г. Нижний Новгород |
|
04 апреля 2018 г. |
Дело N А28-7090/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.04.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства охраны окружающей среды Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 25.09.2017, принятое судьей Андрияновым А.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В., по делу N А28-7090/2017
по заявлению Зуевской районной организации общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" (ИНН: 4309000772, ОГРН: 1024300002022)
о признании незаконным решения Министерства охраны окружающей среды Кировской области
и установил:
Зуевская районная организация общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства охраны окружающей среды Кировской области (далее - Министерство) от 24.04.2017 N 1692-49-01-14 об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения и обязании заключить охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона.
Решением суда Кировской области от 25.09.2017 требования о признании оспариваемого решения незаконным удовлетворено, на Министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Организации о заключении охотхозяйственного соглашения.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами частей 3, 4 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" (далее - Постановление N 17-П), просит отменить судебные акты. Отказ Министерства в заключении соглашения на дату рассмотрения заявления Организации соответствовал закону. Приостановление Конституционным Судом Российской Федерации применения части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, наделявшей долгосрочных охотпользователей правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона, является достаточным основанием для отказа в заключении таких соглашений. Заявитель не лишен возможности воспользоваться правом на заключение охотхозяйственного соглашения после внесения в законодательство необходимых изменений. Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Организация отзыв на кассационную жалобу не представила, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила.
Министерство заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Организация и Министерство (до 14.09.2015 - Управление охраны и использования животного мира Кировской области) заключили договор от 31.10.2000 N 713/07/2000 на предоставление территорий, необходимых для пользования объектами животного мира в целях охоты, в соответствии с которым к заявителю перешло право пользования объектами животного мира на территории охотничьих угодий площадью 166,5 тыс. га, расположенных в Зуевском районе Кировской области, в границах согласно приложению N 1 к долгосрочной лицензии N 0080.
Срок действия договора - до 10.08.2024 (пункт 5.1 контракта).
Право пользования объектами животного мира в названных границах возникло у Организации на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии N 0080 сроком действия до 10.08.2024. В связи с изменением реквизитов Организации взамен указанной лицензии заявителю выдана лицензия серии ХХ N 7177 с таким же сроком действия.
Организация на основании части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ обратилась в Министерство с заявлением от 18.04.2017 N 18 о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона сроком на 49 лет в отношении охотничьих угодий, указанных в лицензии.
Министерство отказало в заключении охотхозяйственного соглашения, ссылаясь на приостановление процедуры их заключения на основании Постановления N 17-П (письмо от 24.04.2017 N 1692-49-01-14).
Организация не согласилась решением Министерства и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 33 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), статьей 71 Федерального закона N 209-ФЗ, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 17-П, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.04.2010) объекты животного мира могли предоставляться юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
В связи с внесением Федеральным законом N 209-ФЗ изменений в Федеральный закон N 52-ФЗ (вступили в силу с 01.04.2010) возможность выдачи долгосрочных лицензий, заключение договоров о предоставлении в пользование территорий, необходимых для осуществления пользования животным миром, не предусмотрена.
Объекты животного мира предоставляются в пользование юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим федеральным законом и Федеральным законом N 209-ФЗ (статья 33 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с требованиями нового правового регулирования выдачи долгосрочных лицензий предусмотрено заключение охотхозяйственных соглашений по результатам аукционов.
В то же время в статье 71 Федерального закона N 209-ФЗ предусмотрено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий (часть 1); долгосрочные лицензии, указанные в части 1 настоящей статьи, не подлежат продлению (часть 2).
Частью 3 этой статьи установлено, что юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий до дня вступления в силу данного закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий, без проведения аукциона.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 данной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ).
В случае, если указанные лица не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, право пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий, прекращается по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 данного закона (часть 9 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ).
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5.3 Постановления N 17-П впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит.
Как следует из материалов дела и установили суды, срок действия выданной Организации долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира заканчивается 10.08.2024.
Таким образом, право пользования животным миром в отношении охотничьих угодий возникло у Организации до дня вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ и сохраняется до истечения срока действия выданной ей лицензии, то есть до 10.08.2024.
Следовательно, Организация в силу части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ имеет право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона.
Министерство отказало Организации в рассмотрении заявления со ссылкой на пункт 5.3 Постановления N 17-П в связи с приостановлением действия части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ.
Между тем, как верно указал апелляционный суд, содержащиеся в Постановлении N 17-П положения лишь временно приостанавливают заключение охотхозяйственых соглашений в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ (до внесения изменений в указанную норму в части установления сроков действия соглашений), не отменяя и не изменяя право и основания заключения соглашений. Само право охотпользователей на на обращение в компетентные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с заявлениями о заключении охотхозяйственных соглашений на основании части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, а также процедуры рассмотрения таких обращений Постановлением N 17-П не были приостановлены.
Таким образом, Министерство обязано было рассмотреть заявление Общества по существу в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством государственной услуги по заключению охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона, утвержденным Указом Губернатора Кировской области от 04.09.20012 N 109, и установить наличие фактических и правовых оснований для заключения охотхозяйственного соглашения.
По результатам рассмотрения заявления Министерство, руководствуясь Постановлением N 17-П, могло принять лишь промежуточное решение о приостановлении заключения охотхозяйственного соглашения до внесения законодателем уточнений в часть 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, но не итоговое решение об отказе в его заключении. В противном случае возникает угроза нарушения права охотпользователя на проявление инициативы в заключении охотхозяйственного соглашения с возможным наступлением для него негативных последствий.
С 10.08.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 224-ФЗ, которым внесены дополнения в часть 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, действие данной нормы возобновлено в уточненной редакции, поэтому Министерство вправе завершить рассмотрение заявления Организации и принять по нему окончательное решение по существу.
На основании изложенного суды правомерно признали незаконным оспариваемый отказ Министерства. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 25.09.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.12.2017 по делу N А28-7090/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства охраны окружающей среды Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Министерство отказало Организации в рассмотрении заявления со ссылкой на пункт 5.3 Постановления N 17-П в связи с приостановлением действия части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ.
Между тем, как верно указал апелляционный суд, содержащиеся в Постановлении N 17-П положения лишь временно приостанавливают заключение охотхозяйственых соглашений в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ (до внесения изменений в указанную норму в части установления сроков действия соглашений), не отменяя и не изменяя право и основания заключения соглашений. Само право охотпользователей на на обращение в компетентные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с заявлениями о заключении охотхозяйственных соглашений на основании части 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, а также процедуры рассмотрения таких обращений Постановлением N 17-П не были приостановлены.
...
По результатам рассмотрения заявления Министерство, руководствуясь Постановлением N 17-П, могло принять лишь промежуточное решение о приостановлении заключения охотхозяйственного соглашения до внесения законодателем уточнений в часть 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, но не итоговое решение об отказе в его заключении. В противном случае возникает угроза нарушения права охотпользователя на проявление инициативы в заключении охотхозяйственного соглашения с возможным наступлением для него негативных последствий.
С 10.08.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 224-ФЗ, которым внесены дополнения в часть 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ, действие данной нормы возобновлено в уточненной редакции, поэтому Министерство вправе завершить рассмотрение заявления Организации и принять по нему окончательное решение по существу."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 апреля 2018 г. N Ф01-829/18 по делу N А28-7090/2017