную квитанцию налогоплательщик (представитель налогоплательщика) обязан направить налоговому органу по ТКС в течение шести дней со дня отправки ему документа налоговым органом.
При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по ТКС считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме (пункт 11 Порядка).
Суды установили и из материалов дела усматривается, что извещением от 24.01.2017 N 3 (том 6, лист дела 29) налоговый орган уведомил Общество о рассмотрении материалов налоговой проверки 27.01.2017 в 11 часов 00 минут.
Указанное извещение направлено Обществу в электронной форме по ТКС 24.01.2017 в 13 часов 07 минут и получено им 25.01.2017 в 08 часов 26 минут, что подтверждается представленными в дело подтверждением даты отправки и извещением о получении электронного документа (том 6, листы дела 35, 37).
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что налоговый орган надлежащим образом исполнил обязанность по уведомлению налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Ссылка Общества на то, что в соответствии с приведенными положениями Порядка датой получения извещения от 24.01.2017 N 3 следует считать 27.01.2017, поскольку именно в этот день налогоплательщик сформировал квитанцию о приеме извещения, подлежит отклонению, поскольку обязанностям налогового органа корреспондируют встречные обязанности налогоплательщика, как участника информационного обмена. Между тем доказательства соблюдения Обществом требований пункта 6 Порядка и направления квитанции о приеме или уведомления об отказе в приеме электронного документа, формирование которых полностью зависит от волеизъявления налогоплательщика, до 27.01.2017, в материалы дела не представлены.
Рассмотрение материалов проверки в 17 часов 00 минут, а не в 11 часов 00 минут, как указано в извещении, не нарушает прав налогоплательщика, тем более что Общество не обеспечило явку своего представителя.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения материалов проверки у Инспекции имелись доказательства надлежащего извещения налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения налогового органа по мотиву нарушения процедуры рассмотрения материалов проверки.
В остальной части законность принятых судебных актов судом округа не проверялась, поскольку Обществом не обжаловалась.
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.09.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 по делу N А43-10499/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Нижкартон" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Нижкартон".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 40 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в силу пункта 14 статьи 101 и пункта 12 статьи 101.4 НК РФ неизвещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, если только в ходе судебного разбирательства не будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в рассмотрении соответствующих материалов.
Приказом Федеральной налоговой службы от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@ утвержден Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок), который определяет общие положения организации информационного обмена при направлении налоговыми органами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и используемых налоговыми органами при проведении налогового контроля."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 марта 2018 г. N Ф01-667/18 по делу N А43-10499/2017
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-667/18
13.12.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8787/17
25.09.2017 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-10499/17
05.05.2017 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-10499/17