г. Нижний Новгород |
|
03 мая 2018 г. |
Дело N А82-16088/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2018.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 03.05.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.,
судей Прытковой В.П., Чиха А.Н.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новатор" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.07.2017, принятое судьей Ландарь Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017, принятое судьями Барьяхтар И.Ю., Барминым Д.Ю., Чернигиной Т.В., по делу N А82-16088/2016
по иску акционерного общества "Ярославская генерирующая компания" (ИНН: 7604178769, ОГРН: 1107604005189)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новатор" (ИНН: 7609028238, ОГРН: 1147609000846)
о взыскании задолженности
и установил:
акционерное общество "Ярославская генерирующая компания" (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Новатор" (далее - Общество) о взыскании 932 046 рублей 29 копеек стоимости нормативных потерь тепловой энергии, возникших во внутридомовых сетях многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, с октября 2015 года по январь 2016 года.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 05.07.2017 удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 14.12.2017 отменил решение от 05.07.2017 в части взыскания 181 358 рублей 90 копеек, приняв в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований; в остальной части оставил решение без изменения. При принятии судебных актов суды руководствовались:
- статьями 8, 12, 15, 309, 310, 539, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- статьями 154, 156, 157, 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- статьями 2, 15, 15.1 и 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении);
- Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491);
- Правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034);
- Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354),
- Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124);
- Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306);
- Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115);
- Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 (далее - Порядок N 325);
- Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99-пр).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 05.07.2017 и постановление от 14.12.2017 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в договоре на поставку коммунальных ресурсов от 01.09.2014 N 400-176-14, заключенном между сторонами, не предусмотрено начисление и взимание платы за тепловые потери. Общество полагает, что отсутствуют правовые основания для возложения на управляющую организацию обязанности по возмещению теплоснабжающей организации потерь тепловой энергии, поскольку действующее жилищное законодательство не предусматривает при определении количества тепловой энергии, подлежащей оплате конечными потребителями, обязанности по оплате потерь в тепловых сетях. Кассатор считает, поскольку в спорных многоквартирных домах отсутствуют общедомовые приборы учета тепловой энергии, объем коммунального ресурса в таких домах определяется в соответствии с нормативами потребления, утвержденными Думой Ростовского муниципального района Ярославской области от 30.10.2007 N 271.
По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к неверному выводу о том, что отсутствие изоляции трубопроводов в подвальных помещениях спорных многоквартирных домов является основанием для взыскания с ответчика потерь тепловой энергии. Ответчик полагает, что истец не представил доказательств того, что наличие изоляции спорных трубопроводов было изначально необходимо. Общество обращает внимание суда округа на то, что истец не доказал факты причинения ущерба в результате действий (бездействия) ответчика и нарушения им обязательства.
Заявитель не согласен с расчетом тепловых потерь, поскольку недопустимо возложение на исполнителя коммунальных услуг обязанности по оплате коммунального ресурса в большем по объему и стоимости размере, чем это предусмотрено для проживающих в многоквартирных домах граждан (конечных потребителей). При расчете тепловых потерь не может быть применен тариф стоимости 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой юридическим лицам и иным потребителям, а должен быть применен тариф для населения, поскольку управляющая компания оказывает коммунальные услуги гражданам, проживающим в многоквартирных домах. Кроме того, ответчик указывает, что не подписывал акты приемки-передачи тепловой энергии (потери) с октября 2015 года по январь 2016 года.
Ответчик указал на возможность рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направил представителя в заседание суда округа. Жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах указанных в кассационной жалобе доводов.
Как следует из материалов дела, Компания (ресурсоснабжающая организация) и Общество (исполнитель) заключили договор на поставку коммунальных ресурсов от 01.09.2014 N 400-176-14 (в редакции дополнительных соглашений от 01.10.2014 N 1 и от 01.11.2014 N 2), по условиям которого исполнитель приобретает, а ресурсоснабжающая организация производит поставку тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде для оказания услуг по отоплению и горячему водоснабжению многоквартирных домов Ростовского района Ярославской области (пункт 1.1 договора).
Плановое количество тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, для целей отопления и горячего водоснабжения с разбивкой по кварталам и месяцам указано в приложении 2 к договору (пункт 1.2 договора).
При отсутствии приборов учета количество поставляемой тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде исполнителю рассчитывается ресурсоснабжающей организацией исходя из планового количества тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде, указанного в приложении 2 к договору (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 3.1 договора окончательный расчет производится на основании счета на оплату ресурсоснабжающей организации и акта приема-передачи тепловой энергии не позднее 20-го числа месяца, следующего за периодом поставки тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде.
В пункте 4.1.1 договора определено, что границей эксплуатационной ответственности сетей теплоснабжения является внешняя граница стены многоквартирного дома. Стороны подписали акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в соответствии с которым граница эксплуатационной ответственности по тепловым сетям между энергоснабжающей организацией и абонентом устанавливается по внешней стене здания жилого дома.
Срок действия договора - с 01.09.2014 до 31.08.2015, а по расчетам - до полного завершения сторонами своих обязательств; в случае, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении, договор считается пролонгированным на следующий календарный год с учетом действующих тарифов (пункт 5.2 договора).
Компания осуществила расчет нормативных потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, с октября 2015 года по январь 2016 года и выставила для оплаты счет-фактуру от 31.01.2016 N 5/0000000005 на сумму 1 098 237 рублей 32 копейки.
Неоплата ответчиком указанной задолженности послужила основанием для обращения Компании с иском в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела Компания уточнила исковые требования, произведя расчет нормативных потерь тепловой энергии с октября 2015 года по январь 2016 года во внутридомовых сетях многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, расположенных по адресам: поселок Петровск, улица Первомайская, дом 48а, улица Вокзальная, дом 26, улица Подгорная, дом 40а, поселок Лесной, дома 4, 5, 7, 8, 9 и 10, деревня Коленово, улица Строителей, дома 1, 2, 3 и 13, улица Полевая, дом 3, поселок Горный, дома 23, 24, 25 и 31, село Караш, дома 1 - 7 и деревня Еремейцево, дома 1 и 2 на общую сумму 932 046 рублей 29 копеек.
Истец представил в материалы дела акты от 09.12.2015 и от 10.12.2015, составленные и подписанные комиссией в составе представителей истца и заместителя главы сельского поселения Петровское Самодурова А.А., согласно которым комиссией обследованы внутренние тепловые сети в технических подвалах жилых домов и выявлено полное отсутствие тепловой изоляции на трубопроводах в подвальных помещениях.
В ходе проведенного сторонами с 28.11.2017 по 01.12.2017 на основании определения суда апелляционной инстанции от 13.11.2017 совместного осмотра спорных участков сетей в многоквартирных домах, установлено, что тепловая изоляция на тепловых сетях в подвалах многоквартирных домов, расположенных по адресам: деревня Еремейцево, дом 2, поселок Лесной, дома 4, 5, 8, 9 и 10, село Караш, дома 1 - 7, поселок Горный, дома 23, 24, 25 и 31, деревня Коленово, улица Строителей, дома 1 и 2, поселок Петровск, улица Первомайская, дом 48а, улица Подгорная, дом 40а, присутствует частично на тепловых сетях в подвалах многоквартирных домов, расположенных по адресам: деревня Коленово, улица Строителей, дом 3 (95%), дом 13 (90%) и улица Полевая, дом 3 (95%).
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: поселок Петровск, улица Вокзальная, дом 26, в акте от 28.11.2017 указано, что тепловая изоляция восстановлена. В замечаниях ответчика к акту отмечено, что работы по теплоизоляции не производились в период рассмотрения настоящего дела.
В акте от 01.12.2017 в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу деревня Еремейцево, дом 1, указано, что произвести осмотр тепловых сетей в подвале не представляется возможным ввиду затопления данного объекта.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу поселок Лесной, дом 7, в акте от 01.12.2017 указано, что произвести обследование тепловых сетей в подвале не представляется возможным из-за отсутствия подвального помещения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении, потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации (часть 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
В пункте 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, установлено, что граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
Внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил N 491).
Как следует из частей 1 и 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В пункте 10 Методики N 99/пр определено, что при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности расчет количества поданных (полученных) тепловой энергии, теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета.
Из материалов дела следует, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, отсутствуют общедомовые приборы учета тепловой энергии; согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон граница балансовой принадлежности установлена по внешней стене здания жилого дома, следовательно, точкой поставки, в которой надлежит определять объем поставленной в многоквартирный жилой дом тепловой энергии, является наружная стена дома.
Поскольку объектом теплоснабжения являются помещения в многоквартирном жилом доме, к правоотношениям сторон применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила N 354 и Правила N 124.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусматривающей сложение объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям комнатных приборов учета электрической энергии (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета электрической энергии), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых и нежилых помещениях исходя из объемов среднемесячного потребления коммунальной услуги в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг исходя из расчетных объемов коммунального ресурса; объема (количества) коммунального ресурса, использованного при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определенный за расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг; объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определенного за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период), при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения 2 к названным правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Таким образом, установленный подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 порядок определения объема коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, не оснащенный прибором учета, не предусматривает дополнительного предъявления к оплате потерь тепловой энергии, возникающих во внутридомовых сетях.
В пункте 25 Правил N 306 указано, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются потери коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354, отопление - подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения 1 к названным правилам.
Как следует из Правил N 115 трубопроводы, проложенные в подвалах и других неотапливаемых помещениях, оборудуются тепловой изоляцией.
В силу пункта 3.23 *СНиП 2.04.05-91*. Отопление, вентиляция и кондиционирование (утв. Госстроем СССР 28.11.1991), тепловую изоляцию следует предусматривать для трубопроводов систем отопления, прокладываемых в неотапливаемых помещениях, в местах, где возможно замерзание теплоносителя, в искусственно охлаждаемых помещениях, а также для предупреждения ожогов и конденсации влаги в них.
В случае отсутствия теплоизоляции системы теплоснабжения отвечают признакам теплопотребляющих установок, соответственно, проходящие через подвальные помещения трубопроводы являются теплопринимающими устройствами.
При этом фактически потребляемая ввиду отсутствия изоляции тепловая энергия не может учитываться при утверждении тарифа на тепловую энергию, так как указанное потребление происходит в границах эксплуатационной ответственности управляющей организации.
Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в гигакалориях на 1 квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев (пункт 3 приложения 1 к Правилам N 306).
В письме администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от 01.11.2017 N 273, определение нормативов на отопление осуществлялось с применением расчетного метода с учетом часовой тепловой нагрузки на отопление всех многоквартирных и жилых домов района. Информация о тепловой нагрузке указывается в проектных документах и в паспортах многоквартирных и жилых домов.
В пункте 20 приложения 1 к Правилам N 306 определено, что часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов.
Методические рекомендации по определению расчетных часовых тепловых нагрузок отопления, приточной вентиляции и горячего водоснабжения приведены в приложении 1 к Методике определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105, действовавших на момент установления и принятия решения об утверждении норматива потребления коммунальных услуг для населения (30.10.2007), в которых указано, что при наличии в здании отапливаемого подвала к полученному объему отапливаемого здания необходимо добавить 40 процентов объема этого подвала. Отапливаемым подвалом следует считать подвальное помещение, в котором для поддержания проектного значения температуры воздуха предусмотрено проектом и осуществлено отопление при помощи отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, регистров из гладких или ребристых труб) и (или) неизолированных трубопроводов системы отопления или тепловой сети. Если отопление подвала проектом не было предусмотрено, упомянутые трубопроводы должны быть покрыты тепловой изоляцией (*СНиП 2.04.05-91*.Отопление, вентиляция и кондиционирование, пункт 3.23*).
В пункте 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 названных правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Нормативные технологические потери и затраты тепловой энергии при ее передаче включают: потери и затраты тепловой энергии, обусловленные потерями и затратами теплоносителя; потери тепловой энергии теплопередачей через изоляционные конструкции теплопроводов и оборудование тепловых сетей (пункт 11 Порядка N 325).
Исследовав по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суд второй инстанции установил, что трубопроводы в подвальных помещениях многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, в спорный период не были оборудованы тепловой изоляцией; объемы технических подвалов при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению не учитывались. Таким образом, поскольку тепловая энергия потреблялась неизолированными в нарушение требований технической эксплуатации трубопроводами и ее расход не был учтен в нормативах, на основании которых ответчик осуществляет оплату поставленной тепловой энергии, Компания понесла убытки в размере стоимости данной тепловой энергии. Расчет суммы исковых требований ответчик не оспорил, контррасчет не представил.
Апелляционный суд учел, что акты проведенного в 2015 году обследования трубопроводов в подвальных помещениях спорных многоквартирных домов, представленные истцом в материалы дела, составлены без участия ответчика, доказательства его уведомления о проведении осмотра в материалах дела отсутствуют. При этом часть сведений, отраженных в данных актах, по итогам проведенного сторонами с 28.11.2017 по 30.11.2017 совместного осмотра оказались недостоверными.
При указанных обстоятельствах суд пришел в выводу о том, что отсутствие на трубопроводах тепловой изоляции в спорный период в многоквартирных домах, расположенных по адресам: поселок Петровск, улица Вокзальная, дом 26; деревня Еремейцево, дом 1; поселок Лесной, дом 7, не подтверждено надлежащими доказательствами, и исключил из расчета, представленного истцом, указанные многоквартирные дома, а также дома, по итогам обследования трубопроводах в которых обнаружено наличие 90-95 процентов тепловой изоляции.
На основании изложенного суд округа счел, что с учетом конкретных фактических обстоятельств по делу, установленных по результатам оценки доказательств, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Компании о взыскании стоимости тепловой энергии в количестве 303,435 гигакалории на сумму 750 687 рублей 39 копеек.
Аргумент заявителя о том, что при расчете должен быть применен тариф для населения, поскольку управляющая компания оказывает коммунальные услуги гражданам, проживающим в многоквартирных домах, обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку взыскиваемая стоимость потерь тепловой энергии является по сути убытками, возникшими ввиду ненадлежащего содержания ответчиком общего имущества многоквартирных домов, и должна возмещаться не за счет средств граждан, а за счет собственных средств ответчика, что соответствует целям стимулирования управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом и достижению целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан. При этом данный объем тепловой энергии не был поставлен гражданам-потребителям, а фактически использовался для отопления подвалов спорных многоквартирных домов в нарушение Правил N 115.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных судами обстоятельств, что в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находится за пределами компетенции арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.07.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.12.2017 по делу N А82-16088/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новатор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Жеглова |
Судьи |
В.П. Прыткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 мая 2018 г. N Ф01-1147/18 по делу N А82-16088/2016